С любовью, но без розовых очков
Сохранять историческое наследие и уметь сочетать его с современными тенденциями — насколько сложна эта задача? Как ее реализуют в Тюмени, обсуждали участники Градостроительного форума на секции «Код города: локальные традиции и глобальные решения».
Участники сессии — архитекторы, урбанисты, ученые, — говорили о том, как формировать целостный, узнаваемый облик города. В каких символах его можно выразить, в каких единицах измерить? И как сделать так, чтобы сами горожане принимали в этих процессах активное участие?
Дмитрий Селивохин, главный архитектор центра стратегического развития «Сибирь», считает, что Тюмень отличается от подавляющего большинства городов тем, что идентичности здесь уделяется очень большое внимание. Элементы айдентики (набора уникальных элементов, которые делают образ узнаваемым) у нас не воспринимаются как атака на окружающую среду, наоборот, они гармонизируют пространство. Фирменный стиль Тюмени как конструктор складывается из разных пикселей, каждый из которых несет смысловую и историко-культурную нагрузку. То, что раньше воспринималось как навязчивая социальная реклама или визуальный шум, сейчас превратилось в часть городской среды. У этих элементов городской идентичности — много смыслов, выглядят они очень эффектно. Так появились слоганы: «город, где хранится история», «город, где начинается путь» и другие.
— Ни у одного города страны такого нет, — утверждает архитектор. — Благодаря коллективному творчеству, исходящему от жителей города, создается впечатление и ощущение счастья. Формируется образ города Счастья.
Когда архитекторы говорят о коде города, они имеют в виду вовсе не набор цифр для идентификации телефонных номеров или госномеров автомобилей. Для них код — это то, что из чего состоит городская ткань — из нитей прошлого, настоящего и будущего, то есть из уникальных исторических, современных и строящихся объектов. При создании этого архитектурного полотна, по мнению Николая Гагина, основателя архитектурной мастерской «Река», необходимо соблюдать правило: не разрушать, а развивать. Создавать, а не копировать. Причем правила — это не запрет делать что-то, а прежде всего широкое поле возможностей и открытость новому опыту. Так детали декора, колористики фасадов старых зданий, особенности их расположения можно использовать при создании современных как жилых, так и нежилых (например, торговых) объектов.
О важности пространственных стратегий при создании дизайн-кода говорила и Наталья Сухорукова, руководитель отдела градостроительства IND. Рельеф, природа, климат, ландшафт — все это может стать формой выражения идентичности в городской архитектуре. Значения и смыслы работы над дизайн-кодом и образом города намного глубже чистой эстетики. Идентичность формирует мировоззрение, чувство принадлежности, привязанности, отождествления себя с тем городом, в котором живешь. Он становится родным, а, значит, ты не можешь быть к нему равнодушным. Появился даже такой термин «профессиональный горожанин» -то есть человек, который хорошо знает свой город и понимает, что сделать для того, чтобы он стал еще лучше. Возрастает и роль городских сообществ, которые вносят значительный вклад в благоустройство своего двора или целого микрорайона.
— Городская среда определяется сознанием, — развил эту мысль Алексей Комов, модератор сессии, первый вице-президент Союза московских архитекторов, куратор всероссийского архитектурного фестиваля «Зодчество». — И осознанием правил игры в архитектуре того региона, в котором живешь.
Одним из правил такой игры может стать игра цвета как часть айдентики. Архитекторы и градостроители даже используют такое понятие, как «цветовая родина». Например, принято считать, что цвет Москвы — желтый, Eревана — розовый.
Анастасия Юстус, директор центра архитектурной подготовки, член творческого Союза художников России, доцент кафедры дизайна архитектурной среды ТИУ, напомнила, что исторически колористический каркас Тюмени был красно-кирпичный с белым. В ТИУ не первый год исследуют пути формирования колористики города. В 2018-2020 годах в вузе провели комплексный анализ Салехарда, Ханты-Мансийска, Тобольска, Тюмени, Ишима, Ялуторовска, изучали архивные документы, сопоставили их с современной колористической картой и создали проект архитектурного образа областной столицы.
Законодательно механизма регулирования цвета городской архитектуры пока не существует, но, как отмечают эксперты, без колористики трудно создать единый, узнаваемый образ города. В ТИУ провели социологический опрос, чтобы выяснить, какие цвета в архитектуре горожане предпочитают.
Оказалось, что тюменцам больше нравятся холодные акценты, жилая застройка, по их мнению, не должна отличаться яркостью, а броские цвета в новостройках застройщики используют в основном для привлечения северян. На основе анализа больших баз данных в ТИУ сформирован цветовой генеральный план центральной части города, его применили при создании архитектурно-градостроительной концепции улицы Ленина, проект занял первое место на открытом публичном конкурсе.
Для некоторых оттенков, используемых в колористке фасадов центральной улицы, были предложены особые названия, например, «кремовый бисквит».
— Наравне с очевидными успехами в тюменском градостроении есть и проблемы, — с такого заявления начал доклад Андрей Табанаков, председатель правления Тюменского отделения Союза архитекторов России, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, директор «Мастерской архитектора Табанакова А.В.».
По его мнению, «открыточных видов в Тюмени не так много», городская застройка стала слишком ровной, в ней отсутствуют доминанты. Панораму и силуэт города необходимо формировать.
Для этого хорошо бы определить высотность зданий в каждом районе, четко обозначить границы исторического центра города, сформировать планы развития его туристической привлекательности. Жизнь требует актуализировать Генплан развития Тюмени, который был принят городской думой в 2008 году («Можно ли по нему строить сегодня?») и доработать мастер-план города с учетом развития тюменской агломерации.
— Работы всем вместе предстоит много, — резюмировал модератор. — Необходимо формировать идентичность города. Формировать с любовью. Каждому из нас надо научиться видеть город в себе. Ведь идентичность — это осознание самих себя. И никто за нас этого не сделает.
Юлия Кононова
***
фото: Доминанта кое-где уже есть.