Как работает штука под названием «управление бизнесом»
Тюмень на два дня стала обучающей площадкой и местом общения продавцов электронной коммерции.
Опытом и рекомендациями делились руководители Мегамаркета и эксперты в области бизнеса и e-commerce-рынка. Мегасреда — обучающее мероприятие для продавцов, производителей товара, предпринимателей, интересующихся электронной коммерцией.
Но всегда на таких бизнес-мероприятиях важным и ценным бывает общение с признанными экспертами. Часовая лекция «Управление изменениями» Ильи Eвстратенко, эксперта по стратегическому менеджменту, управляющего Урало-Сибирского института бизнеса, собрала почти полный зал.
Избегая наукообразности, он сумел донести до слушателей важность управления изменениями. И понимания этих процессов. По словам Ильи Eвстратенко, это тем более важно, что стабильность сейчас повсеместно исчезла. Eе нет совсем. Причина во многих факторах, и геополитических в том числе.
— Чем более компетентен руководитель, тем больше возникает рисков при выработке решений. Потому что «решить» и «сделать» -это разные вещи.
Но есть подсказки, как можно использовать знания, чтобы не было горя от ума. А для этого надо анализировать повторяющиеся ошибки или менять стратегию. Но было бы неправильно фиксироваться только на минусах. Менеджмент -это прежде всего обобщение опыта. Нужно понимать, что стратегия — это не аксиома и не какой-то закон. Это некий вектор развития, который в своем существе имеет почву для творчества, имеет какие-то изменения, понятно, что не кардинальные. Поэтому ничего страшного не происходит, если мы ее корректируем. Тем более, если во внешней цели происходят какие-то изменения. Вот, например, запланировали стратегию себе на год, но произошли существенные изменения, и потому бессмысленно сидеть и делать вид, что ничего не произошло. Нужно сесть и переделать ее.
А тактика — это шаги в рамках этого вектора, которые нужно сделать, чтобы стратегия реализовалась. Ключевой момент здесь в том, что, когда мы вырабатываем стратегию, то рисуем для себя идеальную обобщенную картинку. Для этого нужна тактика. Она призвана реализовать в существующих возможностях и реалиях то, что мы спланировали.
— В менеджменте принято рассуждать, что лучше пусть стратегия написана на троечку, но при этом есть тактика на пятерку, чем обратная картинка. Также нам нужно понимать, что есть третий элемент, благодаря которому все это может реализоваться — это персонал.
По словам Ильи Геннадьевича, когда мы говорим про разработку стратегии, надо понимать, что мы всегда говорим про будущее, про какое-то его представление. Почему мы не любим заниматься стратегией? Ответ элементарный: все на самом деле в голове руководителя или собственника бизнеса. Мы заложники нашего прошлого хорошего опыта. 90% людей, когда сталкиваются с какими-то сложными ситуациями, стараются в голове «отлистать назад учебник», вспомнить, когда они еще с этим сталкивались, и какой был тогда сценарий решения проблемы. И они уверены, что этот сценарий сработает снова, но, к сожалению, в бизнесе зачастую так не бывает. Как известно, лидерство сохранить невозможно, его можно только каждый раз выигрывать. Второй момент — мы очень энергоэффективные машины. Наш мозг так устроен, что мы всегда будем стараться избежать неизвестности в стремлении к простым, стандартным вещам.
Бизнес — это бинарная система, то есть система, которая состоит из двух элементов. Из стратегии и тактики. Для того, чтобы бинарная система была устойчива, надо чтобы каждый момент времени минимум одна треть ресурсов использовалась для поддержания одного из элементов. Поэтому, чтобы ни происходило, это работает так: одна треть ресурсов всегда направлена на стратегию, одновременно другая треть направлена на практические вещи. На самом деле, у вас есть лишь только треть ресурсов, которой вы способны управлять и принимать какие-то решения. Поэтому, когда мы с вами говорим про стратегию и тактику в состоянии неопределенности или, когда все замечательно, по сути, это ничего не значит. Наши ресурсы состоят из трех вещей, и нужно просто научиться ими правильно жонглировать.
Молодой предприниматель Вадиф задал вопрос спикеру:
— Вы рассказывали нам о взаимодействии руководителя и сотрудников. Бывают случаи, когда сотрудник манипулируют начальством. Это не секрет, что в бизнесе это самое сложное — выстроить взаимодействие внутри бизнеса. Я сам сталкивался с манипулированием сотрудников. И иногда приходиться уступать. Потому что сейчас у всех дефицит кадров. Eсть ли у вас рекомендации, как разрешать такие ситуации?
— Свои лекции со студентами по менеджменту я начинаю со слов, что менеджмент — это не наука. Не спрашивайте, как правильно. Этого ответа не существует. А вы собственник бизнеса?
— Почти.
— Понятно, — улыбнулся эксперт. — Речь идет о семейном бизнесе. У нас такая в стране традиция — делать бизнес втроем-вчетвером. Ко мне уже подходил сегодня с вопросом один предприниматель, у них 13 сособственников бизнеса! Люди делятся глобально на два блока: люди-механики и люди-органики. Кого-то больше, кого-то меньше. Люди механистического склада рассуждают так: бизнес — это бездушная машина. Главное, выстроить систему так, чтобы механизм не зависел от поведения «детали» -человека, ведь кажется, что его всегда можно заменить. Поэтому, по их мнению, не нужны работникам мотивации, дополнительное обучение. А в системе, созданной «органиком», будет больше внимания к потребностям работников, соответственно и зависимость от них. Поэтому важна организационная культура. Eсли это семейный бизнес, то там будет семейная культура. И сотрудники там ведут себя так, как привыкли в семье: капризничать, саботировать, не слушаться. Eсли же у вас бюрократическая культура, то, значит, приоритет будет за правилами и инструкциями. Каждый тип культуры притягивает к себе людей такого же склада и вымывает людей противоположного склада. Вот так эта штука работает.