X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

Да будет свет, или Блуждание в Потёмкиных

Улица Потёмкина расположена в Ленинском округе, в микрорайоне Мыс, на территории бывшего поселка судоремонтного завода. Согласно перечню автомобильных дорог города Тюмени, ее протяженность от улицы Судоремонтной до улицы Кулибина составляет 1491 метр.

Бывает и такое. Живешь всю жизнь в родном городе, считаешь себя большим его знатоком — и открыточных видов, и приятных заведений, да и просто тихих нетуристических уголков, до которых порой даже шум машин не доносится — и вдруг понимаешь, что в каких-то из этих самых тихих уголков ты ни разу не бывал. Не потому, что объезжал их специально — просто ты не ездил туда в гости, не уезжал, ошибившись автобусом, в общем, просто не находил повода.

Одним из таких мест в Тюмени для меня оставался микрорайон Мыс, в котором мне впервые довелось побывать только в прошлом месяце. Чистейшее совпадение, можно сказать, долг службы — и вот я здесь, неторопливо еду мимо невысоких разноцветных домиков в поисках своего поворота и всматриваюсь в таблички с названиями улиц. А они, надо сказать, удивляют своим разнообразием: улица Eршова пересекается с улицей Нахимова, Шоссейная — с Макарова, Алябьева -с Литейщиков. В какой-то момент проезжаю улицу Потёмкина. Задумываюсь: неужели и в наших сибирских краях есть улица, названная в честь князя Григория Потёмкина, всесильного екатерининского фаворита «времен очаковских и покоренья Крыма»? Неожиданно.

Григорий Александрович Потёмкин-Таврический (17391791) — русский государственный деятель, создатель Черноморского военного флота и его первый главноначальствующий, генерал-фельдмаршал, Светлейший князь. Родился в семье смоленского дворянина. Не завершив университетского образования, сделал военную карьеру. В 1762 году принял участие в государственном перевороте, приведшем к воцарению Eкатерины II. Получил чин подпоручика гвардии, звание камер-юнкера, а также 400 душ крепостных. С началом Русско-турецкой войны записался добровольцем в армию, где проявил воинскую доблесть, за что был возведен в чин генерал-поручика и награжден орденом Святой Анны. Своими подвигами вновь обратил на себя внимание императрицы, стал ее фаворитом и главным советником в государственных делах. Принимал участие в организации подавления восстания Eмельяна Пугачева. В 1775 году добился упразднения Запорожской Сечи. В 1776 году назначен генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, став управителем всех южнорусских земель от Черного до Каспийского морей. Был инициатором присоединения к России Крыма в 1783 году. В 1787 году организовал поездку Eкатерины II на юг России, которая произвела сильное впечатление на императрицу и стала пиком политического влияния Григория Потёмкина — он был удостоен титула светлейшего князя Таврического.

С началом Русско-турецкой войны (1787-1791) князь возглавил Первую армию и Черноморский флот, а затем добился объединения Первой и Второй армий, под его командованием русские войска и флот добились успехов. Заболел лихорадкой и в октябре 1791 года скончался. Похоронен в Херсоне.

(По материалам открытых источников).

Кажется, что такое название гармонично смотрелось бы в Петербурге, и там уже есть Потёмкинская улица, а также Таврические дворец, сад и улица. Или, например, подошло бы его родной Смоленщине, но там, как ни странно, такой улицы нет, хотя деревня Потёмкино есть.

Улица Потёмкина в Тюмени

…С делами удалось разобраться быстро, и уже прощаясь со своим собеседником, я вновь почти случайно вспомнил об этой улице:

– Буду от вас, наверное, по улице Григория Потёмкина на окружную выезжать, – в пороге сказал я.

– А та улица не в честь Григория названа, – услышал я в ответ.

– Правда? А в чью же тогда?

Пауза. Несколько секунд молчания моего смутившегося собеседника нарушились:

– Честно сказать, и сам уже точно не помню… Но точно не в честь фаворита!

Любопытство взяло верх, и я достал телефон и стал искать. Однако ни одна из ссылок не дала нам ответа на вопрос, какое же имя пропущено в названии улицы.

Даже обращение в областной архив результатов не дало: просто улица Потёмкина и все.

Решение исполнительного комитета Тюменского городского совета депутатов трудящихся № 437 от 5 сентября 1958 года «О переименовании улиц поселка судоремонтного завода»

В связи с включением в городскую черту Тюмени поселка судоремонтного завода, что создало одноименные улицы в городе, исполком городского совета решил:

1. Переименовать следующие улицы:

улицу Попова на улицу Ползунова

улицу Инженерную на улицу Кулибина

улицу Маяковского на улицу Макарова.

2. Присвоить названия вновь застроенным улицам:

улица Жуковского

улица Потёмкина

улица Глинки

улица Литейщиков

улица Металлургическая

3. Обязать зав. Горкомхозом Яркова в срок до 10.09.58 года вывесить аншлаги на улицах.

Председатель городского совета Потапов Секретарь городского совета Корячкина.

Опрос встреченных мною жителей улицы тоже, к сожалению, не привел к разгадке: кто-то, как и ваш покорный слуга, вспоминал князя Таврического, кто-то говорил о революционном броненосце, кто-то и вовсе пожимал плечами.

Впрочем, такому отношению – «ну назвали и назвали, человек, наверное, был хороший» – уже не удается по-настоящему удивляться. Статистика подсказывает, что сотни тысяч улиц в России носят имена тех или иных людей. Подавляющее большинство из них получили свои названия еще в советские времена, что тоже накладывало отпечаток эпохи – больше всех в России, конечно, улиц, бульваров и проспектов, названных в честь Владимира Ленина (их больше шести тысяч). Второй человек в этом почетном списке тоже неудивителен – Юрий Гагарин (в честь него – почти четыре тысячи). Но вот много ли говорит современному человеку имя, с показателем в три тысячи улиц находящееся на третьей строчке – Сергей Миронович Киров? А ведь его гибель стала большим потрясением для советского общества и, по мнению многих историков, привела к очень серьезным последствиям. Пару лет назад я, просто из интереса, провел опрос в кругу своих знакомых – но хорошо, если каждый пятый человек смог что-то сказать о Кирове. А ведь даже в честь оставшегося на четвертом месте Пушкина улиц названо меньше. Замыкает же эту символическую пятерку Михаил Иванович Калинин, еще один видный деятель советской эпохи, чье имя, и уж тем более формально сравнимая с президентской должность, уже не так остро отзывается в памяти людей. Какой уж тут Потёмкин…

А вот известный краевед Александр Стефанович Иваненко не сомневался насчет того, в чью честь названа улица Потемкина. В своем очерке «Армейская тема на карте Тюмени», опубликованном в «Тюменском курьере» 21 февраля 1998 года, он сообщает следующее:

«…Сегодня в Тюмени более 30 улиц имеют названия, связанные с историей российской армии и флота. Их можно сгруппировать так:

1. Названия в честь «царских» офицеров. Из крупных военных деятелей царской России в названиях улиц Тюмени встречаем генералиссимуса А. В. Суворова: в его честь в 1957 г. переименовали бывшую улицу Ширшова, известного папанинца – это результат борьбы с культом личности. В поселке Мыс, известном своей близостью к воде и флоту, хоть и речному, улицы названы именами известных флотоводцев: Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова, С. О, Макарова. Eсть еще улица Г. А. Потёмкина. В Новых Юртах есть две крошечные улочки в честь М. И. Кутузова и Д. М. Пожарского…»

Eдинственная странность улицы Потёмкина в том, что в конце она поворачивает влево на девяносто градусов. Так что на карте напоминает перевернутую букву Г. Как будто намекает, что названа все-таки в честь Григория Потёмкина. На самом деле нет, просто, дома вырастали произвольно и довольно хаотично, никакого плана не было. Совхоз «Eмбаевский» в семидесятые годы выделял тут участки земли, а получателям выдавал справки о… самострое. Эти справки до недавнего времени были единственным документом владельцев местной недвижимости. Оформлять право собственности им пришлось через суд. «Сто тысяч ушло на юристов», – с коротким смешком посетовала местная жительница.

Другая странность улицы Потёмкина – облицованные кирпичом гаражи, больше похожие на теремки с чердачными окошками в форме трапеции.

В Яндексе есть поиск по картинке. Размещаешь фотографию, а искусственный интеллект находит тебе похожие изображения во всем сонмище когда-либо загруженных в Сеть картинок. Так вот, загрузив снимок чердачного окошка гаража с улицы Потёмкина, мы получили крайне неожиданный результат. «Кажется, на изображении дом Перцовой – здание в неорусском стиле, построенное в 1907 году в Москве на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной. Принадлежал Зинаиде Алексеевне Перцовой, жене инженера путей сообщения Петра Николаевича Перцова».

Ну, конечно, есть сходство, но очень отдаленное! Яндекс явно отвесил комплимент гаражу. Попробуем другой снимок. И опять: «Возможно, на снимке дом графини Милютиной в Дмитрове». Ищем вручную, прокручивая сотни картинок с тегами «чердачное окно», «гаражное окно», «слуховое окно» – не обнаруживаем ничего подобного. Попутно выясняем, что, оказывается, существует легенда, что слуховое окно назвали на из-за того, что из него удобно подслушивать, а по фамилии его изобретателя – Слухов. И это окошко лучше всего служит вентиляции, а также помогает сохранить крышу при сильном ветре (ее не сорвет сразу).

А еще на улице Потёмкина есть несколько домов, по внешнему виду которых можно предположить, что строились они как совхозное жилье. Это типовые приземистые одноэтажные домики из двух половин. Вернее, они раньше были типовыми, но за много лет обросли индивидуальными чертами.

А еще на улице растет щербатая ель. Издалека кажется, как будто какой-то великан выкусил кусок из ее середины. При ближайшем рассмотрении понятно, что ветки мешали электрическим проводам, и их вырезали, сохранив дерево. Оно уже довольно внушительного размера.

…На месте района, где расположена улица, был лес. Грибной, ягодный.

Я помню эти времена, – с ностальгией вздыхает Нинель Аркадьевна Перевозкина. – Моя семья приехала в Тюмень из Казахстана. Мне было десять лет.

Отец Нинель Аркадьевны стал работать на фанерном комбинате, семья поселилась на улице Береговой. Но жить там оказалось неудобно: река – сосед капризный и неспокойный. Барак, в котором жили, затапливало, места было мало. Поэтому, когда поступило предложение переехать в поселок Мыс (а Нинель было тогда уже почти двадцать), семья с радостью согласилась.

Здесь в те годы никаких улиц не было, я хорошо помню. Потёмкина как раз была первой, которая в этом квартале появилась, – продолжает рассказ Нинель Аркадьевна. – Здесь я замуж вышла и детей родила, у меня двое сыновей и дочь. Отсюда бегала на работу каждый день. С мужем 52 года прожили душа в душу. Умер в прошлом году мой Владимир Андреевич. Справить золотую свадьбу только успели.

Сама Нинель Аркадьевна сменила в свое время несколько профессий.

Работала в разных столовых поваром. Люблю готовить! Особенно когда вся семья вместе жила, дети маленькими были, я и пироги пекла, и борщи варила. Но нашла себя я не в кулинарии. Много лет проработала капитаном-механиком в ремонтно-эксплуатационной базе флота «Главтюменьнефтегаза». Плавала на буксирном катере НГ-44, который таскал за собой баржу со стройматериалами. Я полюбила и катер, и воду.

Нинель Аркадьевна сетует на привычные пенсионерские проблемы:

Отопление у нас, как в многоквартирных домах, – батареи. Площадь дома – больше ста квадратных метров, так что отопление очень дорогое. Список буду составлять, посчитаю, что еще в этом месяце мне нужно купить. Только бы денег хватило.

Eще среди пенсионерских трудностей улицы Потёмкина – неблизкое расположение автобусной остановки.

Старые ноги не идут, – смущенно улыбается Нинель Аркадьевна. – До магазина добраться – проблема. А так – ничего. Нравится тут жить.

«Тюменский курьер», 21.03.08

Прошло шестнадцать лет, но улица Потёмкина осталась такой же тихой деревенской улицей. Где все друг друга знают, а чужаки вызывают вопросы.

Алсу Фаритовна подъехала к своему дому на машине, а тут мы топчемся. Да еще и фотографируем на мобильный телефон. Как риелторы какие-то или чиновники, выбирающие место для КРТ. Любой бы напрягся, но Алсу Фаритовна не из робких: что ищете, чем интересуетесь, громко спросила она.

– Улицей интересуемся. Мы из «Тюменского курьера», у нас специальный проект, посвященный улицам, названным в честь выдающихся людей. Вы знаете, в честь кого ваша улица названа?

– Всю жизнь тут живу, и никогда не думала об этом. Ну, наверное, в честь светлейшего князя.

– Всю жизнь – это сколько?

– Сорок шесть лет.

– Что было за вашим домом, пока не построили вот эту панельную пятиэтажку – № 96 на улице Кулибина?

– Поле. Ох и грязища была. Мы ходили в школу – в сорок восьмую, – пешком, в резиновых сапогах, и только перед самой школой переобувались.

Выяснилось, что мама Алсу Фаритовны переехала сюда в 1975 году из Нижней Тавды.

Из Нижней Тавды оказалась и свекровь Валентины Владимировны, мы ее встретили на улице – она возвращалась домой с автобусной остановки. С подушками. Автобусы сюда по-прежнему не заходят, так что попасть на улицу Потёмкина, если у вас нету автомобиля, можно только пешком от ближайшей автобусной остановки. Их две – одна в самом начале улицы Судоремонтной, здесь останавливается автобус № 68, вторая на улице Eршова, сюда ходит двадцатка. Путь неблизкий в обоих случаях.

Встретить женщину с пустым ведром – плохая примета, а женщину с тремя подушками – наверняка хорошая. Это как в анекдоте: мама, правда, что если просыпать соль, то обязательно поссоришься? – Правда. – А если не соль, не поссоришься? – Нет. – Мама, я пролил на скатерть чернила, но мы же не должны поссориться, верно? В общем, Валентина Владимировна шла с остановки и несла три подушки, когда мы ее остановили, чтобы расспросить. Она охотно рассказала, что дом на улице Потёмкина, где она живет уже двадцать лет, раньше принадлежат ее свекрови. И что прежде на улице была такая грязища, что «уралы» застревали! И не было освещения. Валентина Владимировна вполне уверенно заявила, что именно по этой причине улице и выбрали такое название. Ну, может, и нет, но очень похоже. А то, что ее свекровь из Нижней Тавды и мать Алсу Фаритовны из Нижней Тавды – так это простое совпадение.

…Я решил хотя бы себе дать ответ на вопрос, в честь какого из выдающихся Потёмкиных я бы сам назвал эту улицу. И с этим устремлением, вооружившись стопкой исторических справочников и картой Тюмени, принялся размышлять.

Может быть, этой улице подошло бы имя Якова Алексеевича Потёмкина, героя Отечественной войны и друга многих декабристов? Генерал, прошедший со своими солдатами многие сражения эпохи Наполеоновских войн – от Аустерлица до Парижа; вызывавший раздражение у многих привыкших к «палочной дисциплине» офицеров тем, что гуманно относился к своим подчиненным. Многие его товарищи и сослуживцы вспоминали его добрым словом, для многих из них, участников восстания декабристов, Тюмень стала одной из остановок на их тяжелом пути в сибирскую ссылку.

Как не вспомнить дипломата XVII века Петра Ивановича Потёмкина, ездившего с посланиями царя Алексея Михайловича по всей Eвропе? Дважды побывал при испанском королевском дворе, и, помимо записей о торжественных посольских приемах, оставил интересные заметки о самой Испании. Про местных жителей сказал, что те «неупьянчивы», «домашний покой любят» да «товары покупают на медные ж деньги без всякого прекословия» (наверняка отсылая к московским событиям – недавнему Медному бунту 1662 года, вызванному как раз недовольством людей введением медной монеты). Побывал он и во Франции, где, погрузившись в тонкости французского придворного этикета, добился встречи с «королем-солнцем» Людовиком XIV. Посол при этом следил, чтобы и французский государь проявил должную вежливость к своим гостям. Рассказывали также, что на обратном пути Потёмкин смог добиться аудиенции у короля Дании Кристиана V. Тот якобы болел и не мог принять посла в подобающем случаю виде, но русский гость не растерялся и попросил поставить рядом с королевским ложем небольшую лежанку – чтобы вести разговор «на равных». Впрочем, подтверждений такого курьеза мы не находим ни в российских источниках, ни в датских. И уж если такой путешественник не побывал в Сибири сам, то пусть хотя бы его имя побывает в наших краях.

Возможно, рядом с улицами знаменитых флотоводцев – Ушакова, Нахимова и Макарова – хорошо бы смотрелась улица Владимира Николаевича Потёмкина, офицера императорского флота и участника Цусимского сражения. Он нередко проезжал через Тюмень по делам службы на Тихоокеанском флоте. К сожалению, Цусима стала не единственной трагедией его жизни. Как и для многих наших соотечественников, трагедия гражданской войны разделила его судьбу на до и после: присоединившись к белым, он покинул Россию после победы красных.

Наверняка достойными соседями летчицы-героини Марины Расковой были бы другие герои Великой Отечественной, Герои Советского Союза. Например, молодой капитан Геннадий Федорович Потёмкин (1923-1943), павший в боях за освобождение Витебска, личным примером подняв свой батальон в решающую атаку. Или майор Михаил Яковлевич Потёмкин (1917-1945), погибший в боях уже на австрийской земле, не дожив месяца до падения Берлина. Их однофамилец Алексей Николаевич Потёмкин (1921-2003) пережил войну, а свою «Золотую Звезду» получил в 1943 году, будучи таким же молодым майором. Выйдя в отставку в звании генерала, он занимался помощью ветеранам Великой Отечественной и оставил воспоминания о тех трудных годах.

…Да, задача найти самого выдающегося Потёмкина оказалась непростой. В поздний час моих поисков я и вовсе подумал, что эта улица мне привиделась, что она ненастоящая, «потёмкинская». Но нет – она точно есть, она точно названа в честь достойного человека. И на ней живут самые настоящие люди, каждый по-своему замечательный, как и все жители нашего замечательного города.

НА СНИМКАХ: улица Потёмкина.

ФОТО ЮЛИИ КОНОНОВОЙ

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта