Поиск интеллигентного решения
Тюмень развивается и преображается, уже мало кто решит назвать ее столицей деревень, но все же своего узнаваемого стиля она пока не приобрела. По-прежнему жив стереотип нефтяной столицы с медведями на улицах. Пока никак не помогают ни знаменитый ковер, ни звание столицы термальных источников, ни многоярусная набережная.
Об этом говорили 21 ноября в центре стратегического развития «Сибирь», где прошла встреча с кандидатом искусствоведения, профессором Геннадием Вершининым. Послушать, поразмышлять и поговорить об айдентике и городской навигации. Роли дизайнерского сообщества в формировании стиля города, его узнаваемости, его «отличительным приметам».
Геннадий Васильевич рассказал о развитии айдентики (фирменного стиля, логотипа, системы навигации в городе), родившейся в Италии. Предложил сравнить логотипы европейские, стремящиеся к максимальной лаконичности, не использующие какие-то необыкновенные шрифты или символы, тем не менее узнаваемые, стильные и запоминающиеся, с некоторыми ни в чем себе не отказывающими (ни в цвете, ни в разнообразии картинок и шрифтов) российскими логотипами и стилями. Сошлись во мнении, что сохранить общество, идентичность, свой стиль, используя только традиционные шрифты и символы — это ложный путь. Использование современных тенденций, поиск нового — это вовсе не отказ от себя, от традиций. Здесь важны система созвучий, культура шрифта, лаконичность.
Попробовали разгадать секрет выстреливших находок: например, сейчас нет ни одного города, почти не найти достопримечательности, где не стоял бы знак «Я» с сердцем, означающим «люблю», дальше подставляешь предмет любви: Тюмень, Тобольск, Эльбрус… и готово! Родитель знака — Милтон Глейзер, так он решил признаться в любви Нью-Йорку, похоже, не предполагая, как отзовется в мире его изобретение. Теперь сердцами заполнен мир. Вот так просто, понятно, стильно.
Что важно для дизайнера в современном, перенасыщенном всеми видами шумов, мире? Геннадий Вершинин считает, что интеллигентные решения. Какие они? А такие, что выполняют свою роль, не кричат и не выпячивают себя. Один из примеров подобных решений — указатели в Версале. Они именно указывают, куда идти, как разобраться, часто используются рельефные изображения фигур, силуэтные пиктограммы. Лаконичны, понятны любому, функцию свою выполняют, а пространство не засоряют.
Поговорили, конечно, о создании фирменного стиля города. Посмотрели много чего от финских дизайнеров (дизайнерские находки выставки «Хельсинки — столица мирового дизайна», оформление города к 200-летию), разобрали логотип Мельбурна, этапы поиска, значение цвета и объема в любом дизайнерском решении. Здесь все имеет значение: цвет, объем, шрифт, их сочетание. Вернулись в прошлое и познакомились с интересными находками X Всероссийского фестиваля «Столица российского дизайна» (2008 год).
Разработать стиль города — задача трудная, пространственные решения сложнее плоскостных. Нужно быть осторожным, чтобы не испортить все одной деталью, например, рамкой, ограничивающей пространство, делающей его конечным. «Мы мало что знаем о городе…» Надо искать смыслы и их воплощение с помощью дизайнерских инструментов, законов гармонии. Что касается Тюмени, стоит понять, что формирует ее стиль. Профессор Вершинин уверен: надо вглядываться в детали, учиться. Раскапывать драгоценные камни нашего города, а это и люди, и ресурсы, и природа, не цепляться за архаику, которую мы плохо чувствуем, идти к простому, потому что все сложное недолговечно. Искать цветовые решения, понимать их значение и влияние на восприятие каждого, составлять карты и путеводители так, чтобы было понятно каждому. И смотреть, и пробовать, и снова учиться, и снова искать, искать… Чтобы было и остроумно, и понятно, заставляло думать, меняться. И прислушиваться к художникам, профессиональным дизайнерам, доверять их мастерству и таланту.
Сидящие рядом со мной увлеченно слушали мастера, соглашались с Геннадием Васильевичем и грустили, что интересные решения не находят воплощения на улицах нашего города, а ведь были они у студентов, у талантливого художника Николая Пискулина. Были и, думается, есть. Странно, что принимаются те, которые преподаватели дизайна, искусствоведы хотят «развидеть». Удивительно все это. Кто же тогда делает все наши логотипы, указатели и МАФы?
ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ
***
фото: