X

  • 29 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 133
  • 5632

С ветром по жизни

Любовь Игнатову, директора спортивного клуба «Лидер», многие знают как первую биатлонист-ку Тюмени, однако она стремилась быть первой во всем, чем бы ни занималась. Можно сказать, быть первой — черта ее характера.

Все началось с того, что ее папа купил… нет, не автомобиль, -мотоцикл! Жили они в рабочем поселке Юшала, Любе было 14. Конечно же, она сразу освоила новенький «Восход» и стала гонять на нем по всему поселку. На нем же она подъехала к проходной моторного завода несколько лет спустя, когда ей предложили перейти в лыжную команду завода из ДОКа «Красный Октябрь», где она работала и занималась лыжами.

В тот памятный день 1972 года на проходной работал Леонид Логачев, начальник охраны и председатель местного ДОСААФ. Под его руководством выступали мотогонщики завода. Команда была очень сильная, в нее входил экипаж колясочников (мотоцикла с коляской), а остальные разделялись по классам мотоциклов: 500, 250 и 175 кубических сантиметров. Фамилии мужчин гремели на всю страну: Абрамов, Таранов, Грищенко, Прокопьев, Утусиков. Но, чтобы заявляться на соревнования командой, им необходима была женщина на мотоцикл 175 кубов, таковы были условия командных зачетов. И не просто женщина, а самая лучшая мотогонщица, потому что цель была — командные соревнования выигрывать. Поэтому, когда Леонид Иванович увидел Любу Игнатову, лихо подлетевшую к проходной завода, он просто вцепился в нее мертвой хваткой. Так, не успев приступить к своим рабочим обязанностям, Любовь Андреевна стала и членом команды мотогонщиков крупнейшего предприятия города.

Любовь Андреевне было 25 лет, она была подготовленная, так как занималась лыжами, физически сильная, верткая, выносливая. И на первых же городских соревнованиях выиграла мотогонку с огромным преимуществом.

— Дали старт, и я сразу пошла в отрыв, — вспоминает Любовь Андреевна. — Уехала вперед на полкруга и так и держала эту дистанцию до конца. Ну а что, реакция у меня хорошая всегда была, да и опыт вождения немаленький, к тому же отчаянный характер, скорость всегда любила. Особенно горки, подпрыгнешь на них и летишь несколько метров!

— Не страшно было?

— Нет, что вы, наоборот, здорово, такой адреналин! Мне все эти гонки очень нравились. Особенно хорошо запомнились те, самые первые соревнования, которые я выиграла без всяких проблем.

Запомнились соревнования в Свердловске, где проходила зона Сибири и Урала по мотогонкам и куда ехали всей командой. Любовь Игнатова и здесь отличилась, снова заняв первое место. Произошла неприятность с мотоциклом — тросик переднего тормоза выскочил, и пришлось взять его в зубы, чтобы он не попал в колесо. Так и финишировала -без передних тормозов и с тросиком в зубах.

Везде, где выступала лихая команда мотогонщиков моторного завода, она забирала призовые места. Как сильнейшую команду области их направили в 1974 году на всесоюзные соревнования в Курган. Победитель определялся по двум заездам. Первый заезд в своей категории Любовь Игнатова выиграла с большим отрывом, а на втором произошло ЧП — выхлопная труба отскочила и стала болтаться. Конечно, при таком положении и выхлоп не тот, и скорость упала, и приходилось где-то придерживать мотоцикл, и аккуратнее по буграм ехать, чтобы глушитель совсем не отвалился. Результат -обидное третье место.

— Я не преследовала какую-то цель, — вспоминает Любовь Андреевна, — мне просто нравилось гонять и выступать на соревнованиях. Интересно было. Любые соревнования за завод, за город, за область — принимала за честь. И ничего не надо было, грамоту дали и счастлива!

До 1976 года Любовь Игнатова работала в конструкторском отделе экономистом. Зимой от работы ее освобождали, чтобы готовиться и выступать на лыжных гонках и биатлоне, а летом готовиться к мотогонкам приходилось в свободное время. Работать экономистом, конечно, было не интересно. И вот, в разгар 1976 года Любовь Андреевну выбрали председателем спортивного клуба «Рубин». «Ну сколько я еще пробегаю, — думала Любовь Андреевна, -а здесь новые горизонты». Правда, со спортивной карьерой пришлось закончить, и тогда всю свою любовь к скорости Любовь Андреевна обратила на машину. Села за руль в 31 год и так уже 47 лет и колесит, ни одного дня без машины.

— Какая была первая машина у первой мотогонщицы города?

— Отец был участником войны, и ему как ветерану выделили «москвич-412», на нем и ездила поначалу. Потом купила свой «москвич», он был уже более комфортный, с радио. С «москвичей» пересела в белые «жигули» седьмой модели в экспортном варианте, полностью укомплектованные, ездить было одно удовольствие. Потом была Daewoo, потом Toyota Corolla, ну а сейчас у меня внедорожник Toyota RAV4.

— В те времена, когда только начинали, были ли еще женщины за рулем?

— Eдиницы, а скорее их вообще просто не было, по крайней мере, я не видела ни одной. Был интересный случай, кстати. Это был год шестьдесят восьмой или шестьдесят девятый, я ездила тогда еще на мотоцикле. Останавливает меня милиционер, молодой такой. Я шлем сняла, а он испугался, руками замахал, говорит: «Ой, извините, извините, езжайте».

— Смотрели мужчины на вас на дороге?

— Я же была мотогонщицей, и мне всегда было интересно посоревноваться, даже в городе. Eсли встану на светофоре на красный сигнал, то, как только загорается зеленый, сразу стартую, всегда у всех выигрывала, — смеется. -Мужчины, конечно, обращали внимание, головы сворачивали.

— Как изменилась дорога, водители с тех времен?

— Водители очень изменились, никакого уважения на дороге, особенно молодежь, спешат куда-то, перестраиваются постоянно из ряда в ряд. Не каждый пропустит, иногда прямо приходится ждать, чтобы выехать, но есть и порядочные, конечно, вежливые. На дорогах, как и в жизни, все то же самое.

— Любите выезжать на машине за город?

— Специально и купила такую, чтобы проходимость была лучше, чтобы ездить по грибы, по ягоды, да и просто погулять. Люблю очень ездить отдыхать на машине. Последние годы езжу в Бело-куриху, четырнадцать раз уже была. Eздить на отдых на своей машине очень удобно, конечно, все туда загрузил и в путь, сам себе хозяин, полная свобода.

— Комфортно вам за рулем?

Фото из личного архива и Юлии Киви

— Я на машине себя чувствую очень свободно, как дома на диване. Всегда слышу, где что стучит, когда надо масло поменять и все остальное.

«А мотоцикл-то еще жив, — сказала Любовь Андреевна напоследок, -так и стоит в гараже, на ходу и в отличном состоянии». Так что, кто его знает, если увидите вдруг в городе старенький «Восход» и женщину за рулем, не удивляйтесь: вполне возможно, это Люба Игнатова вывела своего старого друга на прогулку.

Фото из личного архива и Юлии Киви

Фото из личного архива и Юлии Киви

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта