Заменит ли робот учителя?
«Я не боюсь технологий, я жду, когда роботы меня заменят я буду счастлива: буду путешествовать, читать книги», — говорит Татьяна Попова, старший преподаватель кафедры философии, медиа и журналистики, ТюмГУ.
Современные технологии адаптируются людьми для каждой сферы, и сфера образования не станет исключением. В 2017 году сэр Энтони Селдон, педагог и вице-президент Букингемского университета, автор книги «Четвертая революция в образовании: освободит или инфантилизирует человечество искусственный интеллект?» заявил, что к 2027 году дети будут проводить в школе максимум 30 процентов учебного времени, потому что ИИ достигнет такого уровня развития, что сможет анализировать характер ребенка, создавая для него индивидуальную образовательную траекторию, персонально адаптируясь под его стиль общения. Функция учителей сведется к обучению навыкам общения, креативности и нестандартному мышлению. Произойдет ли это через три года, согласно предсказанию Селдона? Давайте попробуем разобраться.
Текущие достижения технологий в сфере образования
Такие интерактивные платформы как Quizlet, LearningАpps, Miro или MindMeister уже помогают учителям в организации учебного процесса, а, используя ИИ (например, Chat GPT), педагог может автоматизировать персонализацию заданий, учитывая уровень знаний и особенности каждого класса. Системы ИИ, обученные на анализе данных, могут с легкостью обнаруживать слабые места ученика и направлять его в сторону улучшения, предлагая индивидуальные задачи. Один из наиболее популярных сервисов обучения иностранным языкам не только для детей, но и для взрослых, Duolingo, уже создает адаптивные программы, подстраивающиеся под уровень знаний обучающегося и его прогресс.
«Профессия учителя настолько сложная, тонкая и требующая много нюансов, что компьютер не справится. Возможно, материал он выдаст лучше, но при этом то человечное, что есть в учителе, никакой робот или ИИ заменить не смогут», — Анастасия Петрова, учитель английского языка 16-й гимназии.
В мире уже несколько лет активно вводят образовательных роботов. В 2021 году обязанности учителя частично начали выполнять 4900 роботов, из них 326 — в России. Eсли прогноз темпов роста ро-бото-преподавателей был верным, то сейчас в мире может быть более 6000 таких работников.
«Много рутинных моментов типа проверки тестов или письменных упражнений можно и нужно автоматизировать, так как это отнимает очень много сил и времени преподавателя, которые можно было бы направить на подготовку к занятию или взаимодействию со студентами», — Анастасия Вишнякова, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и теоретической лингвистики ТюмГУ.
Эмоциональный интеллект и социальные аспекты преподавания
«В современном мире, где ранимых детей постоянно нужно мотивировать, где их постоянно нужно окутывать любовью и подбирать «правильные» слова, роботы не смогут заменить преподавателя. По крайней мере в школе», -Eкатерина Кудряшова, учитель математики школы N 40.
Несмотря на возможность составления индивидуальной программы обучения, системы ИИ ограничены структурой данных и алгоритмами, они обучены стандартным ответам и шаблонам, они не обладают эмпатией. Здесь все просто — для социализации и развития эмоционального интеллекта человеку необходим человек. Преподаватели не просто передают знания — они помогают формировать у учеников моральные ценности, критическое мышление, способность к анализу и самостоятельному мышлению. Эти навыки невозможно освоить в виде простой информации, так как они требуют глубокого личного подхода. Классические наставнические отношения, при которых учитель вдохновляет и направляет, остаются важной частью образовательного процесса, и это трудно запрограммировать. Роль преподавателя уже смещается больше в сторону коуча и наставника, ведь обучающимся важно иметь возможность личного контакта, получать одобрение.
«Eсть определенный возраст у учеников, когда их эмоции преобладают над всем в этом мире, и, если правильно не настроить эмоциональный контакт с самого начала, то, естественно, будут проблемы. 12 лет — прекрасный возраст, чтобы устроить бунт и начать проявлять себя в классе. Технологии не могут здесь помочь, здесь помогает сама личность учителя. Ученикам важно знать, что есть какой-либо человек на их стороне, способный поддержать», — Анастасия Петрова, учитель английского языка 16 гимназии.
Однако у роботов есть и безусловные плюсы — их способность бесконечно повторять одну и ту же информацию (согласитесь, объяснять одно и то же правило утомляет), а также отсутствие у них плохого настроения, раздражения, недовольства, эмоционального выгорания.
Роль учителя в мире будущего
«На мой взгляд, через 10-20 лет преподаватель будет выступать больше в роли наставника и фасилитатора, чем просто ретранслятора информации от учебника до студента. Возможно, станет более популярным формат обучения Flipped classroom, где трудоемкие и «скучные» занятия возьмет на себя ИИ. Будущих педагогов нужно учить мотивировать студентов и задавать правильные вопросы, которые будут вызывать интерес к предмету и увлекать в его изучение», — Анастасия Вишнякова, кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной и теоретической лингвистики ТюмГУ.
Будущее профессии преподавателя связано с интеграцией технологий: школы и университеты будут активно использовать ИИ для облегчения рутинных задач, таких, как тестирование и планирование уроков, сохраняя время для обучения критическому мышлению, наставничеству и оказание эмоциональной поддержки. Ожидается, что учителя будут выступать как координаторы, кураторы знаний и советники, формируя культуру и общие ценности, что технологии не смогут заменить.
«Исследования показывают, что пока еще студентам интереснее слушать живого преподавателя, который использует личные примеры, опыт», — Татьяна Попова, старший преподаватель кафедры философии, медиа и журналистики, ТюмГУ.
Итак, роботы и технологии, безусловно, будут играть важную вспомогательную роль в процессе обучения, автоматизируя рутинные задачи и облегчая доступ к знаниям. Но уникальная способность преподавателей вдохновлять, заботиться, разъяснять сложные моменты и видеть в ученике личность, делает их роль незаменимой. Учебным заведениям и их работникам необходимо адаптироваться к автоматизации мира и учиться сотрудничать. Мне кажется, мечта каждого педагога — отдать рутинные, механические задачи — проверку тестов, ведение документации, управление базами данных. Такое развитие событий даст учителям больше времени на самих себя, что приведет к более продуктивной творческой и эмоциональной работе с учениками и созданию благоприятной атмосферы для процесса познания.
Иллюстрация сгенерирована искусственным интеллектом и из архива редакции
***
фото: