Ткем ковер и реальность
7 декабря улица Дзержинского расцвела — «Сибирский фестиваль тюменского ковра» открылся.
На подступах к улице уже можно было видеть колоритные сани, покрытые медвежьей шкурой и коврами. Это зона «Тюмень ямщицкая». Ведь ямщики тоже внесли свой вклад в ковровое дело. Рядом группа экскурсантов; две веселые женщины, Галина Килеева и Лилия Николайчук, как оказалось, приехали из Eкатеринбурга. Про ковер женщины никогда не слышали, но им рассказали об этом на экскурсии в автобусе. «В ковре важно распределение цветов: красный — это цветы, а черный -это земля», — узнали новую информацию екатеринбурженки. Они сказали, что использование народных промыслов в современной одежде — прекрасная идея; ручная работа всегда в почете.
Рядом скромно стоит тюменка, поглядывает на сани и говорит: «У меня в детстве были и ковер, и санки». Лариса Алексеевна из Ярковского района, села Караульный Яр.
— А вы играли в детстве, рассматривали узоры на ковре?
— Конечно, рассматривали.
Виктория Чумаченко просто пришла погулять на праздник; про ковер она знает много и что у Сурикова он есть на картине «Взятие снежного городка».
Современность и народный дух сплелись на празднике как ниточки ковра — присутствующие участвовали в перформансе «Чудо рождения ковра», взяв ниточки, ходили по кругу. А вообще, видимо, какой-то ген жив в нас, потому что никого не приходится принуждать к танцам, пляскам и частушкам. Отбою нет желающим участвовать. Очень многие сочиняли тематические частушки для конкурса; обязательными были слова, конечно же, «тюменский ковер», «триста лет», «мастера и мастерицы», «модно». «У тюменской мастерицы и ковры, и рукавицы, триста лет ласкает взор луговых цветов узор. И в Тюмени, и в Париже — это модно и престижно», — вот, например, вариант участницы конкурса частушек по имени Татьяна. А депутат областной Думы Виктор Рейн сочинил такую частушку: «Дивный сон приснился нынче, ух, пришелся по душе — будто в Думу на работу прилетел я на ковре!».
Современность была представлена в модном показе от Твид&Ко: девушки и юноши демонстрировали, как традиционные мотивы ковра могут быть использованы в одежде.
Глава города Максим Афанасьев поприветствовал горожан и гостей: «Фестиваль посвящен сибирскому ковру. Тюменскому ковру исполнилось триста лет со дня его первого упоминания, и сегодня он играет важную роль. Я благодарю предпринимателей и ТАРКИ, Алексея Краева, генерального директора Тюменского агентства развития креативных индустрий, всю его команду за создание замечательной атмосферы праздника. Всем желаю хорошего настроения, поздравляю с этим событием!»
«Все площадки на улице, — это погружение в историю ковра, -сказал Алексей Краев. — На площадках пообщайтесь с актерами, послушайте их рассказ и обязательно детям перескажите. Это очень важно».
Актер Александр Молодкин из театра «Мимикрия» стоял у ковра с лошадьми и рассказывал его историю каждому прохожему: «Этот ковер с двумя конскими головами символизирует супружескую верность. Eго соткали тюменские мастерицы в прошлом году на проекте «Тюменский махровый ковер — ткем вместе» по сохранившемуся варианту Агнии Квасниковой, дочери Василисы Викуловой, основательницы династии. Мы надеемся, что и Василиса Викулова приложила свою руку к первоначальному изделию».
На улице Дзержинского можно было попробовать себя в ткачестве под руководством Людмилы Шатохиной и Ольги Козловской. Людмила рассказывала: «Жичка, небольшой кусочек пряжи, завязывается по рисунку, похожему на схему вышивки крестиком. Каждая клеточка — две нити основы. На схеме обычно тоновый рисунок — темнее зеленый, светлее зеленый. Например, четыре зеленых цвета. Чтобы рисунок читался, как задумано, нужно использовать несколько тонов».
— Почему традиционный фон ковра — черный?
— Eсли говорить о символизме, то на черной земле райский сад. А еще черная, темно-коричневая овчина практичнее. «Землю» (так мастерицы называют основу) выкладываем некрашеной шерстью, что сокращает время работы и удешевляет процесс, потому что краситель — это тоже затраты.
У ткачихи Ольги Козловской за станком юная мастерица кропотливо завязывает узелки. Людмила Шатохина говорит: «Дети — самые заинтересованные. Им нравится это необычное занятие. И мальчики ткут».
— Сколько времени ушло на ваш самый большой ковер?
— Женщины ткали по гранту в Доме ремесел ковер 1,5х2 метра полгода. Пятнадцать женщин, приходили по выходным.
— Сейчас мне кажется, что возрождение ковра — это стремление к чему-то вещественному…
— Это очень интересно, это созидание реальности. Женщины почувствовали свою миссию в создании мира вокруг себя. Они вспоминают своих предков, учатся женским ремеслам: прядению, крашению, изготовлению ковра. Это своего рода медитация, а кроме того, формирование ремесленного содружества. Каждая женщина находит себя, упорядочивает свой внутренний мир.
Ткачество Ольга Козловская сравнивает с игрой на инструменте. Так что получается фактически ковровая музыка.
Инна Бардакова
***
фото: Глава города Максим Афанасьев; «Сибирский фестиваль тюменского ковра» на улице Дзержинского.