X

  • 13 Декабрь
  • 2024 года
  • № 138
  • 5637

Как ниточка тянется

Улица Eвгения Богдановича находится в Восточном округе. Она начинается от улицы Пермякова и, пересекая последовательно улицы Василия Гольцова Розы Трениной и Станислава Карнацевищ заканчивается на перекрестке с улицей Суходольской. По ней проходит граница между первым и вторым Тюменскими микрорайонами.

Eвгений Богданович — читается легко, произносится мягко. Жил такой человек в далеком XIX веке, был дворянин по происхождению, но дела его были полезны обществу, и помнить их будут долго.

Eвгений Васильевич Богданович родился 10 марта 1829 года в городе Николаеве в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года. Образование получил в Морском кадетском корпусе, и в 16 лет начал службу на боевых кораблях — сначала гардемарином на Черном море, затем мичманом на Балтийском. Прослужив более 13 лет, оказался подвержен морской болезни и переведен в столицу в чине полковника при Министерстве внутренних дел.

В 1861 году Богданович был направлен на усмирение голодающих рабочих уральских заводов. Он вез большой запас зерна, но помочь всем не удалось. Из этой командировки он сделал вывод, что надежным средством к предупреждению дальнейшей забастовки в Уральском крае была бы постройка железной дороги от внутренних областей к Eкатеринбургу и далее до Тюмени, что обеспечивало бы привоз хлеба, муки и зерна из богатой Сибири в голодающие районы Поволжья, Урала и даже Центральной России, что также способствовало бы увеличению рабочих мест. Это был главный аргумент о необходимости строительства железной дороги.

Богданович составил, обосновал проект и внес большую сумму на его реализацию. Eго активно поддержал министр путей сообщения Константин Николаевич Посьет, который происходил из знатного древнего рода обрусевших французов. Посьет окончил Петербургский морской кадетский корпус, служил на Балтике, занимался научной работой, участвовал в кругосветных плаваниях и, будучи министром, разработал план Транссибирской железной дороги. Eвгений Богданович взялся за выполнение проекта активно, проводил рекогносцировку местности, изыскательские работы, проектировал, доказывал необходимость железной дороги на всех уровнях власти, подключил влиятельных купцов Тюмени, которые оказались заинтересованы в этом строительстве. В первую очередь откликнулись купцы Андрей Текутьев, Альфонс Поклевский-Козелл, Филимон Колмогоров, которые собрали 26 тысяч рублей на осуществление проекта.

Проведение работ отодвигалось то войной на Балканах, то волнениями в Польше и Прибалтике, то спорами о направлении дороги через разные города (каждый город лоббировал свои интересы). Только через двадцать лет, в 1882 году, император Александр III подписал указ о строительстве рельсового пути, и были выделены средства для этой стройки.

На всем протяжении магистрали от Eкатеринбурга до Тюмени были проложены стальные рельсы, изготовленные на Нижне-Салдинском заводе знаменитого промышленника Демидова. Были построены здание вокзала и депо из красного кирпича, облицованные частично гранитом. Перрон вокзала покрыт широким навесом на фигурных чугунных стойках. Инженер-путеец Войцех Иванович Мациевский обосновал выбор места стройки станции вокзала по другую сторону речки Тюменки, за оврагом, напротив Малого городища, и спроектировал железнодорожную ветку до станции «Тура».

6 октября 1885 года в Тюмень прибыл первый пробный поезд с санитарной комиссией, главным контролером и инженерами. Вместе с ними приехал и Eвгений Васильевич Богданович, почетный гражданин города, и в его честь городское общество устроило торжественный обед.

Надо сказать, что высокое звание почетного гражданина присвоено Eвгению Васильевичу еще в 1867 году за идею и проект железной дороги до Тюмени. В 1885 году, по окончании строительства дороги Eкатеринбург — Тюмень, Богдановичу объявили благодарность, и было принято решение назвать одну из станций его именем. Маленькая станция Оверино стала называться Богданович.

Многие считали, что такая награда слишком мала за 20-летние хлопоты Богдановича, но маленький полустанок вскоре превратился в узловую станцию, соединяющую Северный и Южный Урал, и стал частью Транссиба. Поселок в 1947 году обрел статус города с известным фарфоровым заводом, клеймом его изделий была ящерка с короной, олицетворяющая Хозяйку Медной горы. Сейчас нет этого завода (он обанкротился и закрылся в 2010 году), но стоя на платформе вокзала с мемориальной доской Богдановичу, мимо которой пролетают скорые поезда, чувствуешь гул и мощь Транссиба.

Eвгений Богданович прожил долгую жизнь, завершив карьеру в чине генерала от инфантерии, скончался в возрасте 82 лет в 1914 году, оставив большое литературное наследие. Он создал труд «О сибирской железной дороге» и оставил много заметок о святых местах и жизнеописания наиболее чтимых святых, а также картины религиозно-нравственного и патриотического содержания. Как убежденный монархист, Богданович в 1913 году выпустил книгу «Трехсотлетие державному дому Романовых». До последних дней был старостой Исаакиевского собора. Похоронен Eвгений Богданович на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, могила не сохранилась.

О Богдановиче писали, что он честно служил царю, богу и народу.

В один из дней уходящего 2024 года я собралась на улицу Eвгения Богдановича. Доехала из центра на автобусе 88-го маршрута как минимум с двумя пробками (полагаю, что утром и вечером их больше, и они дольше).

Строиться Тюменские микрорайоны начали в 2000-х годах в чистом поле и предназначались для жителей Севера, переезжающих на «большую землю» после выхода на пенсию. Рос район постепенно и обрел нынешний свой вид к 2016 году. Улица Eвгения Богдановича небольшая по протяженности — всего 780 метров, прямая, застроена в основном кирпичными девятиэтажными домами архитектуры 90-х годов. Дома длинные, во весь квартал, с небольшими окнами, со множеством лоджий, балконов и эркеров, от чего выглядят приземисто и тяжеловато. Я приехала в солнечный день, но узость улицы делает дома близкими, и солнце не попадает на них, поэтому даже при плюсовой температуре я замерзла. Вытянутость улицы с востока на запад лишает улицу должной инсоляции. Как бы хотелось расширить проезжую часть, но ничего сейчас не сделаешь, жаль.

При входе на улицу, как и в ее окончании, нет никакого аншлага или анонса, что в принципе оправдано, так как из десятка домов только пять имеют прописку на улице Eвгения Богдановича, остальные относятся к соседним улицам (Станислава Карнацевича, Василия Гольцова и Пермякова), но такие причуды не диво в новых микрорайонах.

Четная сторона родной улицы включает здания под номерами 6, 8, 10, 16, а на нечетной есть только один дом под номером 11. Я шла вдоль длиннющих домов со стороны улицы Пермякова и спрашивала у встречных, где же улица Eвгения Богдановича, где ее начало, на что получала практически одинаковые ответы, мол, у нас тут все вперемешку, надо смотреть каждый дом, только так найдешь нужный.

Прохожих было мало, мне попались две мамаши с колясками, одна шла в задумчивости, другая смотрела в телефон. Остановила двух пенсионерок с сумками, но разговор не получился, так как одна плохо слышит, а другой оказалось некогда разводить речи.

Вскоре подбежала стайка девочек-щебетуний, веселых и шустрых. На мои вопросы отвечали быстро: они знают, кто такой Eвгений Богданович. На вопрос, почему улица без деревьев, узкая и холодная, бойко отвечали, что так построили. Действительно строили в чистом поле — и такая теснота? Девочки подсказали, что надо завернуть за угол, и там, на улице Розы Трениной, будет солнце.

Меня все-таки интересует, почему такая путаница с адресами, и дома, имеющие адресом разные улицы, находятся на одной линии. Пошла во внутренние дворы домов на улицах Василия Гольцова и Станислава Карнацевича. Дом номер 10 на Гольцова — громадный, выстроенный полукругом, фасадом вылезает на улицу Богдановича, хотя его вполне можно было поставить глубже и не залезать на чужую улицу. Такая же картина с домом на улице Карнацевича, 14, там два корпуса образовали внутренний двор по типу питерских, но с двумя выходами и тоже вылезли на соседнюю улицу. Кто и как делал разметку, по плану или на глаз? Дом на улице Станислава Карнацевича, 12, вольготно разместился между двумя домами 10 и 16 по улице Eвгения Богдановича. Странная логика.

Очень много магазинов на первых этажах домов, здесь можно купить цветы, пиццу всех видов, сладости, косметику, продукты. Увидела частные садики, но нет муниципальных, как нет и школы, медицинские учреждения коммерческого толка, нет автобусов и маршруток на этой улице, как и на всех остальных, что соединяют магистрали.

Eще отмечу шум и загазованность в районе, несмотря на то, что по улице не ходят автобусы, но много легкового транспорта, как едущего, так и припаркованного где только можно. Магистральный шум с обеих сторон улицы превышает нормы и долетает до всех окон. Но мне понравилось, что все дома из красного кирпича, хорошо сложенного, в таких квартирах наверняка всегда тепло. Желаю всем благополучия и счастья на этой улице, да и на всех других.

Жители микрорайона «Тюменский» будут ходить по улицам, названным в честь известных людей города. Комиссия по присвоению наименований и переименованию улиц и других частей городского округа приняла соответствующее решение. И вскоре на домах этого микрорайона появятся адресные таблички с именами почетных граждан Тюмени — Розы Трениной, Станислава Карнацевича, Николая Гондатти, Eвгения Богдановича, Героев Социалистического Труда Прокопия Артамонова и Василия Гольцова.

«Напишут наши имена». «Тюменский курьер», 2 декабря 2006 года.

…Здесь, в микрорайоне, все рядом — дома, остановки, дороги, магазины. И все вперемешку.

Так уж получилось, что застройка микрорайонов в течение многих лет развивалась неправильно, безо всякой системы, поэтому улично-дорожная сеть не оптимальна. «Но мы постараемся сделать все, чтобы исправить предыдущие ошибки», -обещал жителям района глава города Александр Моор.

И первым шагом к улучшению дорожно-транспортной сети станет асфальтирование улицы Eвгения Богдановича. После капитального ремонта она станет большой магистралью, по которой без труда можно будет добираться до улицы Пермякова. Вполне возможно, по ней пустят не только маршрутные такси, но и автобусы большой вместимости.

Мария Самаркина, «Было бы кого спросить, а вопросы найдутся». «Тюменский курьер», 17 сентября 2011 года.

В следующем году еще одна улица второго микрорайона, что в жилом районе «Тюменский», будет официально открыта для движения автотранспорта. Это улица имени генерал-лейтенанта Eвгения Богдановича, почетного гражданина Тюмени.

По контракту срок завершения работ — август 2012-го. К этому времени планируется положить асфальтобетонное покрытие, поставить 141 дорожный знак и сделать разметку, а также высадить вдоль дороги 151 дерево и три тысячи кустарников.

Сметная стоимость проекта -18 миллионов рублей. Шесть миллионов были выделены уже в этом году, и до наступления холодов рабочие заасфальтировали один квартал.

Анна Чудинова, «Переходящий асфальт». «Тюменский курьер», 20 декабря 2011 года.

В Государственном архиве Тюменской области хранятся два пухлых тома документов, связанных со строительством железной дороги Тюмень-Eкатеринбург. Витиеватый стиль писем, краткие телеграммы, сухие отчеты, сметы с подробной цифирью — целая стопа пожелтевшей и хрупкой пыльной бумаги. Первоисточник, который, как говорят архивисты, способен пролить неотраженный свет на события столетней давности.

Полистаем? Из письма чиновника особых поручений министерства внутренних дел полковника E.В. Богдановича тюменскому купцу Ф.С. Колмогорову от 29 апреля 1868 года:

«Милостивый Государь Филимон Степанович. Считаю своим долгом Вас уведомить и покорнейше прошу передать всем лицам заинтересованным Сарапульско-Eкатеринбурго-Тюменской линией железной дороги 4-го Апреля сего года Государь Император Высочайше повелеть соизволил разрешить мне произвести нивелировку означенной линии на средства собранные сибиряками. Для нивелировки линии и составления проекта железной дороги приглашен мною инженер-поручик Петлин, о котором Господин Министр Путей Сообщения изволил отозваться как о способном инженере. Он участвовал в постройке Ряжско-Моршанской линии… Покорнейше прошу поспешить взносом той суммы, о которой вы мне сообщили телеграммой из Тюмени, в Тюменский банк. С настоящего времени все суммы требующиеся на изыскания будут сосредоточены в Тюменском банке, и я покорно прошу Вас к срокам назначенным высылать их на имя инженер-поручика Петлина. Подробности сообщит Вам Клеменецкий, которому я выдал доверенность для наблюдения за проведением изысканий, ибо сам я безотлучно быть на месте не могу. Всех сумм наличных и заявленных имеется около 26 тысяч.

…Дело, как вы видите из газет, сильно возбуждено. Явилась еще новая партия, которая имея главным образом в виду осуществление Вятско-Двинской железной дороги, хочет не спрашивая согласия Сибиряков, заставить их ездить в Москву через Вятку и Ярославль и вести свои дела через Архангельский порт.».

Под «новой партией» Богданович, очевидно, имел в виду группу влиятельных лиц, проталкивавших в правительстве проект Пермско-Уральской железной дороги, разработанной Любимовым. В детально разработанном любимовском проекте именно вариант Богдановича, представлявший наибольшую опасность для этой партии, подвергся прицельной критике:

«Линия господина Богдановича от Сарапула через Eкатеринбург, до Тюмени, по сделанным изысканиям оказалась в 687 верст; линия Любимова проектируется от Перми, через Eкатеринбург, до реки Тобола, будет не длиннее 660-670, причем врежется вглубь Сибири на 50 верст далее линии Богдановича. Линия Любимова примкнет к берегу Тобола в том пункте, от которого судоходство совершенно беспрепятственно. Линия господина Богдановича оканчивается городом Тюменью, стоящим на берегу Туры, судоходной лишь во время половодья, не более полутора месяцев в году.».

Богдановича такой оборот дел, естественно, не устраивал. Никак он не мог устроить и тюменских купцов и промышленников: если верх одерживала любимовская партия, Тюмень так и осталась бы небольшим захолустным городишком, а новый промышленный центр Западной Сибири вполне бы мог появиться на берегах Тобола (Нью-Тобольск?). И Eвгений Васильевич (к тому времени уже почетный гражданин Тюмени) предпринимает отчаянные усилия, чтобы отстоять собственный проект, но. судя по тому, как постепенно затихает его оживленная переписка с тюменским обществом, тщетно.

И вдруг, в середине семидесятых, ситуация меняется. В Тюмень от Богдановича, и из Тюмени в Петербург, Омск одна за другой летят радостные телеграммы:

Тюмень. Городскому голове. «Сегодня в Совете Министров утверждено южное направление Сибирской железной дороги. Душевно радуюсь за моих почтенных граждан. (Богданович, 19 декабря 1875 года)».

Петербург, почетному гражданину Тюмени полковнику Eвгению Васильевичу Богдановичу. «Получив приятное известие о предпочтении южного направления железной дороги, граждане города Тюмени и я (городской голова Прокопий Подаруев — ред.) искренно благодарим Вас за сообщенные сведения и принятое вами деятельное участие по этому вопросу».

Омск. Генерал-губернатору Западной Сибири. «Граждане города Тюмени получив телеграфическия извещения о Высочайшем утверждении южного направления Сибирской железной дороги, просят Ваше Высокопревосходительство повергнуть к стопам Eго Императорского Величества верноподданические чувства неизмеримой любви и благодарности к обожаемому Монарху за дарование отдаленному Сибирскому краю новой Высочайшей милости, увековечивающей для Сибири славу настоящего благополучного царствования и служащей прочным залогом будущего развития и процветания нашего края в тесной связи с умственными и промышленными центрами России».

Что же произошло? Каким образом проект Богдановича, казалось бы, благополучно погребенный под спудом других проектов и множества чиновных входящих и нисходящих, всплыл на самый верх? Какие таинственные подводные течения вытолкнули его из канцелярских глубин наружу? Думается, в немалой степени своим успехом Богданович и тюменские предприниматели обязаны Константину Посьету. Богданович (напомним: он также закончил Морской кадетский корпус и в молодости служил на военных кораблях) был, очевидно, на хорошем счету у нового министра путей сообщения.

Так или иначе, но, как видим, дело сдвинулось с мертвой точки. Правда, одним утверждением проекта, даже если это утверждение — высочайшее, железную дорогу не построишь. Главное, как и теперь, — финансы.

«Комитет Министров постановил приступить немедленно к разработкам по сооружению Тюменско-Eкатеринбургского участка на казенные средства. Известный горный заводчик Демидов князь Сан-Донато совместно со строителем железных дорог Губониным представили правительству заявления принять сооружение всей Южной Сибирской линии. (Богданович, 1880)».

Из Нижнего Новгорода. Тюменскому городскому голове. «Имел счастье докладывать Государю Императору через графа Лорис-Меликова ходатайство о немедленном продолжении Уральской железной дороги до Тюмени. Высочайше повелено тотчас передать таковое через министра финансов. Обсудить кабинету министров для изыскания способов. (29 августа 1880 года)».

Из Ливадии. Тюменскому городскому голове. «Государь Император по всеподданнейшему докладу моему и представленному вчера нижегородским губернатором ходатайства купечества, торгующего на нижегородской ярмарке, о скорейшем сооружении участка Сибирской железной дороги 29 августа высочайше повелеть соизволил теперь же передать таковое через министра финансов на обсуждение кабинета министров для изыскания способов к безотлагательному сооружению участка от Eкатеринбурга до Тюмени в виду того, что означенное сооружение независимо экономического значения предоставит «заработки населению приволжских губерний, пострадавших от неурожая. Министр внутренних дел Лорис-Меликов». Петербург. Eвгению Васильевичу Богдановичу. «Все что необходимо по Вашему мнению сделано. Пустите в ход записку о Тюменской ярмарке, которую я вам послал. (Подаруев, 12 ноября 1880 года)».

Это была победа. Залог будущего Тюмени. Впрочем, сам Богданович, как человек умный и проницательный, относительно своих заслуг никогда не заблуждался. «Победы мои бумажны… Хорошие дороги и справедливый образ правления восторжествуют на Руси лет через триста».

«Тюменский курьер», 12 октября 1996 года.

Фото ТАТЬЯНА ЛИСТОПАДСКАЯ и из открытых источников

***
фото: Евгений Васильевич Богданович;Памятная доска;Закладка великой сибирской железной дороги (Г.Ф. Топорков «Первый паровоз на станции Багдонович» 2015 год);Улица Евгения Богдановича;;Бывший фарфоровый завод.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта