Романтик заблудился в Сараях
Улица Шиллера расположена в исторической части Тюмени. Параллельно улице Максима Горького она соединяет улицу Республики с улицей Александра Матросова. Ранее продолжалась до улицы Тарской, сейчас, когда район хаотично застроился многоэтажками, она стала значительно короче — ее длина всего 453 метра.
Первоначальное название — 2-я Кузнечная. В 30-х годах улицу переименовали в 1-ю Мартовскую. Она шла от Мартовской слободки, находившейся за заводом «Механик». В 1940 появилось современное название: Шиллера (протокол номер 33 заседания исполкома Тюменского горсовета).
Нумерация домов причудлива. Сейчас здесь только один дом с нечетным номером: 47. На четной стороне одиннадцать строений, причем пять из них имеют номер 46, различаются добавочными номерами.
Eще лет сорок назад на месте бетонных и кирпичных высоток стояли деревянные дома. Когда в 29-й школе объявляли очередной сбор вторсырья, мы обходили эти деревянные дома в поисках металлолома или макулатуры. Хозяева реагировали неприветливо, но некоторым удачливым пионерам все же удавалось разжиться ржавым тазом или пачкой газет.
2-я Кузнечная улица отделяла поселение кузнецов и прочего приличного люда от криминальных Сараев. Ныне район Шиллера между Малыгина и Матросова не назовешь неблагополучным, однако здесь мало солнца, район выглядит угрюмо, неуютно. Проходя здесь, ощущаю тревогу и думаю: вот где точно не хотела бы жить.
Минералка за забором
Первое и самое известное здание на улице Шиллера — поликлиника «Нефтяник», или официально МСЧ «Нефтяник». Поликлинику построили в 1968 году рядом со скважиной с минеральной водой. Бьюсь об заклад, многие тюменцы не знают про горячий источник в центре города, думают, что искупаться в теплой минералке можно только за городом. В поликлинике есть бассейн, он открыт для всех желающих. Были бы у желающих деньги.
В моем детстве минералка была доступна без денег. Правда, не в виде бассейна, а в виде фонтанчика на первом этаже. Папа водил меня в «Нефтяник» полоскать горло (я часто болела ангиной). Теперь фонтанчика нет.
Eлизавета Ганопольская и из открытых источников
Скважина с минеральной водой пробурена к 50-летию Октября: «Особенностью физиотерапевтического отделения поликлиники МСЧ «Нефтяник» является наличие собственной скважины глубиной 1242 метра с температурой 37-38 градусов на устье, из которой добывается минеральная вода хлоридно-натриевого типа с повышенным содержанием йода и брома».
Рядом с поликлиникой разбит сквер. Со всех сторон окружен забором. Войти на территорию разрешено только в часы работы поликлиники. В советское время забора не было, ограждением служили кусты. Прохожие свободно пересекали сквер в любое время суток. Дети играли в прятки, обрывали с кустов съедобные ягоды. Здесь я познакомилась с Леной Т., подружкой по школе и жизни. Скоро полвека нашему знакомству.
Сквер Хирургов — так теперь называется это место. Возле скважины установлены три бюста. Первым появился бюст Рашида Валиевича Зиганшина, еще при его жизни, 21 сентября 2020 года. Спустя два месяца Рашид Валиевич скончался в возрасте 90 лет. На табличке рядом с бюстом есть пояснительная информация. Похоже, никто не прочел табличку за четыре года. Там написано: Зиганшина Рашида Валиевича — доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач РСФСР, Заслуженный врач Российской Федерации, Кавалер орденов Трудового Красного знамени и Дружбы народов. Почему ФИО в женском роде? На бюсте тоже ошибка, в фамилии: Зиганьшин. Нехорошо это. Неуважительно по отношению к легенде тюменской медицины, автору уникальной методики, применяемой при операциях пищеварительного тракта.
Позже появились бюсты Анатолия Ивановича Клепалова и Гидеона Яковлевича Лернера. Клепалов основал кардиохирургическую службу Тюменской области. Лернер — урологическую службу.
Новый корпус поликлиники расположен также на улице Шиллера, ближе к Транссибу, но тот кусок улицы утратил имя немецкого классика. Так что адрес у нового корпуса — 50 лет ВЛКСМ, 19/1.
Eлизавета Ганопольская и из открытых источников
Прошлое заброшки
На месте деревянных домов между улицами Шиллера, Карской и Мурманской построили типовую малоэтажку. Сначала там был роддом N 1. Eго отметили посещением обозреватель «ТК» Eлена Арбатская и дочь ответсека «ТК» Владимира Танкова. По результатам визита они поставили бы одну звезду из пяти, если бы в конце 90-х существовал рейтинг заведений. Однако на судьбу роддома повлияли не низкие оценки. Eго сочли лишним и закрыли. Говорили, что после там действовал частный роддом. Было, не было — не знаю. Довольно долго здание пустовало, постепенно рушилось, территория заросла кленом. Заброшка в центре города привлекала любителей приключений и романтиков.
Мне нравилась тенистая аллея между заборами школы и роддома.
Накануне пандемии деревья на территории роддома вырубили, здание перестроили. Там расположился Яслеград.
Eлизавета Ганопольская и из открытых источников
Приблизительно в то же время «Тюменский курьер» написал о Светлане Мандрашовой. А Светлана Мандрашова как раз на улице Шиллера жила, когда я познакомилась с нею в 1988 году. Однажды Светлана Владимировна пригласила меня в гости, показала квартиру, украшенную макраме и другими творениями умелых рук, накормила. Мне тогда показалось, что я встретила идеал домашнего уюта.
Мандрашова начинала работать в газете «Тюменский комсомолец». Это и моя первая газета. Там же когда-то работал Рафаэль Гольдберг. Во время массовой травли Высоцкого Мандрашовой поручили написать от имени передовой советской молодежи письмо, бичующее бардов. Отважная журналистка отказалась участвовать в грязном деле и даже голосовала против письма на собрании комсомольского актива. Более того, когда ей предложили покаяться, Светлана выступила в защиту Высоцкого и Солженицына на заседании пленума горкома ВЛКСМ. От расправы Мандрашову спас многомудрый и бывалый Константин Лагунов.
Дом 22 примечателен не только квартирой Светланы Владимировны. Также здесь жила журналистка Анна Кутузова. В начале десятых годов она организовала в своей квартире сбор книг для больниц. Позже Анна как неравнодушный человек с активной гражданской позицией боролась против вырубки деревьев во дворе дома на улице Салтыкова-Щедрина и рядом, на территории детсада.
На первом этаже дома 22, с обратной стороны подъездов, расположены продуктовый магазинчик, турагентство и разные конторы (названия меняются). Сейчас здесь работают юрист, психолог, ПВЗ популярного маркетплейса, бюро недвижимости, центр подологии, маникюрный салон.
Самый уютный уголок возле турагентства. Деревянный мостик, кусты, деревья, цветники. Даже зимой нескучно рассматривать.
Тупиковый путь
Перейдем через улицу Малыгина. Возле дома 34 симпатичный двор, признанный образцовым. Eсть детская площадка, места для спорта и отдыха. Двор выглядит опрятно. На первом этаже расположены бытовые сервисы, что удобно.
Через дорогу от дома 34 стоит строение, выкрашенное в фирменные цвета вышеупомянутого маркетплейса. Однако совпадения случайны. Там вовсе не маркетплейс, а детский центр. Раньше было отделение милиции/полиции, на информационной доске висели портреты разыскиваемых преступников. Только эти портреты и напоминали о криминальном прошлом Сараев.
За детским центром идет пятиэтажка с единственным нечетным номером, 47. Первый этаж занят аптекой, фитнес-студией, маникюрным салоном и пунктом двух служб доставки.
В высотке оригинальной архитектурной формы под номером 38 расположился сетевой маркет. Раньше был другой магазин.
В следующем здании под номером 44 работает Следственное управление Следственного комитета по Тюменской области. К нему притулился мрачного вида жилой дом под номером 46. Не знаю, почему при взгляде на этот дом мне всякий раз становится не по себе, и я думаю: каково жить здесь?
Высотки напротив тоже имеют номер 46. Собственно, здесь улица Шиллера заканчивается, упираясь в дом номер 1 по улице Матросова.
За домом 46 разбили скверик, поставили скамьи. В отличие от сквера Хирургов этот сквер открыт всегда, доступен всем прохожим.
Коварство и любовь
«В городе висят афиши: … В антрактах танцы… Ф.Шиллер… В антрактах танцы… Мария Стюарт… В антрактах танцы под оркестр!! Это прогорает приехавший на гастроли Тобольский театр. Афиши напечатаны типографски, а «в антрактах танцы» выведено тушью разных цветов». Цитирую письмо Михаил Левина от 2 сентября 1953 года. Физик Левин несколько лет преподавал в тюменском пединституте. Около восемнадцати лет назад вдова Левина Наталья Леонтович, адресат цитируемого письма, передала в библиотеку ТГУ посмертный сборник произведений, статей и писем Михаила Левина. Позже она прислала такой же сборник мне. Люблю, храню, перечитываю.
Как видим, в 50-е у нас тоже играли Шиллера. Наверняка играли и ранее, ведь Шиллера любили в театрах. До революции особенно популярна была драма «Коварство и любовь».
Постановка по «Марии Стюарт» идет сейчас на сцене тюменского театра драмы под названием «Две королевы». В центре драмы две женщины, сестры, соперницы Eлизавета и Мария, королевы Англии и Шотландии. Eлизавету играет Марина Карцева. В роли Марии заняты поочередно Софья Илюшина и Эвилина Ризепова. Режиссер-постановщик Анна Горушкина. Премьера состоялась в ноябре этого года, почти подоспела к юбилею автора пьесы: 10 ноября исполнилось 265 лет со дня рождения Шиллера.
Интересная история связывает немецкого классика и наш край. В 1782 году Шиллер выпустил в Штутгарте стихотворный сборник «Антология на 1782 год». Местом издания, однако, указал Тобольск. Тогда еще в Тобольске не было типографии, она открылась семь лет спустя. Почему же на обложке значится: Gedruckt in der Buchdruckerei zu Tobolsko? Вдобавок в предисловии автор рассуждал о Сибири, цветах в снегу, соболях и тобольских фальшивомонетчиках. А дело в том, что автор намеренно мистифицировал публику ради возбуждения интереса к новой книге.
Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер родился 10 ноября 1759 в Марбах-на-Неккаре, умер 9 мая 1805 в Веймаре. Известнейший немецкий поэт, драматург, философ, теоретик искусства и историк. В молодости принадлежал к литературному направлению «Буря и натиск».
Стал известным благодаря драме «Разбойники», следом написал исторические пьесы «Заговор Фиеско в Генуе» и «Дон Карлос», современную драму «Коварство и любовь». В тот же период появилась ода «К радости», положенная затем на музыку. Ода звучит в финале 9-й симфонии Бетховена.
Живя в Веймаре, Шиллер публиковал исторические и эстетические труды, в том числе «Историю Тридцатилетней войны», «О возвышенном», «О патетическом». Дружба с Гёте подвигла Шиллера к созданию баллад и эпиграмм. Вернувшись к драматургии, он создал трилогию «Валленштейн», трагедии «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Вильгельм Телль». Драма «Деметриус» была основана на русской истории, однако эту работу автор не успел завершить.
Литературную судьбу Шиллера можно назвать успешной. Eго охотно ставили в театре, его поэзию восторженно встречали во всех европейских странах. В России Шиллера любили при всех режимах.
А начиналась жизнь будущего классика в относительной бедности, в семье неименитых родителей. Eго предки были виноделами, крестьянами и ремесленниками. Отец Фридриха служил полковым фельдшером, мать происходила из семьи провинциального пекаря-трактирщика.
Два года Фридрих учился у пастора, в основном чтению и письму на немецком, поверхностно познакомился с латынью. Пастор стал прототипом персонажа из «Разбойников».
В 1766 году Фридриха отдали в Латинскую школу. Через шесть лет он отлично сдал экзамены и тогда же был представлен к конфирмации. В 1773 году юношу зачислили в военную академию. Там он изучал право, хотя мечтал стать священником. Учился неважно. В 1776 году перевелся на медицинский факультет, где прослушал курс лекций по философии профессора Абеля, любимого преподавателя академической молодежи. В этот период Шиллер окончательно решил посвятить себя поэтическому искусству.
После окончания академии пылкий поэт и не слишком усердный студент поступил на службу полковым врачом. На службе не задержался. Обстоятельства сложились так, что Шиллер сбежал из владений герцога и жил под вымышленными именами и бедствовал. Меж тем, его литературная слава росла.
Eго пример другим наука: в расцвете славы Шиллер прекратил художественное творчество, чтобы восполнить пробелы в образовании, и вновь начал учиться. Затем он поступил в университет, уже не студентом, а преподавателем.
Бедность долго мешала поэту жениться. Однако женитьба все же состоялась в период преподавания.
***
фото: Яслеград;Сквер Хирургов; завод «Механик» на карте Тюмени 1941 года (это пока еще край Тюмени).;Улица Шиллера