Ощущение товарищеского плеча
Создание современной среды при сохранении исторического наследия заявлено в числе приоритетных задач государства. Какую роль в сохранении наследия играют некоммерческие организации, рассуждает Eкатерина Паршукова, вице-президент благотворительного фонда сбережения культурных и духовных ценностей «Наследие нации».
По ее наблюдениям, все больше людей интересуется сохранением наследия, но пока нет единого механизма управления процессом. В регионах охрана памятников относится к разным сферам: социальной, строительной или культурной. Не везде созданы самостоятельные органы охраны объектов культурного наследия, курируют их руководители разного уровня.
— Зачем нужна единая управленческая вертикаль?
— Eсть федеральный закон, который позволяет контролировать работу с памятниками, но нет адекватной оценки тому, как эти объекты можно интегрировать в экономическую повестку каждого города. То есть нужна активная коммуникация между теми, кто контролирует сохранность объектов, бизнесом, населением и властью. Бизнес должен быть заинтересован в сохранении культурного наследия. Eстественным образом это происходит у того, кто связан с оказанием экскурсионных услуг. Понятно, что без глубокой проработки исторической основы им просто не выжить в конкурентном поле. Но в гостевой сфере еще много игроков. Часто мы сталкиваемся с тем, что коммуникация между ними слабая, а интеграционные процессы отсутствуют или находятся на минимальных значениях. В сфере гостеприимства каждый тоже сам по себе. Мне видится естественным, когда администратор отеля или официант в ресторане рекомендует гостю что-то посетить, а экскурсовод на маршруте или таксист дать характеристику отелю или ресторану. У нас должна быть выстроена общая коммуникация в единую цепочку, в единый ансамбль, где все объекты гостевой сферы звучат в унисон.
Любой объект гостеприимства должен обладать историческими знаниями про памятники архитектуры и культуры, которые находятся рядом. Это не значит, что в каждой гостинице надо ставить стенды с буклетами и сувенирами, но информация должна быть донесена до гостей. По мнению Eкатерины, стоит задуматься о включении объектов культурного наследия в экономический оборот регионов, разрабатывать линейки сувенирной и прикладной продукции на основе музейных образцов традиционных ремесел и промыслов.
— Чем может быть полезен ваш фонд тюменскому туристическому бизнесу?
— Задача нашего фонда участвовать, проводить мероприятия с таким посылом: задумайтесь об истории своего города, задумайтесь о своей семье, задумайтесь о том месте, где вы находитесь. Понятие маркетинга меняется сейчас, и бизнес все больше строится на том, какая личность стоит за ним. Будь это нефтяная отрасль или строительство, или ремесленное предприятие -человек идет на человека. Мы покупаем у человека, мы обмениваемся своими ресурсами именно с человеком. Поэтому на мероприятиях, в которых мы участвуем, мы пытаемся донести, что необходимо проявлять человечность, более уважительно относиться к традициям, сохранять и передавать их. Допустим, есть крупный бизнес и есть объект, который подлежит реконструкции, реновации, но заброшен. Собираются заинтересованные люди, волонтеры, молодежь, но инициатива должна быть от бизнеса, с пониманием того, что социальная нагрузка это не просто слова. При трудоустройстве новое поколение спрашивает: «Насколько ваш бизнес экологичен?» Они имеют в виду то, каким образом выстроена социальная повестка.
Eкатерина рассказала про Национальную премию «Наследие нации». Инициатором премии выступили фонд «Наследие Нации» и ассоциация «Клуб инвесторов в историческую недвижимость». Премия организуется при поддержке экспертного совета России, Совет Федерации РФ, Торгово-промышленной палаты, ассоциации реставраторов России. Она ориентирована на бизнес в области строительства, территориального развития, девелопмента, реставрации, создания дизайн-проектов, развития территорий, меценатства, медиа проектов в сфере культурного наследия. Цель премии — признание и поощрение достижений в формировании современного облика страны, сохранении исторического и культурного наследия России. Через составление национального рейтинга организаторы премии хотят поднять общественную значимость деятельности по сохранению объектов культурного наследия, благоустройства и развития территорий, привлечь к ним внимание. Участникам премии это дает повышение статуса и узнаваемость. Возможность стать частью большой бизнес-среды, меняющей пространство, применяющей новые тренды и инновационные разработки, а также получить экспертную оценку и консультации от жюри, в состав которого входят лидеры мнений, представители успешного бизнеса, общественные деятели. Принять участие в премии могут авторы проектов, производители работ, меценаты, инвесторы, команды организаторов, эксперты, спонсоры, волонтеры, регионы, производители материалов, авторы инженерных решений, технологий, методик и другие участники, соответствующие заявленным номинациям. Торжественная церемония награждения лауреатов премии состоится 26 января на выставке-форуме «Уникальная Россия» в Гостином дворе в Москве.
— Недавно в Тюмени обсуждали событийный календарь ремесленных мероприятий, в котором вы принимали активное участие. Почему в нем возникла небходимость?
— У нас 26 муниципалитетов в области, и между ними нет синхронности. О том, где какое событие проходит, мы узнаем случайно. Очень часто в одни и те же дни проходят значимые события в разных местах. Событийный календарь области включает в себя крупные мероприятия, но за бортом остаются небольшие аутентичные события, которые приятно посетить семьей в выходной день. Районные, муниципальные фестивали, ярмарки, выставки, слеты поддерживают ремесленников, формируют внутреннюю социокультурную среду, повышают уровень удовлетворенности жизнью. Такой событийный календарь позволит сформировать единое туристское впечатление в пространстве. И речь не только о межмуниципальном уровне. Тут мы можем говорить и о городской коммуникации, когда жители одного района посещают соседей или сильнее интегрируются в собственное сообщество. Например, в такой календарь можно внести праздники в городских жилых комплексах. Событийный календарь позволит организовать участникам мероприятий свое присутствие — это ярмарки, это привлечение ремесленников, и здесь будет как раз понятный поток. Под определенный поток посетителей надо создавать свою линейку сувениров. Такой календарь даст возможность разным районам города представить себя и привлечь компании, работающие в этом районе. Это возможность познакомиться со своими соседями и здесь же можно организовать различные мероприятия. Это может быть и субботник, и концертная программа, это может быть ярмарка — здесь любой формат удобен и возможен. И здесь как раз мы подходим к теме возвращения и сохранения наших традиций, к сохранению наших ценностей и популяризации наших ценностей. Это дает ощущение товарищеского плеча.
Фото Станислава Баева
***
НА СНИМКЕ: Оксана Климерова и Екатерина Паршукова.