Дети и гаджеты: кто кого?
Передо мной раздвигаются автоматические двери. Я здороваюсь с улыбчивым охранником и прохожу через турникеты затем через следующие автоматические двери, потом еще одни и попадаю в просторный белый холл, где за стойкой рецепции сидят девушки.
Они ставят галочку напротив моей фамилии в списке участников. В международной школе Heritage 7 декабря состоялась встреча «Родительский факультет #5″*, посвященная гаджетам и их влиянию на образование и жизнь учеников. Это совместный проект Школы образования ТюмГУ, Школы перспективных исследований и Heritage School.
«Родители — большая сила внутри образовательного процесса. Мир меняется, вопросов становится больше», — говорит первый спикер, доктор психологических наук, профессор, эксперт по когнитивной психологии и цифровой среде Александр Асмолов. Он хвалит пришедших родителей за их позицию «почемучек», ведь «быть родителем — сложная антропологическая профессия». Кто наши дети? Какие у них модели поведения? Как они смотрят на нас, общаются? Как меняется мир образования сегодня?
Кампус Heritage School Tyumen -частная школа и детский сад, предлагающая обучение по двум образовательным программам: международной (обучение на английском языке) и российской для детей от трех лет и до 11 класса. Как написано на сайте школы, «учителя стремятся к тому, чтобы их воспитанники получали удовольствие от процесса обучения, были жизнерадостными, уверенными в себе и имели возможности для реализации собственного потенциала в интеллектуальном, физическом, моральном и социальном аспектах». Дети находятся в школе с 8-17:00 и потом посещают платные и бесплатные дополнительные занятия. К слову, на входе в школу каждый ребенок обязан сдать телефон, поэтому во время учебного дня никто из них не сидит в гаджетах.
На экскурсии, которую провели по школе участникам «Родительского факультета», учителя показали классы с передовой аппаратурой, обставленные эргономичной мебелью, рассказали об основных принципах и целях: «Мы учим воспринимать препятствия как новые возможности, а поражения — как полезный опыт. Основой успеха в учебе становятся целеустремленность и ежедневная работа, а не природный талант. Это помогает ученикам понять, что успех зависит от усилий, а интеллект можно развить».
Мне кажется, я никогда не видела учителей с такими горящими глазами. Школа выглядит как антиутопическая мечта и для учеников, и для родителей и, конечно, для преподавателей. Кто бы не захотел учиться в школе с такими учителями и атмосферой сказки? В школе также есть система домов, почти как в Хогвартсе, где дома — это команды, средоточие школьной жизни. Ученики распределяются по домам и зарабатывают очки для своих команд, демонстрируя приверженность школьным ценностям во время занятий, перемен, на спортивной площадке и вне школы. Награды за успехи начисляются всему дому. Eженедельно награждается дом, набравший наибольшее число баллов, а в конце года победителям в общем зачете вручается кубок. Так школа мотивирует детей ориентироваться не на личную выгоду, а на самоуважение и признание со стороны сверстников.
«Человеком рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстраивается», — продолжает он-лайн-спикер Александр Асмолов.
Год обучения в школе стоит от 800 тысяч руб. и выше, в зависимости от класса. Я сижу в актовом зале и тихонько оглядываюсь: вокруг мамы в одежде пастельных тонов, папы в классических брюках, несмотря на субботнее утро. Так выглядят родители, воспитывающие будущую российскую элиту! Когда обеспечены базовые потребности детей, у родителей остаются время и силы на решение более глобальных воспитательных задач.
«Eсли ВЫ создали мир, в котором ребенку интересно жить, то никакой зависимости ребенку не грозит. Читайте вместе, играйте, путешествуйте. Запомните: сотворчество и совместность! Дети развиваются через коммуникацию с родителями», — наставляет слушателей Александр Асмолов.
Возвращаясь к вопросу о цифровой зависимости: 28 ноября парламент Австралии утвердил законопроект, предусматривающий запрет на использование соцсетей детьми и подростками, не достигшими 16 лет. Во Франции президент Эммануэль Макрон рекомендовал запретить детям до 13 лет использовать смартфоны с доступом в интернет, а лицам моложе 11 лет — вообще использовать мобильные телефоны. В Германии подростки в возрасте от 13 до 16 лет должны получать согласие родителей на пользование социальными сетями. В Италии получить подобное согласие нужно лицам моложе 14 лет. Действительно ли необходимы жесткие меры?
Александр Григорьевич утверждает: «Опасно видеть в технологиях зло. Гаджет — как ручка, область с другими возможностями, одно из культурных средств и орудий, которые меняют человека».
Кандидат педагогических наук, завкафедрой психологии и педагогики детства ТюмГУ Любовь Гладкова дала такой совет: «Необходим баланс между использованием современных технологий и сохранением традиционных форм обучения, способствующих всестороннему развитию учащихся». Вот ее практические рекомендации:
Интеграция: важно интегрировать технологии в учебные программы;
Обучение: учителя должны быть обучены использованию новых технологий и методик, чтобы эффективно внедрять их в учебный процесс;
Безопасность: необходимо обеспечить безопасную онлайн-среду для учащихся, предусмотреть меры кибербезопасности и правила использования устройств.
Участники родительского практикума обсуждали, как противостоять манипуляциям, здесь Александр Ас-молов посоветовал книгу доктора психологических наук, профессора кафедры общей и социальной психологии института психологии и педагогики ТюмГУ Eвгения Доценко «Как не стать попугаем», а также «Эпоху выгорающих супергероев: Как саморазвитие превратилось в культ, а погоня за счастьем завела нас в тупик» кандидата философский наук Алексея Соловьева.
Как мудро заметил спикер Владимир Авербах, начальник управления AI ПАО «Сбербанк»: «Подготовка человека должна быть разделена на план «А» и на план «Б». Поэтому общайтесь со своими детьми, предлагайте более интересные модели поведения, учитесь критическому и креативному мышлению, не останавливайтесь в своем развитии, и, даже если у вас нет миллиона в год на обучение ребенка в частной школе, у него будет шанс занять достойное место в мире».
Кристина Сенцова
* Родительский факультет — это открытое пространство для родителей, куда можно прийти за ответами, содержательной дискуссией, уважительным вниманием и компанией единомышленников. Такие встречи будут проводиться ежемесячно, что позволит родителям быть в курсе современных тенденций в образовании и помочь своим детям в выборе наилучших возможностей для образования.
***
фото: