Арктика и Антарктика под одной крышей, или Близняшки-сестры
Из музея Арктики и Антарктики я вышел с вопросом. Интересно, думал я, как выглядит глобус, которым пользуются австралийские школьники?
Представьте себе, что вы где-то за Полярным кругом, это 66 градусов 30 минут северной широты. Вы пробираетесь среди льдов и снегов, а вовсе не расхаживаете в залах музея Арктики и Антарктики, что на Владимирском проспекте в самом центре Санкт-Петербурга.
Залы музея хорошо наполнены. Расстояние между вами и экспонатами варьируется от нескольких метров до нескольких сантиметров. Но вы не чувствуете этого расстояния, потому что здесь смешались день вчерашний и день сегодняшний. Здесь уместились оба полюса, Северный и Южный, не говоря уже о частностях вроде полюса холода или полюсов относительной недоступности. Здесь время и пространство просто меняются ролями — время словно остановилось, а пространство, наоборот, беспрерывно перемещается, дрейфует, как ледяное поле, на котором путешествовали и вплыли в общечеловеческую историю станция «Северный полюс-1» и ее бессмертный экипаж.
Как раз мы и оказались подле соответствующей инсталляции. Перед нами лагерь экспедиции «Северный полюс-1», 1937-1938 годы… Льдина. На льдине — жилье полярников, узкий домик, у которого одна стена прозрачная (для нас). Люди, приборы, печурка, в которой горит красный свет (как бы огонь, спасительное тепло)… За девять месяцев льдина с «экипажем» прошла 2000 километров от полюса до Гренландского моря. Папанинская экспедиция была самой продолжительной и самой удачливой. Все завершилось благополучно. Можем двигаться дальше по петербургской Арктике в свободном поиске. А сколько вокруг отвлекающего-привлекающего! Вот просто в глаза бросается висящий под потолком самолет. Та самая амфибия Ш-2. Такие полу-самолеты, полу-корабли первыми прилетели на Тюменский север. Они поддерживали связь между населенными пунктами. Летом садились на воду — благо тогда ее хватало, а аэродромов практически не было. Такое воздушное судно ласково называли «Шаврушка».
…И снова мы «во льдах». Льдина, на которой разворачивается целый спектакль. В декорациях его хоть кино снимай, что-нибудь по-шекспировски трагическое. На льду — палатка красного цвета, толпа людей, и ледокол раздвигает лед. Про кино я вспомнил не случайно. Фильм о спасении экспедиции Нобиле назывался «Красная палатка». В 1928 году дирижабль «Италия» долетел до полюса, но на обратном пути случилась катастрофа. Многие страны тогда старались помочь, но спасителем стал наш ледокол «Красин». Это он на макете спешит на помощь…
А с противоположной стены смотрит на красную палатку человек со знакомым мне лицом. Это первый полярный летчик нашей страны Борис Чухновский. Он и возглавлял летную группу, которая вместе с ледоколом «Красин» участвовала в спасательной операции. Чухновский нашел потерпевших крушение и привел к ним ледокол. А позже пилот нашел в «белом безмолвии» и группу Мальмгрена, которая отправилась за помощью пешком.
Сухая справка из энциклопедии мало разжигает воображение. Но мне как бы удалось побывать в Арктике 1928 года. Много лет назад, еще до этой встречи с арктическим музеем, в Тюмени, мне рассказывал обо всем этом сам первый отечественный полярный летчик. Я как бы увидел эти события глазами Бориса Григорьевича Чухновского. Сохранилось и ощущение невероятности происходящего. Ведь герои книг о завоевании Севера -Амундсен, Папанин, Нобиле — для Чухновского были современниками.
Кажется, будто этот человек, неведомо как оказавшийся в нашем городе, появился откуда-то из призрачного книжного мира. Он рассказывает, как появилась и реализовалась его идея соединить в подобных спасательных экспедициях ледокол, самолет и радио. Говорили мы и об одной из так и неразгаданных загадок тех дней — о странном исчезновении руководителя группы, отправленной к земле, -опытного полярника Мальмгрена. До сих пор остается тайной, почему спутники его, два итальянских офицера из команды Нобиле, ничего так и не смогли (не захотели?) объяснить. Ведь по словам Чухновского, когда он увидел группу, на льду было трое. А когда самолет с другим уже пилотом сел на лед, там оказались только двое…
И вот я снова с ним лицом к лицу, с человеком, который к моменту нашей встречи (1969 год) более сорока лет служил в созданной им же полярной авиации. Словно переход из одного времени в другое, возникают в памяти фамилии полярных пилотов — Водопьянов, Черевичный…
И еще один сюжет к истории с дирижаблем. Спасать экспедицию Нобиле отправилось немало судов и самолетов. Самым успешным оказался, как я уже говорил, ледокол «Красин», ведомый — с воздуха -пилотом Чухновским. Но вот еще одна подробность — воспоминание о великом полярнике Амундсене. Он, услышав по радио о катастрофе, вылетел на помощь. И не вернулся.
…В Арктике все хорошо не бывает…
Мне вспомнился еще один полярный сюжет, связанный с Тюменской областью. Я не нашел его в бескрайней сокровищнице музея, но уверен, что первое посещение ямальских берегов атомоходом «Ленин» в начале семидесятых не забыто. С другой стороны, из Тюмени, туда же помчался один из корреспондентов радио. Он взял интервью у капитана Юрия Кучиева и, прощаясь, пожелал Юрию Сергеевичу всего хорошего. Капитан ответил: «В Арктике, молодой человек, все хорошо не бывает.»
О трагедии парохода «Челюскин» и триумфальном завершении истории «лагеря Шмидта» на льдине не раз сообщали в различных аспектах читателям и нашей газеты. Отметим лишь, что в музее хранится в качестве экспоната кожаная куртка, что была на руководителе экспедиции Шмидте в ходе всей эпопеи.
А мы пошли далее, стараясь ничего не пропустить. Ведь даже маленькая подробность может оказаться вступлением к большой истории. Как, например, вот этот портрет молодого человека, одетого в непривычную для нас военную форму. Оказалось, что портрет молодого человека в старомодной военно-морской форме имеет прямое отношение к территории, которая сейчас называется Тюменская область, а триста лет назад была Тобольской губернией.
Главный герой сюжета — лейтенант российского флота Дмитрий Овцын, участник Великой Северной экспедиции, отправленной в высокие широты и окраины империи по указу Петра Первого. Был ли он в Тюмени? Скорее всего, проездом -торопился приступить к строительству небольшого судна, которое назовут в современных ему документах — бот «Почталион Обь» . На построенном им на тобольской верфи судне лейтенанту предстоит по воле Петра отправиться в плавание. Небольшое судно было построено и отправилось исполнять монаршую волю, изучать возможности выхода из реки Обь в Северный океан. Потому и хранится портрет лейтенанта Овцына в музее.
Выполнить задание Овцын пытался дважды, но льды не выпустили его судно. Дважды пришлось зимовать в Березове, где отбывала ссылку семья князя Долгорукова. В том числе его дочь, красавица Eкатерина, которая едва не стала российской императрицей. Но ее жених, юный император Петр II, умер накануне свадьбы. Новая императрица Анна Иоанновна велела сослать всю семью. Так и встретились первая красавица России и флотский лейтенант… Их общение не осталось незамеченным. И поступил наверх донос, что, дескать, Долгоруковы собираются бежать из ссылки при помощи лейтенанта Овцына и его суденышка.
Строго наказали Долгоруковых, а лейтенанта, «мелкую сошку», сослали подальше, в Охотск, на соляные работы.
Но это уже ни к Арктике, ни тем более к Антарктике не относится. Зато гораздо ближе к этим частям земного шара относится огромная, подробно вылепленная макушка северного полушария: Ледовитый океан, Полюс, Полярный круг и все, что к ним прилегает. Можно даже потрогать извилистую береговую линию, отметив заодно, что к территории России относится более двух третей североокеанского побережья земного шара.
Конечно, я всего лишь посетитель, который, хотя и находится с Крайним Севером в близких отношениях, но все же не специалист. А специалист отыщет даже в потрясающих экспозициях какие-нибудь «несоответствия». Например, заметит, что чучело оленя не той породы, которая обозначена на карточке рядом. Но думаю, что жители и гости северной столицы этим неточностям не огорчатся. Для них северный олень — он и есть олень северный, и никакой больше.
Галилео Галилей, рискуя собственной жизнью, утверждал, что Земля — шар и у нее нет ни верха, ни низа. Однако в здании музея Арктика размещается на первом этаже, а Антарктика, то есть и Антарктида тоже, — на последнем, наверху, под самым куполом.
Взгляните на глобус — почувствуйте разницу.
Кстати, не обидно ли австралийцам быть на картах всегда внизу? Полезем в интернет и успокоимся: австралийцы о себе позаботились сами. На их картах Австралия нарисована наоборот. А остальной мир, Америка там, Океания, не говоря уже о далекой Eвропе и всем остальном, где-то там, внизу. Точно как в музее Арктики и Антарктики.
Хотя я уверен, что в музее такое местоположение принято единственно ради удобства нас с вами. Посчитайте-ка ступени, пока доберетесь до родных краев!
ФОТО Рафаэль Гольдберг
***
фото: Северный полюс;Ледокол «Красин» идет на выручку.