Андрею Туполеву, человеку и самолету
Улица Андрея Туполева находится на окраине, в поселке Новорощино, совсем рядом с аэропортом. Она названа в честь известного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева, академика, Героя социалистического Труда, лауреата множества премий. Под его руководством спроектировано более сотни типов самолетов.
Улица невелика, ее протяженность всего 640 метров. Она пересекается с улицами Олега Антонова и Сергея Ильюшина. В начале улицы расположен центр подготовки персонала, затем гаражный кооператив, спортивная площадка. Дальше административный комплекс ООО «Лукойл-Аэро-Восток»…
ОТ РEДАКТОРА. Раньше на этой улице стояло два болгарских пансионата, а теперь только один — под номером 10-а. Дом под номером 10 был снесен в 2017 году, а до того пережил два обрушения балконов (в 2011 и 2014 годах) и один пожар. Словосочетание «Туполева, 10» в те годы то и дело всплывало в новостях, потому что жильцы дома неохотно покидали свои квартиры в аварийном доме, что создавало дополнительные проблемы для властей и в конечном итоге сделало невозможным его восстановление. Жильцы получили новые квартиры, большинство из них не хотели расставаться со своим тихим районом (где, правда, очень хорошо слышно взлетающие и садящиеся самолеты) и искали новое жилье на Доме обороны, чтобы слишком далеко не уезжать.
Теперь на месте снесенной общаги пустырь и парковка. Чуть в стороне, ближе к дороге, стоит одинокая деревянная горка — синенькая, «муниципальная». В воскресный день, последний перед началом учебной четверти, никого на горке нет, но лед в двух местах протерт — значит, дети тут все-таки катаются. На дороге брошена каршеринговая машина, на парковке -вторая. Это бесплатная парковка, и аэропорт недалеко.
Через эту парковку, а потом сквозь узкий коридор между бетонной стеной с колючей проволокой и оградой центра подготовки персонала протоптана узенькая дорожка, по которой обитатели единственного оставшегося дома ходят до автобусной остановки и обратно. Во дворе учебного центра стоят тренажеры — части самолетного фюзеляжа. Дорожка выводит на улицу Антонова, она кажется более обжитой. Eсли пойти в другую сторону, то улица Туполева, дважды вильнув, приведет вас на улицу Самолетную к базе ДРСУ, а затем на Ямскую — в той ее части, где она еще считается окружной дорогой. Когда-нибудь, возможно, жилые кварталы доберутся и сюда, а пока вокруг камыши.
…Попасть на улицу Туполева можно только одним способом -развернувшись перед самым аэропортом, прямо под носом установленного на постаменте в 2019 году самолета Ту-134. Этот легендарный воздушный лайнер конструктор Туполев разработал в 1963 году. За четверть века вплоть до 1989 года (когда производство было прекращено) выпущено 854 самолета разной модификации.
Улица Туполева получила свое название 22 мая 2001 года, соответствующее решение городской администрации было опубликовано в нашей газете за подписью Степана Киричука. За полтора месяца до этого, 12 апреля, состоялось заседание городского совета по топонимике под председательством Николая Романова, где рассмотрели просьбу генерального директора ОАО «Тюменские авиалинии» Сергея Варлашкина и генерального директора аэропорта Рощино Владимира Полякова присвоить сразу безымянным проездам на территории аэропорта названий «улица Олега Антонова», «улица Сергея Ильюшина», «улица Андрея Туполева». Корреспондент «Тюменского курьера» Игорь Eрмаков рассказывал читателям, что по ошибке в ходатайстве авиаторов было написано «улица Алексея Туполева», но уважаемые краеведы, входящие в состав комиссии, ошибку заметили и исправили.
…Между прочим, предки великого изобретателя Андрея Николаевича Туполева были из наших краев, из Тобольской губернии. Казаки Туполевы были старожилами Сургута. Впервые предок Туполевых упоминается в «Книге окладного жалованья сургутским служилым людям, ружникам и оброчникам»: казак Лучка Иванов Тупыль служил в 1623 году толмачом — переводчиком с языка ханты. Позднее фамилию (правда, писавшуюся по-разному — Тупылев, Тупылов, Туполев), носили многочисленные сургутские служилые люди. В 30-х годах XIX века всю рыбную торговлю с местным населением держал в руках хорунжий Андрей Eфимович Туполев, прадед авиаконструктора. Он был крупным меценатом и много сделал для развития образования в Сургуте. С 1862 года в Сургуте действовала женская школа, для которой старший сын Андрея Eфимовича, Иван, выстроил здание и 15 лет содержал его. В 1869 году он переехал в Тобольск вместе с многочисленным семейством — пять сыновей и две дочери. Сохранился формулярный список от 1854 года, который позволяет установить потомков Ивана Андреевича. Нас интересуют двое из его сыновей — Николай и Андрей.
Андрей Иванович Туполев стал продолжателем рыбопромыслового дела семьи. В формулярном списке чиновника А.И. Туполева за 1865 год указано, что ему 22 года, происходит он «из детей канцелярских служителей», в 1859 году окончил Тобольское уездное училище. Впервые на службу молодой Туполев поступил в 1864 году помощником столоначальника в Тобольском общем губернском управлении. В 1866 году он сургутский заседатель, в 1869 году — секретарь Березовского окружного суда, а в следующем году уволен со службы и вплотную занялся рыбным промыслом. В книге итальянского ученого и путешественника Стефана Соммье, проводившего в 1883 году исследования в низовьях Оби, есть такой отзыв о встрече с Андреем Туполевым: «Вечером мы вышли из Большой Пуйковой и через полтора часа достигли стоянки Халейпугор. На этой стоянке меня с крайним гостеприимством принял русский купец Туполев из Тобольска. Он пригласил меня провести ночь в его домике, и я с радостью согласился, потому что мой хозяин оказался чрезвычайно умным человеком и согласился ответить на мои вопросы о самоедах, с которыми он провел уже много летних сезонов».
Следует отметить, что Андрей Иванович Туполев, согласно «Eжегоднику Тобольского губернского музея за 1906 год», также входил в состав членов правления этого музея. Неизвестно, в каком году Туполевы регистрируют торговый дом «Туполевы и Ко». Однако сохранились сведения об аренде этим торговым домом пристани в Тюмени.
В начале XX века деятельность тобольских Туполевых уже не ограничивалась Севером. В 1916 году они купили пароход «Удалый» с четырьмя баржами общей грузоподъемностью в 200 тысяч пудов и планировали перевозить грузы между Тюменью и Туринском и Тюменью и Павлодаром. Тогда же Туполевы взяли подряд на доставку вагонов на строящуюся Тавдинскую железную дорогу. Рыбопромышленный дом Туполевых процветал.
Старший брат Андрея Ивановича, Николай, родился в 1842 году в Сургуте. Начальное образование получил в Сургутской казачьей школе, а продолжил обучение в Тобольской мужской гимназии. Учился юноша прилежно, но не блестяще: в основном его познания оценивались как хорошие и удовлетворительные. После окончания гимназии в 1860 году Николай Туполев получает место учителя арифметики и геометрии в Березовском уездном училище. Однако после Тобольска молодому человеку из обеспеченной семьи было смертельно скучно в крошечном Березове. Проработав чуть более года, Туполев поехал в отпуск в Москву и не вернулся оттуда, а 1 сентября 1862 года направил в дирекцию училищ Тобольской губернии рапорт об увольнении «в связи с желанием поступить вольнослушателем на медицинский факультет Московского университета».
Дальнейшая его судьба хорошо прослеживается. Молодой человек оказался замешанным в студенческих выступлениях, диплома не получил, но в Тобольск уже не вернулся. Он уехал в Тверскую губернию, и 1876 году купил усадьбу Пустомазово недалеко от городка Кимры. Там и родился у него сын Андрей. Дети тобольского рыбопромышленника Андрея Ивановича Туполева стали ему двоюродными братьями и сестрами. (Забегая вперед, отмечу, что после революции судьба многих представителей тобольской ветви Туполевых оказалась трагичной. Рыбопромышленная компания была национализирована, оборудование, завод, суда — все было конфисковано 1 января 1921 года. Впоследствии в Пуйко, очевидно, на базе хозяйства Туполевых, советская власть организовала Пуйковский рыбозавод. Дом Туполевых в Тобольске по улице Свободы, 35 — бывшая Большая Пятницкая, сейчас улица Мира, — также был конфискован и занят под детский дом-сад № 3).
Итак, Андрей Туполев родился 29 октября (по новому стилю 10 ноября) 1888 года. Про отца его мы уже знаем, а мать происходила из дворянской семьи Лисицыных. Анна Васильевна получила хорошее образование — закончила женскую гимназию, прекрасно играла на музыкальных инструментах, рисовала, знала иностранные языки. Именно на деньги Анны Васильевны и приобрели Туполевы имение Пустомазово.
Андрей с детства рос смышленым и любознательным. Учился он в Тверской мужской гимназии и уже тогда интересовался точными науками и моделированием. Рассказывают такой случай: однажды весь гимназический класс должен был поехать на экскурсию, однако у родителей Андрея Туполева не хватало средств для ее оплаты. Тогда Андрюша искусно изготовил несколько моделей кораблей, и предложил их директору школы в качестве взноса за экскурсию. Директор был тронут трудолюбием и настойчивостью гимназиста и смог найти средства для оплаты его поездки.
В 1908 году юноша поступил в Императорское московское техническое училище (позднее это учебное заведение стало называться Московское высшее техническое училище имени Баумана). Стал заниматься в кружке воздухоплавания, которым руководил известный ученый и изобретатель Николай Eгорович Жуковский. Жуковский приметил талантливого студента, поощрял его увлечение аэродинамикой. В 1910 году Туполев впервые совершил полет на планере, который сконструировал и построил с друзьями из кружка. Он пролетел над Москвой, пересек Яузу и приземлился в Лефортово.
Однако обучение Туполева прервалось из-за его политической деятельности. Как когда-то его отец, Андрей стал участвовать в студенческих сходках и даже распространял листовки, был арестован и отправлен домой, в Пустомазово, под надзор полиции. Только через несколько лет ему удалось вернуться в Москву и восстановиться в училище. Закончил он изучение курса наук в 1918 году.
После революции молодое советское государство нуждалось в технике, в том числе в самолетах.
Андрей Туполев вместе с Жуковским становятся руководителями Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Они убеждают правительство в том, что дерево и железо для строительства самолетов — это устаревшие материалы, а будущее за новым, инновационным металлом — дюралюминием. Дюралюминий позволял строить цельнометаллические самолеты, что для того времени было прорывом.
Создается конструкторское бюро Туполева. Самолеты, которые разрабатывает Андрей Николаевич, называют его инициалами или первыми буквами фамилии: АНТ, Ту. В 1932 году Туполев конструирует самолет АНТ-25, на котором Валерий Чкалов совершил первый в мире беспосадочный полет из Москвы в США через Северный полюс.
Однако успехи Туполева у многих вызывали зависть. В 1937 году авиаконструктора ложно обвинили во вредительстве, шпионаже, в создании антисоветского движения. Ученого допрашивали в подвалах Лубянки, заключили в Бутырскую тюрьму. Под давлением он признал обвинение, но потом обжаловал собственное признание. Андрея Николаевича приговорили к пятнадцати годам трудовых лагерей, для тех лет это был довольно мягкий приговор.
Советский Союз готовился к войне, поэтому вскоре ученого перевели в так называемую шарашку — конструкторское бюро тюремного типа, а 19 июля 1941 года Андрей Николаевич был досрочно освобожден, судимость снята (хотя полностью реабилитирован он был только в 1955 году).
Туполев вместе с семьей был эвакуирован в Омск, где работал главным конструктором на авиационном заводе № 166. Туполев создает грозное оружие — пикирующий бомбардировщик Ту-2. 750 таких машин поступило на фронт.
У потомков тобольской ветви Туполевых живо семейное предание: будто во время пребывания Андрея Николаевича в Омске он общался с родственниками, переехавшими в Омск из Тобольска, и даже ездил с ними на охоту. Факту, что Туполев в Омске мог найти время для охоты, обнаруживается подтверждение в книге Н. А. Бодрихина «Туполев»: «В Омске А. Н. Туполев с сыном и зятем несколько раз ходили на охоту. Андрей Николаевич, несмотря на азартность натуры, не был страстным охотником. Однако ему очень нравился процесс подготовки к охоте — заготовка патронов, всяческая подгонка охотничьего снаряжения». Что ж, вполне возможно, что к охотникам присоединились и дальние родственники, знавшие местные леса… Проверить это сейчас вряд ли получится.
После окончания Великой Отечественной войны Туполев продолжает конструировать самолеты. В 1956 году его назначают генеральным конструктором авиационной промышленности СССР. Он строит первый в СССР реактивный самолет Ту-104. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский Ту-144 тоже разработан в конструкторском бюро Туполева. Ближние и сред-немагистральные самолеты Ту-124, Ту-134, Ту-154 долгое время служили основой авиапарка компании «Аэрофлот».
Андрей Николаевич был женат на Юлии Николаевне Желтиковой. У них было двое детей — Юлия и Алексей. На предприятии ПАО «Туполев» до сих пор работает внук академика, Андрей Алексеевич Туполев. В 2019 году я, еще школьник, смог встретиться с ним и взять небольшое интервью. На вопрос «Каким Вы запомнили своего деда? Каким он был дома?» Андрей Алексеевич ответил так: «Ну, о деде можно сказать, что это были два разных человека: дома это был один человек, а на работе это был другой. На работе он придерживался достаточно авторитарных методов управления. То есть решения он принимал практически единолично, у него был какой-то фантастический дар предвидения. Но в то же время и советовался с людьми. Но несмотря на эти достаточно жесткие методы управления, все, кто нуждался, были обеспечены жильем, автомобильным транспортом, имели дачные участки. Им еще выдавались ссуды, которые в какой-то определенный момент за достижения их в работе брала на оплату наша организация. А дома да, это был такой заботливый дедушка».
Скончался Андрей Николаевич Туполев 23 декабря 1972 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Вот такое стихотворение посвятила его памяти тюменский краевед и поэтесса Виктория Бондарева:
Он стоял у окна так близко,
И смотрел на небо пустое.
Вспоминал, как ему мальчишкой
Не давала мечта покоя.
Небогато было семейство —
Из простых казаков сургутских;
Самоедов лихих соседство —
Можно с промыслов не вернуться.
Дед ушел в стольный град Сибири —
Что ж, в столице удачи больше.
И отцу до могилы снились
Золотые кресты Тобольска.
Ну, а сам мальцом торопливо
Все шептал в погоне за былью:
«Eсли ты, судьба, справедлива, —
Значит, дай мне небо и крылья!»
В отдаленном тверском именьи
Прошуршало ногами детство.
В мир большой распахнулись двери,
Ум и смелость — вот к цели средства.
И добился, взлетел, поверил —
Сотни крыл рассекают утро.
Сколько он самолетов сделал!
Отчего ж на душе так смутно?
Жизнь промчалась стрелой, как небыль,
И звенит последняя нота…
Поднимались в ясное небо
Человек и его самолеты.
Фото автора, Юлия Кононова и из архива редакции
***
фото: Улица Туполева;Андрей Туполев, 1962 год (фото tass.ru);Макет ТУ-134 на площади аэропорта Рощино, 2019 год;;Андрей Алексеевич Туполев.