X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Не смажешь — не поедешь. То же самое про рояль

Работает в филармонии, но не музыкант, ездит на концерты с инструментом, но не оркестрант, играет на пианино и имеет хороший слух, но не пианист.

Конечно, речь пойдет о мастере по настройке и ремонту пианино и роялей. Но Алексей Графов не просто мастер, он мастер с большой буквы.

Взять, к примеру, лыжный спорт. Все знают, что лыжи нужно смазать, и только потом выходить на лыжню. Неподготовленные лыжи, может, и поедут, но не так, как надо спортсмену. С роялем точно так же. Настраивать его нужно к каждой репетиции, концерту и даже в антракте между отделениями концерта.

По образованию Алексей пианист, он окончил музыкальную школу по фортепиано, потом училище искусств и даже начал преподавать в музыкальной школе. Но спустя некоторое время понял, что ему гораздо интереснее настройка инструмента. Это направление его интересовало еще в училище искусств, где он наблюдал работу настройщика и даже приобрел собственный настроечный ключ. Но чувствовал, что знаний не хватает, поэтому в 1997 года он поехал на курсы настройщиков в Москву, получил диплом и стал работать по той профессии, которая всегда его манила.

— Специальность достаточно редкая, но особого таланта не требует, — считает Алексей. — Слух нужен, конечно, и азы музыкальной грамоты нужно знать, но консерваторское образование не обязательно. Наверное, здесь, как и везде, главное — желание, остальное будет. Самая большая проблема, наверное, в том, что в Тюмени выучиться на настройщика просто негде, может быть, поэтому еще у нас в городе их так мало.

Алексей рассказывает, как построены курсы в Москве: полдня теория, полдня практика. Теории много: как устроен инструмент, из каких частей состоит, из каких пород деревьев. Много нюансов. И пианино, и рояль состоят из почти трех тысяч деталей, и все их нужно изучить.

Основной критерий у этих инструментов — длина струны, поясняет настройщик. Чем она длиннее -тем звук лучше. У пианино струны расположены вертикально, а у рояля горизонтально, и удлинять их у рояля можно до бесконечности, поэтому все рояли разной длины. Оркестровые обычно самые длинные. Eсть, конечно, и пианино высокие, и звучание у них почти рояльное, но все равно это не рояль.

Сейчас идет тенденция сделать акустический инструмент более совершенным, чтобы сила звука была больше. Современные инструменты этим отличаются, у них более яркий и более мощный звук, чем у их предшественников. Достигается это за счет конструкции, механики.

Но как бы ни были хороши современные инструменты, Алексей все же любит возиться со старыми. Иногда из груды старого хлама получается инструмент с прекрасным звучанием. Самое старое пианино, с которым Алексею приходилось работать — пианино 1886 года со старинной обердемпферной механикой, от которой полностью отказались еще в начале двадцатого века. Но хоть пианино с таким типом механики уже давно не выпускают, но запчасти к ним купить можно. Где-то приходится самому додумывать, где-то советоваться с мастерами из других городов.

— Сколько инструментов вы регулярно обслуживаете?

— В филармонии у нас шесть роялей, два в «Нефтянике», один в драмтеатре, есть маленький рояль в кукольном театре. Иногда приезжают на гастроли музыканты, которым нужен рояль, вот, например, известная уже «Музыкальная экспедиция». Мы предоставляем им рояль и я, естественно, при этом рояле с ними езжу — в Абалак, в контору пароходства, в Ива-парк. Но такое редко бывает. Наш филармонический оркестр выезжает на гастроли без рояля, им его предоставляет принимающая сторона, и там, конечно, есть свой настройщик.

— Частники к вам обращаются?

— Конечно, и очень часто. Вот представьте, музыкальные школы, сколько детей там учится, многим родители, конечно, покупают пианино домой. Часто одно пианино переходит из семьи в семью. Сколько у меня уже таких случаев, когда приглашают настроить инструмент, я прихожу и вижу, что этот инструмент я уже настраивал.

— Вы все свои инструменты запоминаете?

— Конечно, каждый инструмент помню. У каждого своя особенность. В основном все инструменты старые, с каждым приходится возиться, какие-то ремонтные работы делать, поэтому и запоминаются. Хорошо, что в СССР были фабрики, где делали инструменты, в основном с ними сейчас и приходится работать. И хоть многие их ругают, что плохо делали, но именно на тех самых пианино играют сейчас дети. Новые инструменты стоят от миллиона и выше, не каждому по карману.

Я, признаться, шокирована.

— Но так было всегда, — успокаивает меня Алексей Графов. — Обычные «Элегия», «Лирика», «Красный Октябрь» стоили 760 рублей, чешское или немецкое пианино — 1000 рублей, а средняя зарплата была 120 рублей, вот и считайте. Не такая большая разница, конечно, как сейчас, но все же. Поэтому и ходят старые инструменты из рук в руки. Новые тоже покупают, конечно. И пианино покупают, и даже рояли, но их не так много. Можно китайское купить, они неплохие, но тоже порядка полумиллиона рублей. А российских фабрик сейчас почти нет. Те единичные, что остались, работают с китайскими запчастями.

Вот как было раньше, говорит Алексей. Представитель Росмузпрома приезжал в леспромхоз и на делянке помечал деревья, которые шли на изготовление музыкальных инструментов — пианино, балалайки, домры. Дальше подключалась текстильная промышленность, ведь сукно должно быть специальное, определенного качества… Струны металлические, а раму, на которую их натягивают, изготавливают из чугуна или его сплава с другими металлами для улучшения акустических свойств. Так что изготовление одного пианино требует участия разных областей промышленности. Но фабрики развалились, приходится у китайцев инструменты покупать.

— Стали ли конкурентами старому доброму пианино современные электронные версии?

— Электронные пианино совсем неплохие, кстати, инструменты, для многих случаев они очень даже подходят, для ресторанов особенно, но настоящие ценители и люди с музыкальным слухом сразу услышат разницу между настоящим звуком и электронным, каким бы хорошим он ни был.

— Знают ли вас за пределами города, приглашают ли в другие города?

— Видимо, знают, — смеется Алексей. — Хоть не часто бывает, но приглашают. В Озерск вот приезжал пианист с гастролями, и меня попросили приехать настроить для него рояль. А недавно был в Туринске в музее декабристов. У них долгое время в подвале стоял дореволюционный рояль Becker, большой, красивый. Он много лет там просто стоял, меня попросили дать ему второй шанс. Теперь там проходят литературные гостиные, музыкальные вечера.

— Ученики у вас уже есть?

— Со стороны никто пока не обращался, но я обучаю сына, он проявил интерес. Вместе со мной ездит на настройку.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Алексей Графов.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта