X

  • 14 Март
  • 2025 года
  • № 28
  • 5671

Надел сандалики, и Копперфильд отдыхает!

— Давайте мы Болеславовна изменим на Борисовна, чтобы проще? — предложила методист.

Ага! Курмангалиевна тоже проще?

Так Инесса Колтунюк в самом начале педагогической деятельности отстояла свое отчество.

«Инеся! Инеся!» — ходит хвостиком за воспитателем группа детского сада № 90. Они совсем малыши — не старше трех лет.

Стаж общения с маленькими детьми Инессы — пятнадцать лет. Было бы больше, только внимания требовал сын, он перенес менингит, и семья столкнулась с его тяжелыми последствиями. Когда все тяготы остались позади, Инесса, можно сказать, бегом побежала на свою, самую лучшую в мире, работу.

Eе первый выпуск уже первокурсники. Каждый вырос особенным, при встрече даже поплакали, от радости, конечно. До сих пор «Болеславовна» с ними созванивается и переписывается.

— Дети — они во все времена дети, — рассуждает она. — А вот родители изменились: стали мобильнее, все на бегу. Просишь поделку сотворить, а им проще купить, чем провести время с ребенком. Я не осуждаю, думаю, нехватка времени. Часто много ответственности возлагают на детский сад, школу, любое образовательное учреждение, сами же помочь не стараются. Просишь: давайте будем учить застегивать куртку? Показывать, как замочек туда-сюда двигать. Я в саду покажу, а вы дома. Не всегда реагируют. Eсть и хорошие моменты. Ко Дню пожилого человека мы разукрасили осенние листья, родители написали пожелания и отнесли в «Магнит» — порадовать покупателей. В больницу, в поликлинику отвозили небольшие подарочки. Тут грех жаловаться.

…Все мы родом из детства. Мы об этом догадываемся, а у Инессы Болеславовны и доказательства есть.

— Детство — время, когда есть либо радость, либо огорчение. Eсли много радости, то такими воспоминаниями живешь всю жизнь и пытаешься привнести хорошее во все, что тебя окружает. Личность закладывается с рождения, в процессе мы можем что-то скорректировать. Нам встречаются люди, которые указывают путь, и наставник важен. Бывает, даже взрослые ищут себе наставника, что уж говорить о детях. Роль семьи — огромна! Семейные праздники, поездки, да просто в парке погулять — ребенок это на всю жизнь запоминает! Культура закладывается с элементарного. Посидели на лужайке, оставили за собой мусор, в ребенка впечатывается намертво. Собрали в пакет, увезли — значит, и он не будет мусорить, когда повзрослеет.

…Не умеет трехлетка аккуратно есть, и кукла Маша показывает, как красиво она завтракает.

— А какие они любопытные! До всего им интерес. Во время сончаса украсили окна: к вырезанным из бумаги деревьям прибавили белочек и зайчиков. И когда сели полдничать, я говорю: ребята, обратите внимание, на вас смотрит Белочка. Глаза детей ну просто не описать!

Как быть, если ребенок проявляет агрессию?

— Во-первых, нужно понять почему. Во-вторых, обыграть ситуацию. Хорошо помогают игры на мелкую моторику: ребенок сосредотачивается на конкретном действии. Работа воспитателя порой с родителями даже больше, чем с детьми. Eсли мама и папа включились и поддерживают воспитателя во всем, то и ребенку лучше, и результат быстрее. Один воспитатель в поле не воин, а садик — это не передержка. Наш труд кропотливый, тонкий. От момента, как ты встретил ребенка, до момента расставания вечером происходит масса всего. Нужно быть интересным, потому что пока ты интересен, и ребенку с тобой здорово. Лучшая награда, когда ребенок приходит без слез, с удовольствием. Значит ты все сделал правильно.

…Крошки чуть выше колена дружно намыливают «варежки» из мыла перед едой. К обеду тоненько нарезан лук и чеснок. Кто-то трет хлебную горбушку, кто-то в суп кладет, а кто-то просто вдыхает — так в саду противостоят сезонным инфекциям.

— Родители тоже думать должны. Eсли у ребенка кашель и насморк, не надо себя обманывать, что все из-за аллергии, и вести больного ребенка в садик. Я понимаю: больничный брать нет возможности, но и о других заботиться надо.

Помню, мой сын трудно привыкал к саду. Как в таких случаях быть?

— Ребенок может полдня не понимать, где он. Большая площадь -есть где разогнаться. Учреждение закупает много игрушек и канцелярии. И бывает, что ребенок не хочет уходить, он еще не все посмотрел, не все потрогал, не всем поиграл, поэтому и адаптация делится на несколько этапов. Eсть быстрая, средняя, сложная. Хуже, когда сложная. Ребенок уже насытился игровым пространством и вдруг понимает, что где-то потерялась мама. Вот это сложная адаптация, но мы ее проходим, и дело налаживается. Мама говорит: я тебя вечером заберу. У малыша нет понятия «вечером», у него есть режимные моменты: сок после завтрака, обед, сончас, полдник, ужин. Говорить надо: я тебя заберу, когда ты съешь булочку, а потом еще покушаешь. Утром ему трудно вставать не потому, что воспитатель не нравится или садик, а просто не доспал или на погоду пошла перемена.

Как вы относитесь к гаджетам?

— Зависимость наблюдается и у самых маленьких, потому что родители везут в садик либо на санках, либо в коляске, а в руки суют телефон. Это не самая приятная картина: ребенка переодевают, а он не может выпустить телефон. В некоторых случаях электроника помогает. Например, знакомишь с космосом и показываешь видео, которое сделали в старшей группе.

Научить дружить в таком возрасте возможно?

— Вот он схватил игрушку — моя игрушка! Учишь делиться, показываешь, что нельзя обижать, нельзя кусаться и щипаться. Eсли мы идем мыть ручки, то друг друга не толкаем, мыло не отбираем. В туалете садимся на свой горшок. У каждого своя кроватка, свое полотенце, свой шкафчик. Научились приветствовать — даем «пять» и мамам, и папам. Eсли в группу кто-то не пришел, я фокусирую внимание: Макар заболел, но мы его все ждем.

…Я смотрю, как Юля катает шарики из желтого пластилина и спрашиваю:

Стоит ли мучить ребенка ранним развитием?

— Вообще ребенка мучить не стоит, у него еще вся жизнь впереди, и не всегда она будет сладкая. Ребенок развивается в игре — это все знают. Только не надо сидеть и читать без ума ему сказки или лепить с утра до вечера. Чем меньше ребенок, тем меньше по времени занятие. Иначе он просто теряет интерес. Чем больше дел у ребенка, тем меньше у него детства. И если пихать его и в плавание, и в пение, и в гимнастику — все, чего он будет хотеть — отдохнуть. Ведь и взрослые дорожат минуткой, когда можно упасть на диван. Дайте ему время счастья: самокат, конструктор, то, что он сам хочет.

А вот на речь нужно обращать внимание. Eсли ребенок в два-три года не разговаривает, надо обращаться к специалистам. А не думать: вот в садик пойдет и заговорит. Иногда достаточно нескольких занятий, чтобы дать толчок. Родитель-ребенок-воспитатель — нельзя забывать, что точек опоры — три.

О чем вы мечтаете?

— Чтобы наш детский сад № 90 отремонтировали. Он очень мне нравится: уютный, компактный, но и очень старенький. Повара готовят с душой, медработник умница, заведующая контролирует все вопросы — любые пожелания решаются без задержек с полным уважением и пониманием. Но как все древние здания, сад требует конструктивных перемен.

Что делает вас счастливой?

— Вот ребенок сам научился сандалии надевать, надел первый раз и на тебя смотрит. А в глазах: неужели я это сделал?! Этот взгляд не передать. Копперфильд отдыхает! Поэтому моя работа лучшая в мире: наблюдать и принимать участие в том, как у ребенка появляется вера в свои силы и возможности. Он сам застегивает и расстегивает куртку, пользуется вилкой и понимает, что он самый крутой человек во всем свете. Что всякие бэтмены и супермены — ведь теперь он все может и все умеет. Вот ради чего надо работать.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото: Инесса Болеславовна и ее младшая группа.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта