X

  • 14 Март
  • 2025 года
  • № 28
  • 5671

Общаться без слов и без преград

Как неговорящему ребенку начать общение с помощью средств альтернативной и дополнительной коммуникации, рассказали и показали в центре «Родник» 12 февраля.

— К сожалению, 90 процентов родителей, которые приезжают в наш центр с детьми, нуждающимися в альтернативной коммуникации, не знают, что это такое, — говорит Анна Карагодина, ведущий специалист центра по социально-педагогической реабилитации.

Специалисты! компании Eyetracking. care (ГК «Исток-Аудио»), лидера в разработке, производстве и продаже современных средств реабилитации, отмечают, что в России становится все больше детей с инвалидностью. Но по-прежнему немногие слышали об АДК, хотя в нескольких тюменских центрах уже есть айтрекеры — системы, помогающие управлять взглядом.

— Средства альтернативной и дополнительной коммуникации нужны людям, у которых нарушена или полностью отсутствует речь. Это дети с расстройствами аутистического спектра, задержкой психического развития, ДЦП, а также взрослые, перенесшие инсульт, черепно-мозговую травму или имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, — объясняет Анастасия Арама, специалист по подбору средств коммуникации.

На семинаре дети смогли протестировать реабилитационный айтрекер Deye, коммуникационный планшет Dpad, коммуникатор FoxBox, коммуникационные кнопки, программное обеспечение Grid 3, Look2Learn, Avaz, коммуникатор для чтения, тактильный коммуникатор, текстурированную карусель и другие устройства.

— Коммуникационные кнопки бывают разных цветов и размеров, -продолжает Анастасия Арама. -Eсть большие кнопки BigMack. Они удобны при ДЦП, так как их легко нажать любой частью тела: локтем, головой. Также есть кнопки-переключатели, с помощью которых можно активировать игрушки.

С помощью коммуникационного планшета Dpad ребенок может набрать сообщение маме или позвонить ей, используя взгляд или руки. Мама услышит его голос. Некоторые устройства АДК позволяют детям даже участвовать в спектаклях: устройство воспроизводит реплики, а ребенок показывает движения и эмоции.

Анастасия советует по возможности комбинировать разные средства. По ее наблюдениям, детям освоить АДК бывает проще, чем взрослым. Коммуникаторы приобретают школы, где обучаются дети с инвалидностью, а также существуют благотворительные фонды, помогающие нуждающимся.

ФОТО ИННА БАРДАКОВА

***
фото: Анастасия Арама.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта