X

  • 14 Март
  • 2025 года
  • № 28
  • 5671

Этот город самый умный город на Земле

О технологиях умного города говорили 26 февраля в центре стратегического развития «Сибирь». Здесь организовали встречу с председателем ассоциации по разработке технологий умного города из Беларуси Станиславом Шумиловым. Станислав — основатель нескольких IT-компаний, специализирующихся на автоматизации зданий и инфраструктуры.

На встрече присутствовали глава города Максим Афанасьев и заместитель губернатора Сергей Шустов, а также архитекторы, технические специалисты, представители департамента городского хозяйства.

Станислав Шумилов подробно рассказал о проекте минского жилого комплекса «Северный берег», указом президента Лукашенко названного экспериментальным проектом «Умный город». Все, что сделали в этом проекте, вписывается в канву умного города. Площадь «Северного берега» 940 гектар. Построено 90 000 квартир, где будет проживать не менее 200 000 человек. На территории предусмотрены бизнес-центры, выставочный комплекс, детские сады.

— Перед началом реализации проекта, — рассказывает Станислав, — к нам пришел застройщик и обратился со словами «нам нужно сделать умный город, а мы не знаем, что это». Стопроцентно точного ответа тут нет, но есть две крайности. Eсть минимум (например, автоматическое освещение) и максимум — Кремниевая долина или Сингапур. Все, что между этими двумя крайностями, — умный город.

Чтобы понять, чего хотят жители умного города, собрали данные и получили интересные результаты. Выяснилось, что 77,5 % жителей регулярно пользуются мобильными сервисами эксплуатирующих организаций, половина создала аккаунты для семьи, друзей, арендаторов, что дало им возможность самим управлять, кому делегировать те или иные права, 45% жильцов оплачивают услуги ЖКХ и услуги УК через мобильное приложение.

Так получили максимально достоверное представление о том, что гражданам интересно, чем они пользуются. То есть нужны платежные системы и обратная связь с управляющей компанией. Первая часть разработанного ассоциацией мобильного приложения — комьюнити менеджмент (управление сообществом). Включает «Новости и события» — банальная, но очень нужная и актуальная вещь. Все активности публикуются в одном месте, и уже не обязательно читать кучу чатов из разных мес-сенджеров. «Голосование» — еще одна очень важная функция. Часто у жильцов нет времени или возможности прийти на собрание, а эта функция позволяет учитывать голос каждого без личного присутствия. Бланки и бюллетени уходят в цифровой мир — голосование происходит легким нажатием кнопки.

Вторая часть приложения — управление инфраструктурой. В нее входит обработка заявок и управление доступом. Возможность оставлять заявки на устранение протечек, пожаловаться на неубранный мусор на детской площадке, приложив фото и комментарий, сильно экономит время. Дополнительный плюс — возможность отслеживать статус заявки.

Управление доступом — в нем работает «цифровой официант» или API-шлюз, если по-научному. Он связывает пользователей с промежуточными микросервисами приложения и в результате дает один ключ на все контроли доступа. Теперь на территории жилого комплекса двор, подъезд, колясочная, лапомойка — все открывается с одного ключа.

Eще один удобный сервис в этом приложении — звонок с домофона на смартфон. Так что можно видеть гостя, даже если ты находишься далеко от дома.

Специальная разработка по заказу застройщика — умный почтовый ящик: больше не нужен маленький ключик, чтобы узнать, что пришел свежий номер «Тюменского курьера», ведь приложение пришлет уведомление на смартфон.

Помимо того, что в процессе администрирования можно включать и выключать функции приложений или раздавать доступы, можно формировать отчеты и статистику. В эту работу включаются алгоритмы, способные обработать большой массив данных, который не под силу человеку. Сбор информации — важный показатель для понимания, на что направить ресурсы. Например, можно посмотреть статистику включения и выключения лампочек, спрогнозировать их ресурс работы и заложить их замену в бюджет на будущий год.

Eще один помощник администрирования — приложение для эксплуатационной службы. Задача этой системы отследить ресурс работы инженерных систем и прогнозировать обслуживание. Например, такая система сможет подсчитать, когда придет время чистить вентиляционные фильтры и запланировать это.

Обычно такие приложения бесплатные, и, тем не менее, на них могут зарабатывать те, кто их предоставляет. К примеру, управляющая компания может взимать небольшую плату за пользование приложением. Несколько рублей с пользователя взамен на быструю реакцию и качественную работу — невеликая плата. На городском уровне такая монетизация тоже возможна. И тут для владельца приложения появляется интересная возможность заработать. Например, если пользователи будут закидывать деньги в виртуальный кошелек службы платных парковок, то с помощью банковского сервиса овернайт владелец приложения может заработать. Это никак не повредит интересам пользователей, но предоставит дополнительные возможности тому, кто инвестировал средства в подобный сервис.

Немаловажный момент — безопасность передачи данных. Злоумышленник может взломать данные со счетчиков для воды, это одна проблема, а может, взломав домофон, проникнуть во двор, где гуляют дети.

По окончании выступления Шумилова посыпались уточняющие, технические и личные вопросы. Я тоже обратилась к Станиславу: сколько времени займет переход Тюмени к умному городу и где взять специалистов? Тут и обнаружилось, что слово «Тюмень» в моем вопросе было лишним, а рядом со мной сидят две сотрудницы департамента городского хозяйства.

— Сервисы и технологии, внедряемые в Тюмени, далеко продвинулись, — сказала мне Светлана Крафт, начальник финансово-экономического управления департамента городского хозяйства. — По рейтингу Минстроя по итогам 2023 года, а по 2024 году еще нет статистики, Тюмень занимает первое место в своей группе по индексу «IQ городов». Этот индекс включает в себя умные дороги, умную медицину, умные дома, транспорт, мобильные приложения, чат-боты, голосовые помощники.

— У нас есть приложение «Тюмень — наш дом», через которое можно сообщать о проблемах города, оставлять заявки и получать ответы после выполнения работы, — добавила Eвгения Крылова, начальник отдела перспективного планирования департамента городского хозяйства. — Eсть еще приложения «Телемед-72» и «Тюменьгортранс» — это тоже часть городской инфраструктуры. Пока что это отдельные приложения, но мы работаем над их объединением для большего удобства использования.

Людмила Сметанина

***
фото: Максим Афанасьев в центре «Сибирь».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта