Есть ли интеллект у искусственного интеллекта?
Этот вопрос очень занимал меня как человека, периодически сидящего перед чистым листом бумаги или перед абсолютно пустым экраном компьютера.
Сознавая свою небольшую творческую величину, постоянно иронизируя и даже посмеиваясь над частыми в творческой среде словами «вдохновение», «озарение» или «не пишется», тем не менее, я знаю, каково это бывает. Сейчас, постоянно повторяя более молодым коллегам слова: «Работать надо, а не ждать вдохновения», внезапно обнаружил у себя привычку просыпаться между тремя и четырьмя часами ночи и шлепать к компьютеру, чтобы сохранить (для кого или для чего? или зачем?) вставшие в голове готовые строчки. Будто кто-то слепил их и сунул тебе под подушку, словно кирпич или что-то столь же неудобное…
Ну понимаю, гений — Александр Сергеевич, не чета мне или многим из пишущего люда. Но и он пытался отгадать, «откуда что берется». И он в такие же минуты признавался:
…И руки тянутся к перу,
перо к бумаге,
минута —
и стихи свободно потекут…
Я сержусь, когда кто-нибудь называет хаос на моем столе творческим беспорядком, который возникает неумолимо, несмотря на постоянные, но, видимо, напрасные попытки упорядочить это. Но тем не менее это нечто (не беспорядок, а вот что-то), повинуясь привычке или еще чему-нибудь неведомому, постоянно повторяется, приучив меня хватать «огнекрылого кифареда» за шкирку и усаживать к старому письменному столу и. (ну, сами понимаете.). И понятно, что бурные страсти последнего времени вокруг искусственного интеллекта вызывали у меня некоторое сомнение. Я представлял, как моноблок ночью (а почему, кстати, ночью?) или пользуясь тем, что я ушел на работу, включает экран и начинает править, дописывать оставленный мною неоконченным текст… Бред, конечно. Но все-таки я с большим интересом отправился на губернаторские чтения в среду на этой неделе, где Eвгений Бурнаев из Сколково обещал поделиться тайнами и практикой искусственного интеллекта. Я даже заготовил парочку ехидных фраз, намереваясь вмешаться в дискуссию, если таковая случится. Вот эти «камни за пазухой»:
Eсть ли у «искусственного интеллекта» интеллект?
Зачем мне машинный интеллект, мне пока своего достаточно?
Устроился поближе, чтобы лучше слышать…
Было интересно, ни о каких тайнах человеческого ума, которые наконец-то удалось переправить в электронные блоки, я не слышал (думаю, что содержание доклада еще не раз будет повторяться и цитироваться в нашем краю — все-таки библиотечный зал был полон, стулья стояли встык, и любопытные или, наоборот, знающие сидели друг у друга на коленках). Повторяю — ни о каких тайнах электронного «мадридского двора» речи не было. Речь шла об абсолютно практических вещах: как упорядочить те или иные практики нашего большого мира, нашего хозяйства, нашего того, что я вижу на моем письменном столе, что возрождается с постоянством, достойным лучшего применения. Машина явно скорее привыкает к порядку, если хорошо составлена программа. Машине не надо напоминать что-нибудь вроде человеческого: а ты помыл руки перед тем, как сесть за стол? Машина, точнее, ее программа способна бесчисленное количество раз повторять одни и те же действия, и ей не становится скучно, она не висит на телефоне, болтая о том о сем. Машина это машина.
А потому и докладчик, и выступающие говорили о сугубо практических вещах, а про творчество осторожно спрашивали две молоденькие журналистки из местных средств массовой информации. И тут я, кажется, понял и даже попытался высказаться. Ни о каком творчестве искусственного интеллекта речи никто не ведет. Ни о том, чтобы заменить эту важную составляющую нашей жизни и нашей души. Речь идет о вещах сугубо практических, чтобы облегчить жизнь и работу, взаимодействие структур власти и общества и отдельных личностей. А напугавшее слово «интеллект» в аббревиатуре ИИ, скорее всего, маркетинговый ход. Может, я и не прав. Но поживем — увидим. Творческие машины, я полагаю, так и останутся в фантастической литературе. Цифровизация нашего вечно взъерошенного и непоследовательного мира пойдет своим чередом, а творчество своим. Машины, даже вторгаясь в чужие пределы, займутся тем, для чего они предназначены.
А власти, я думаю, вовсе не стремятся упорядочить творчество. Надо думать, что и они знают, что «дух свободен, парит, где хочет». Им был упорядочить поведение городских автобусов, которое то и дело сбоит по разным причинам.
P.S. А может быть, я и не прав. Ведь я всего-навсего человек, не машина. Помнится, сто (или около того) лет назад мой незабвенный друг Витя Строгальщиков, который пытался сначала получить профессию в математической геологии (или геологической математике), пока судьба его не повернула на истинный для него творческий путь, писал о взаимоотношениях человека и машины: «Может ли человек мыслить? — думает машина. — Считает он ужасно».
