Львы и птички: кем быть?

– Сейчас я буду вас удивлять, – говорит Елена, улыбаясь.
Елена Еремеева – бывший юрист, художник, член Национального союза пастелистов России, арт-терапевт, психолог, профориентолог и автор методики выбора профессии «Карьерный зоопарк».
– Я была очень авторитетным чиновником. Если вы погуглите в интернете «Елена Еремеева», вам выйдет не только психолог, но и
заместитель губернатора. Я работала замгубернатора по правовым вопросам до 2022 года. В тот год моя дочь выбирала, куда пойти после школы, было очень сложно. И я задумалась, как вообще выбирать профессию? Как мама троих детей я на собственном опыте понимала, насколько не просто делать этот выбор. Пошла заочно учиться на психолога, и меня это затянуло, я подумала, почему бы мне не заниматься новым интересным и полезным делом – помогать подросткам определиться и профессией. И я ушла с госслужбы.
Загоревшись идеей, Елена купила франшизу международной школы выбора профессии «Пункт Б», стала региональным партнером школы, и начала работать по их алгоритму:
– Но поскольку я творческий человек, то включала в работу метафорические карты, образы животных. И тут меня осенило, что можно объединить выбор профессии и образы животных. И несмотря на то, что этот метод вроде бы смешной, легкий, он имеет научную базу.
За основу взята типология шести профессиональных типов личности Джона Холланда: реалистичный, артистичный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, исследовательский. После того как на конвенции арт-терапевтов Елена представила разработку карьерного зоопарка, многие начали вводить методику в свою практику. Конечно, бывают и скептики, но их отношение нивелируется результатами. К разработке концепции Елена решила подойти через образы животных, потому что, по ее словам, человеку
проще воспринимать метафоры:
– Если бы я вам сказала: «Выберите, пожалуйста, ваш
интеллектуальный тип деятельности», вы бы растерялись, что уж говорить о подростке? А так, когда, они видят, казалось бы, птичек, все становится проще и понятнее.
интеллектуальный тип деятельности», вы бы растерялись, что уж говорить о подростке? А так, когда, они видят, казалось бы, птичек, все становится проще и понятнее.
Елена предложила и мне пройти тест. Он начинается с выбора одной из четырех картинок, где акцент сделан на образ жизни. Кот – фрилансер, лев – лидер в компании, медведь – офисный работник, любящий рутину, дельфин в бассейне, окруженном пальмами, символизирует гибридный график работы:
– Выбор профессии в современном понимании – это не только кем ты
будешь работать, а то и как ты будешь работать, в каком графике будешь жить. Допустим, многие подростки хотят быть педагогами, но не хотят работать в школе. Они с детства рассаживали кукол и играли в школу, и когда я говорю: «Ну, прекрасно, давай, учись на педагога», то девочки чаще всего говорят: «Нет, я не хочу в школу, это сорок детей, я с ума сойду, это невозможно». И мы начинаем искать другие варианты. Я предлагаю варианты: если это будет частная школа? Если ты будешь репетитором? Или заниматься онлайн-образованием?» То есть, необходимо раздвинуть границы восприятия профессии. Поэтому карьерный зоопарк начинается с подбора образа рабочего дня.
будешь работать, а то и как ты будешь работать, в каком графике будешь жить. Допустим, многие подростки хотят быть педагогами, но не хотят работать в школе. Они с детства рассаживали кукол и играли в школу, и когда я говорю: «Ну, прекрасно, давай, учись на педагога», то девочки чаще всего говорят: «Нет, я не хочу в школу, это сорок детей, я с ума сойду, это невозможно». И мы начинаем искать другие варианты. Я предлагаю варианты: если это будет частная школа? Если ты будешь репетитором? Или заниматься онлайн-образованием?» То есть, необходимо раздвинуть границы восприятия профессии. Поэтому карьерный зоопарк начинается с подбора образа рабочего дня.
Дальше на образах птиц необходимо выбрать до трех картинок, где
изображены не просто пернатые на деревьях, но в определенных
обстановках: сова в библиотеке, попугай в художественной мастерской. Затем сопоставить картинки образа жизни и птиц и посмотреть на предлагаемый список профессий, определив из них топ-3:
изображены не просто пернатые на деревьях, но в определенных
обстановках: сова в библиотеке, попугай в художественной мастерской. Затем сопоставить картинки образа жизни и птиц и посмотреть на предлагаемый список профессий, определив из них топ-3:
– Я сейчас реализуюсь как психолог, поэтому у меня ласточка –
ведущий тип, потому что это про эмпатию, про любовь. Как арт-терапевту мне близок так же попугай. По рабочему графику я– кот, ранее очень долго была в найме, в стабильном графике, завязана на работу, а теперь мне захотелось быть более свободной.
По словам Елены, со временем выбор картинок может меняться,
потому что сейчас идет тенденция на смену пять-семи профессий в течение жизни:
ведущий тип, потому что это про эмпатию, про любовь. Как арт-терапевту мне близок так же попугай. По рабочему графику я– кот, ранее очень долго была в найме, в стабильном графике, завязана на работу, а теперь мне захотелось быть более свободной.
По словам Елены, со временем выбор картинок может меняться,
потому что сейчас идет тенденция на смену пять-семи профессий в течение жизни:
– Существует такая модная тенденция – все говорят: давайте разберем профессии будущего. Я не сторонник этого, я считаю, что нужно не
профессию будущего выбирать, а развивать навыки будущего: коммуникация, критическое мышление, командная работа, креатив. И тогда человек сможет освоить в принципе любую профессию, которая ему будет интересна. Вот такой карьерный зоопарк.
профессию будущего выбирать, а развивать навыки будущего: коммуникация, критическое мышление, командная работа, креатив. И тогда человек сможет освоить в принципе любую профессию, которая ему будет интересна. Вот такой карьерный зоопарк.
Возможно, именно поэтому на консультацию к Елене приходят и
взрослые, чаще в период кризиса тридцати пяти, сорока лет, когда
переживают момент профессионального выгорания. Человек думает, что ему все надоело, он хочет изменить жизнь, но часто оказывается, что не всегда нужно что-то менять. Иногда Елена советует просто отдохнуть или поменять не профессию, а место работы, чтобы был другой коллектив. Она не вполне разделяет популярные призывы «займись своим делом», «будь лучшей версией себя»:
– Это не всем нужно. Иногда человеку нормально и хорошо работать в
найме. То есть, не всем нужно уходить в свой бизнес, стремиться что-то делать, зарабатывать миллионы. Люди и в найме вполне себе могут
реализоваться и чувствовать себя счастливыми. Поэтому со взрослыми людьми профориентация перетекает в психологию, в коучинг. То есть в работу с личными установками.
найме. То есть, не всем нужно уходить в свой бизнес, стремиться что-то делать, зарабатывать миллионы. Люди и в найме вполне себе могут
реализоваться и чувствовать себя счастливыми. Поэтому со взрослыми людьми профориентация перетекает в психологию, в коучинг. То есть в работу с личными установками.
Из-за обилия информации бывает сложно понять, чего же мы хотим.
Для этого необходимо знать свои интересы, свои желания. Тут помогает критическое мышление, и часто оказывается, что современные установки человеку не подходят, а он к ним стремится просто потому, что так делают все вокруг:
– Всем хочется быть успешными. Тут я рекомендую простую технику
Юнга – 16 ассоциаций. Можно написать вверху слово «успех» и к нему
написать шестнадцать случайно пришедших в голову слов. Потом объединять попарно, и получится восемь, потом объединять до четырех, потом две и останется одна. Тогда вы поймете, что для вас успех. И если мерилом успеха окажется слово, допустим, «семья», то тогда надо подумать, нужно ли вам развиваться какими-то бешеными темпами. Может уже хватит и нужно просто жить свою счастливую жизнь?
Если мы перенесем это на подростков, ситуация становится еще
сложнее, потому что вся их жизнь прошла в сети, и им еще труднее найти себя настоящего:
сложнее, потому что вся их жизнь прошла в сети, и им еще труднее найти себя настоящего:
– Для них определение ценностей – сложный вопрос. Они все хотят
быть мегауспешными, но при этом не все понимают, что такое этот самый успех. Для них чаще всего успех равно деньги, но потом, когда начинаешь работать, выясняется что-то глубинное. Может быть это человек, который хочет быть полезным для других или который хочет быть творцом, что-то создавать. Даже бывали случаи, когда кажется, что это творческий человек, а он вообще про науку, потому что люди, которые идут в науку, тоже творческие, им же нужно генерировать идеи. Поэтому современная профориентация хорошо помогает подросткам найти свой путь, а взрослым либо его подкорректировать, либо выбрать новый.
Елена советует приходить на профориентацию в девятом классе, чтобы к одиннадцатому уже понимать, на чем акцентировать внимание. Особенно это важно, когда ребенок не знает, чего хочет или обладает талантами во многих областях. Тут необходимо определить то, что выбрать карьерой, а что оставить в качестве хобби. Она и сама в этом плане – удивительный пример человека, перепробовавшего много, казалось бы, разных ролей:
– Надо просто брать и делать. Я всегда говорю, если вы хотите чего-то
достичь, что-то получить, то надо просто брать и делать.
достичь, что-то получить, то надо просто брать и делать.
Еще один интересный момент – подростки знают ограниченный набор профессий: айтишник, бизнесмен, поэтому одна из задач профориентолога – это познакомить их с огромным выбором, о котором многие не подозревают.
Елена описала случай, когда подростку по всем критериям подходила
профессия врача, но он ничего о ней не знал, никогда про это не думал. Тогда Елена посоветовала ему почитать «Записки молодого врача» Булгакова.
профессия врача, но он ничего о ней не знал, никогда про это не думал. Тогда Елена посоветовала ему почитать «Записки молодого врача» Булгакова.
Также она советует программу «10 глупых вопросов представителям разных профессий», которая расширяет кругозор карьерных траекторий. Родителям, стремящимся помочь своим детям, она предлагает вспомнить, во что они любили играть в детстве, что им нравилось, ведь именно в ранние годы, когда еще нет сильного внешнего давления, виден характер ребенка.
Что касается моих результатов теста… Ну, скажем, заявление на
увольнение я писать не собираюсь.
увольнение я писать не собираюсь.
Фото из семейного архива
