Один герой на две страны

Eго именем названы улицы одиннадцати городов нашей страны, а также улицы в Казахстане, Украине, Белоруссии, Узбекистане и… в итальянской Генуе. Про него написана книга, в его честь воздвигнуты памятники, и даже танкер с его именем около тридцати лет бороздил просторы мирового океана. Он — Герой Советского Союза и Национальный герой Италии. Он единственный иностранец, кому было дано почетное звание и присвоена высшая награда Италии — золотая медаль «За воинскую доблесть». Зовут его Федор Андрианович Полетаев, известный в Италии как Федор Поэтан.
Eсть улица Федора Полетаева и в нашем городе. Расположена она на окраине города в микрорайоне Букино. Название ей присвоили по распоряжению администрации города в июле 2001 года, а до этого она являлась оконечностью улицы Оренбургской, которая имела сложную конфигурацию. В 2001 году эти улицы разделили, но та часть, которая превратилась в улицу Полетаева, так и осталась «сложной формы», как написано о ней в городском справочнике. Она действительно непростая, с множеством изгибов и ответвлений. Дома на ней, как и участки, в основном небольшие. Одни стоят за щербатым забором, покосившиеся и потерявшие свежесть, другие аккуратно прибраны и ухожены, есть и современные строения, но их совсем немного. В начале улицы совсем тесно и домики стоят практически прижавшись друг к другу. Более вольготно расположились те, что стоят в проулках и спрятались от посторонних глаз. За ними, через овраги и озеро Оброчное, уже видны высотки Лесобазы.
Самое первое, что удивляет -очень тихо. Я приезжала на улицу несколько раз, но местных жителей так и не встретила. Никто не сидит здесь на завалинке и не прогуливается вдоль дороги. Тротуаров нет, улочка, очень узкая в начале, переходит в односторонний ряд, напротив которого — просто поле. Здесь действительно окраина, самая что ни на есть. Но это ненадолго. Скоро от улицы Полетаева начнется строительство новой дороги в четыре полосы, которая соединит улицу Гилевская Роща с улицей Дамбовской, став дублером улицы Чекистов. Выполнить эти работы планируется в 2026-2030 годы. Возможно, открывшийся проспект станет по-настоящему видом будущего и для улицы, о которой сейчас мало кто знает. Точно так же, как когда-то никто не знал, кто такой на самом деле Федор Поэтан, пока наш соотечественник, журналист и писатель Сергей Смирнов, не заинтересовался судьбой погибшего в Италии советского солдата.
Федор Полетаев
Федор Андрианович Полетаев родился 14 мая 1909 года в селе Катино под Рязанью в крестьянской семье. Семья рано осталась без кормильца. Федор, старший из братьев и сестер, старался заменить в семье отца и помогал матери по хозяйству: пахал, плел лапти, вырезал из липы ложки и продавал их на базаре. Школу после второго класса пришлось оставить. Когда Федору исполнилось 14 лет, мать согласилась отпустить его на заработки, и он отправился на торфоразработки в подмосковный поселок Электропередача (современный Электрогорск), где велось освоение болот.
В Электропередачу Федор приехал в июне 1923 года. Всю работу, которую ему поручали, выполнял добросовестно, поэтому вскоре попал в артель грузчиков на торфяники. Работа была тяжелая, требующая выносливости и большой физической силы, которой Федор отличался, несмотря на свой юный возраст. В Электропередаче Федор познакомился с Марией Калининой, на которой в 1929 году женился. Жить молодые стали в общем бараке на Скворцах, отгородив свой угол занавеской и в шутку называя «квартирой».
В 1931 году Федор с женой вернулся в родное Катино, где в мае у них родилась дочь Александра. В том же году осенью он был призван в Красную армию в артиллерийский полк московской пролетарской стрелковой дивизии. В армии окончил четвертый и пятый классы школы. После демобилизации в 1933 году Федор забрал жену с детьми (к тому времени в 1932 году у него родился сын) и уехал на Кубань в станицу Старомышастовскую, где стал работать кузнецом. Однако в январе 1935 года дети заразились полиомиелитом. К сожалению, сына спасти не удалось, а дочь навсегда осталась глухонемой. После этого они переехали в село Петрушино (ныне Скопинский район Рязанской области), где осенью 1936 года у них родилась дочь Валя, а потом еще два сына: в 1938 году — Николай, в 1940 году — Михаил.
Когда началась война, в семье Полетаевых было уже четверо детей. Федор мобилизовался 17 августа 1941 года, а в декабре прислал жене письмо, где писал: «Жив, здоров. Получил от командования благодарность. Воюю достойно. Береги детей. Твой Федор». В составе 9-ой гвардейской стрелковой Краснознаменной дивизии он участвовал в битве за Москву, затем в боях в Калужской области, а в мае 1942 года дивизия была переброшена в Харьковскую область, на Украину.
В июне части дивизии оказались в окружении. В июле 1942 года в районе села Раздольное Полетаев был тяжело ранен и признан погибшим (согласно справке архива МО СССР, он был похоронен в братской могиле в этом селе). «Обстановка тех дней на фронтах была настолько тяжелой, что документы той части, в которой он служил, не сохранились, — рассказала главный документовед Центрального архива Министерства обороны России Виктория Каяева. -И, к сожалению, нет даже донесения о нем: пропал он без вести или погиб».
Однако на самом деле тяжелораненого Федора товарищи дотащили до ближайшего хутора, где хозяева его выхаживали почти два месяца, пряча от немцев в подвале. Когда рана стала заживать и Федор смог ходить, он решил пробиваться к своим. Избегая дорог, несколько дней Федор шел лесом, но все же нарвался на немцев и был взят в плен. Так начался его путь по концлагерям.
В лагере под Вязьмой близко познакомился с двумя военнопленными: летчиком Николаем Петуховым и пехотинцем Николаем Кочкиным. Трем товарищам удавалось держаться вместе. Из Вязьмы они были переведены в город Бердичев (Украина), оттуда — в польский Мелец, а затем в хорватский город Брод на Саве (Славонски-Брод). Здесь во время бомбежки города американской авиацией, воспользовавшись суматохой, трое друзей совершили побег. Но на свободе они были недолго, их схватили, избили до полусмерти и отправили в Италию. Там их включили в рабочую команду при немецкой воинской части, расположенной в 25 километрах от Генуи, где пленные выполняли земляные и прочие подсобные работы, пока в июле 1944 года им не помогли бежать итальянские партизаны.
Позже Николай Петухов вспоминал: «Мы чертовски устали от этого сумасшедшего бега и от пережитого. Кровь с рук и лица, разодранных колючками, сочилась, не переставая. Я и Кочкин то и дело спотыкались и падали, но Федор был тверд. Физическая сила и сила духа казались в нем неисчерпаемыми. Он помогал нам подниматься, брал за руки и тащил. Это же делали и наши проводники. Обнаружив побег, гитлеровцы подняли тревогу и устроили погоню. Их автоматные очереди раздавались за спиной все ближе и ближе. Нашим ничего не оставалось, как оказать сопротивление. Хватило шести гранат, чтобы отбиться». Так Федор Полетаев вместе с двумя товарищами оказался у итальянских партизан.
Федор Поэтан
Eще в 1943 году Германия оккупировала Северную и Центральную Италию. В стране развернулось партизанское движение, в котором принимали участие бойцы других национальностей. Партизаны поддерживали отношения с военнопленными. На северо-востоке Италии, в Лигурии, действовал итало-русский диверсионный отряд (БИРС). Eго бойцы проводили диверсионную работу по взрывам мостов, шоссейных и железных дорог, нападали на колонны гитлеровцев.

Федор Полетаев сражался в партизанском подразделении 3-й зоны (апеннинский сектор), которая впоследствии стала составной частью 6-й зоны. После перегруппировки партизанских подразделений, Полетаев был зачислен в батальон «Нино Франки», которым командовал Джузеппе Сальварецца. Батальон входил в состав гарибальдийской бригады «Оресте» партизанской дивизии «Пинан Чикеро», воевавшей в горах провинции Лигурии. Лигурия — одна из крупных провинций на севере Италии, столицей которой является Генуя. В Генуе активно действовали группы подпольщиков-антифашистов, а в окрестных горах сражались десятки партизанских отрядов. Из-за сложности произношения Федора Андриановича Полетаева здесь стали звать Федор Александр Поэтан, или просто — Поэтан.
Узнав, что Полетаев кузнец, его спросили, сможет ли он делать из гвоздей ежи, которые потом можно будет разбрасывать на дороге. Федор попросил показать. Принесли гвозди и металлический еж в качестве образца. «Да это просто»,-произнес Федор и стал руками гнуть гвозди, чем привел в замешательство итальянцев. Молва о том, что в отряде «Нино Франки» появился русский богатырь, быстро распространилась по другим отрядам.
Федор участвовал во многих боевых операциях итальянских партизан, воевал отчаянно, но не безрассудно, проявлял смекалку и находчивость. Eго великолепные качества особенно проявились во время карательных экспедиций врага в зиму 1944-1945 годов. Так, в декабре 1944 года в бою на горе Боссола (Алессандрия) он показал себя как один из лучших бойцов, особенно после того, как пал его командир Джузеппе Сальварецца. В одиночку он не только не отступил перед врагом, но подошел вплотную к нему и, стреляя из автомата, бросая гранаты, создал у противника впечатление, будто в этом месте собралось уже много партизан. Это заставило врага поспешно покинуть выгодные позиции.
После долгих и жарких боев его батальон оказался разбитым. Четверо бойцов, выбившись окончательно из сил, уже не могли идти по обледеневшей земле и, конечно, попали бы в руки врага, если бы Федор не перенес их всех в безопасное убежище. А после окончания карательной операции Федор заслужил всеобщую благодарность еще одним глубоко гуманным поступком. Почти целый день он шел по ледяным тропам, чтобы достать хлеб для измученных товарищей по оружию. Товарищи поразились его выносливости, на что он, улыбаясь, ответил: «У нас страна большая, ходить много приходилось».

Итальянцы в русских солдатах всегда отмечали дисциплинированность, стойкость и мужество. А еще — любовь к Родине. В серое осеннее утро 7 ноября 1944 года батальон партизан разместился в небольшом горном селении. Федор и другой советский партизан по имени Степан подошли к комиссару: «Ты не мог бы, комиссарио, достать нам немного вина, чтобы мы могли выпить за нашу Родину?» Весь вечер Полетаев с несколькими советскими воинами, которые сражались в рядах партизан, сидели в дальнем углу барака и тихо разговаривали, время от времени произносили тосты за Родину, за Сталина, за Победу, за итальянских товарищей. Только поздно вечером они вышли на свет коптилки и предложили спеть «Интернационал», итальянские товарищи поддержали. Так Федор Полетаев со своими боевыми товарищами вдали от Родины отпраздновал годовщину Октябрьской революции.
В начале 1945 года гитлеровцы предприняли широкую карательную операцию против партизан и местных жителей. 2 февраля подразделение в количестве 50 человек направилось в зону, освобожденную партизанами. Дойдя до ущелья, где протекает река Борбера, гитлеровцы заняли деревню Канталупо. Против них выступило два подразделения партизан: одна группа в количестве 20 человек должна была обойти немцев с тыла и флангов; другая, в которой был Федор, — встретить на дороге, спускавшейся в долину.
Около полудня на дороге у окраины Канталупо начался бой, долгий и ожесточенный. Под напором партизан немцы отступили и перешли к обороне, но изгиб дороги и глубокий снег дали им возможность занять прочную позицию и отстреливаться в ожидании подкрепления. Попытки партизан приблизиться к окопам оказывались тщетными — огонь противника был слишком плотным. Все понимали: времени терять нельзя, к врагу может подойти помощь. И тогда во весь свой могучий рост поднялся Федор. В несколько прыжков он оказался у поворота дороги, за которым залегли гитлеровцы, и, стреляя из автомата, громко и властно приказал врагу сдаваться в плен. Это дерзкое нападение смутило противника: немцам показалось, что их атакуют свежие силы партизан. Они прекратили огонь и один за другим стали вставать, поднимая руки. Фашисты капитулировали под натиском одного солдата. Подбежавшие бойцы стали разоружать немцев. И когда казалось, что все кончено, прозвучала автоматная очередь.
Товарищи по оружию до самого конца надеялись, что он только ранен, они не могли поверить, что их богатырь Поэтан мертв. Они донесли его до ближайшего села, но врач только развел руками. В этом бою было убито более 20 немцев, несколько десятков взято в плен. Со стороны партизан была только одна потеря — Поэтан, который ценой своей жизни добыл эту победу, предрешившую провал немецкого плана окружения и уничтожения партизан в долине Скривия.
«Для Северной Италии это действительно был Сталинград, то есть коренной перелом в борьбе между фашистскими карателями и итальянскими партизанами. После этого события очень быстро вся Северная Италия была освобождена», — отмечает заведующий отделом истории рязанского музея-заповедника Михаил Урманов.
Федор Полетаев был похоронен 3 февраля 1945 года на кладбище в местечке Рокетта, не дожив до победы всего три месяца… Через два года прах героя с почестями был перенесен на Глориа дель Кампо (Поле Славы) генуэзского кладбища Стальено. Все 130 километров от Роккета до Стальено прах героя местные жители несли на руках. Для генуэзцев Федор стал символом братства между народами в борьбе против фашизма и нацизма.
Специальным декретом итальянского правительства 16 марта 1947 г. Федор Поэтан удостоен высшей военной награды Италии — Золотой медали «За военную доблесть» и медали Гарибальди, удостоен звания «Национальный герой Италии». А на его могиле установлена мраморная плита, на которой помещена фотография и золотом выгравирована надпись: «Золотая медаль. Федор Александр Поэтан (Федор). Канталупо, Лигурия. 2/2 1945».
Правда о герое
Долгое время на Родине ничего не было известно о судьбе Федора Полетаева. В 1960 году писатель Сергей Смирнов побывал в Италии, познакомился с бывшими партизанами гарибальдийской дивизии «Пинан Чикеро» из Национальной ассоциации партизан Италии, воевавшими вместе с русским солдатом Федором Поэтаном, и услышал рассказ о герое. Спустя год писатель снова приехал в Италию и побывал на месте его гибели.
В Италии о герое было известно мало — что он из Советского Союза, что зовут его Федор Поэтан, что он был в плену, бежал, вступил в ряды итальянского сопротивления. Документальные сведения о Федоре тоже были очень скудными: «Родился в 1909 году, сержант артиллерии, житель Горлова, по профессии кузнец». Смирнов начал поиски «Поэтана», писал статьи, выступал на радио и телевидении, работал в архивах. Наконец, осенью 1962 года очерк Смирнова прочитал соратник Полетаева по партизанской борьбе Николай Петухов, который на тот момент был уже почетным шахтером Донбасса и жил в поселке Белое Ворошиловградской области (ныне Луганская область). Он и назвал имя героя, о котором писал Сергей Смирнов. Получив его письмо, писатель нашел в архивах Министерства обороны окончательное подтверждение этого предположения и по найденным им фотографиям, свидетельствам очевидцев и документам доказал, что Национальным Героем Италии является рязанец — Федор Андрианович Полетаев.
26 декабря 1962 года указом Президиума Верховного Совета СССР Федору Полетаеву было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно. 7 января 1963 года в Москве высшие награды Советского государства и Итальянской республики погибшего в Италии Федора Андриановича Полетаева были вручены его вдове Марии Никаноровне. Итальянское правительство передало ей высшую награду Италии — золотую медаль «За военную доблесть» — и бронзовую пятиконечную звезду партизана-гарибальдийца. На оборотной стороне медали выгравировано имя — Федор Александр Поэтан. Эту награду итальянского движения Сопротивления даже в Италии получили немногие.
Через много лет, когда имя героя узнали, его семья была приглашена в Италию. К Марии Полетаевой подошел сын бывшего партизанского врача Тозонотти, достал потертую советскую банкноту и протянул Марии Никаноровне. «Это было в кармане Федора», — сказал он. Находясь за тысячи километров от родной земли, Федор носил в кармане совершенно не нужную в Италии советскую банкноту как связующую нить со своей страной, народом и как память о родине, семье, детях.
Сохранились и письма, присланные на родину героя его боевыми итальянскими товарищами, которые характеризуют Федора Поэтана как человека необыкновенной души: «Федор был весьма характерной фигурой, — говорится там. -По своей доброй улыбке в обращении со всеми, по своей молчаливости, по своей беспредельной дисциплине, по своей твердой вере в нашу победу. Сильный, как могучий дуб, в редкие моменты, когда он не был занят по службе, он всегда думал о семье, которую очень любил. Eго поведение было примером для всех партизан батальона — он учил нас быть дисциплинированными, любить Родину и свободу. Он завоевал всеобщее восхищение товарищей по оружию и дружеские симпатии местных жителей, которые его знали».
У итальянских партизан есть знаменитая на весь мир песня «О белла чао», ставшая их боевым гимном. В ее русском переводе есть такие слова
И ждут фашистов
в горах засады,
О белла чао, белла чао,
белла чао, чао, чао.
Здесь будут биться
со мною рядом
Мои друзья
из разных стран.
Данные взяты с сайтов: library.ryazan. su; 1tv.ru; fishki.net; fleetphoto.ru; wikipedia. org; документальная повесть «Солдат Федор Полетаев», В.П. Башков, А.В. Жаднов, изд. 1978 год
НА СНИМКАХ: улица Федора Полетаева; памятник в Рязани; марка; герои итальянского движения сопротивления; танкер Федор Полетаев; медаль, выпущенная в Италии к 30-летию движения Сопротивления.
