X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Драйвер в творческом формате

Креативные индустрии называют «новой нефтью». К 2030 году доля таких индустрий в ВВП страны должна вырасти с 2,21 процента до шести.

Хотя термин «креативные индустрии» для многих остается малопонятным и по сей день. Слово «индустрия» ассоциируется с чем-то тяжелым, масштабным, фундаментальным, с такими действиями как добывать, производить, строить. А «креативность» — наоборот: легким, приятным, сиюминутным. Какой государству от этого может быть толк? Статистика показывает, что очень даже существенный. Годовой оборот креативного сектора уже составляет более 14,5 трлн. рублей, количество занятых выросло до 4,6 млн. человек. Работают в этой отрасли в основном молодые, до 35 лет, больше трети из них — с высшим образованием. И если в каких-то регионах креативная экономика только начинает развиваться, то Тюменская и Свердловская области уже вышли в лидеры по УрФО. Именно в Тюмени на прошлой неделе состоялся и первый межрегиональный форум креативных индустрий. За круглым столом на форуме обсудили их перспективу как драйвера экономики.

В августе 2024 года был принят федеральный закон «О развитии креативных индустрий». Но, согласно проведенным в восьми федеральных округах опросам, только 50 процентов задействованных в этой сфере предпринимателей знают о его существовании, и только треть представляют, какие этот закон дает возможности. Многие представители креативных индустрий до сих пор свою деятельность воспринимают скорее как хобби, а не бизнес. В ближайшие пять лет, согласно принятому ФЗ, ситуация должна кардинально поменяться, а доля занятых в творческих профессиях вырасти в три раза.

Виды креативных индустрий в законе определены очень широко: они могут быть связаны с сохранением историко-культурного наследия, с объектами интеллектуальной собственности, СМИ, рекламой, прикладным творчеством. Для них принят единый стандарт развития, создается соответствующая инфраструктура поддержки. Тем, кто работает в креативных индустриях, может быть предоставлена финансовая, имущественная, информационная или образовательная поддержки. Как и какую оказывать, регионы могут решать самостоятельно.

— В конце прошлого года губернатор Тюменской области утвердил стратегию развития креативных индустрий, — напомнил Алексей Краев, генеральный директор агентства развития креативных индустрий «ТАРКИ». — У нас есть отдельный стратегический документ, совершенствуется цифровая управленческая среда, разрабатываются программы, связанные с кадровыми компетенциями в этой сфере. Сложилась региональная экспертная группа, которая включает не просто активных предпринимателей, но и лидеров сообществ.

В тюменском варианте стратегии решили жестко не обозначать, какие из 16 направлений станут приоритетными. Но стандартные для всей страны варианты немного «докручивают», используя новую модель получения грантовой помощи. В обычном варианте грантовые средства на реализацию проекта выдаются сразу, и это часто приводит к тому, что выигравшие грантовый конкурс занимают потребительскую позицию. В Тюменской области решили действовать по-другому. Грантополучатель вначале сам ищет инвестора, берет на себя предпринимательский риск, чтобы реализовать свою идею. Такой, казалось бы, стрессовый вариант идет только на пользу, становится одним из первых реальных предпринимательских шагов. И только потом, когда команда докажет, что умеет зарабатывать, ей компенсируют затраты в размере средств гранта.

— Главное, чтобы каждый предприниматель в этой сфере понимал, что любимое дело может стать бизнесом и приносить доход, — подчеркнул заместитель губернатора Андрей Пантелеев. — Но в одиночку и даже группой из пяти человек невозможно изменить мир. Необходим системный подход на всех этапах. В Тюменской области для ускорения развития применяют кластерный подход. Мы стремимся, чтобы Тюменская область стала российским Хьюстоном в сфере креативных индустрий.

По мнению Eкатерины Черкес-заде, директора московского центра по развитию креативной экономики и Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ), необходимо расширять и инструменты финансовой поддержки, в том числе в сфере кредитования и экспортной деятельности, чтобы к 203о году увидеть компании, которые готовы выходить на глобальные рынки.

Смогут ли креативные индустрии действительно конкурировать с нефтью и газом? На этот вопрос ответил Дмитрий Гусев, соавтор создания федерального закона о креативных индустриях: «Безусловно, да, если мы создадим такие смыслы, чтобы их потреблял весь мир». Кстати говоря, в свое время с подобной задачей успешно справлялся Голливуд, который вполне конкурировал, а иногда и превосходил по влиянию и вкладу в экономику многие традиционные виды индустрий.

О работе с новыми смыслами, о важности таких креативных профессий, как например, социальный архитектор, говорил и Алексей Васильев, член правления российской ассоциации политических консультантов. Он считает, что волонтерская деятельность не может быть разовой, ею надо заниматься постоянно, каждый день, если хотим добиться успеха. Новые смыслы могут воплощаться и в новых игрушках, играх, фильмах, мультфильмах для детей.

— Когда мы научимся формулировать всему миру новые смыслы отсюда, из России, когда они будут востребованными, тогда и станут реальными драйверами развития всей нашей креативной продукции, — подвел итог обсуждению Андрей Пантелеев.

— Государство приняло решение инвестировать в человека будущего, — резюмировала и Мария Долгих, заместитель генерального директора по региональному развитию АНО «Креативная экономика». — У креативных индустрий в этом плане — гигантский ресурс и неограниченное количество возможностей.

ФОТО ИЗ АРХИВА ТАРКИ

***
фото: Участники обсуждения;Андрей Пантелеев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта