Мелодический щелчок

У моей собеседницы на шее висит подвеска с серебряной скрипкой. Одного этого, пожалуй, достаточно, чтобы вы угадали, о каком музыканте пойдет речь. Ксения Вецак — скрипачка Тюменского филармонического оркестра, художественный руководитель струнного квартета UnaCorda, ансамбля ирландской музыки GreenDance и рок-ансамбля RockAccorda. Что особенно интересно: Ксения сама пишет музыку для своих ансамблей, которую исполняют, в том числе и в филармонии на концертах авторской музыки по абонементу.
Время написания каждой композиции зависит от многих факторов: настроение, ощущение, опыт. Например, «Зимний ветер» Ксения написала за две ночи, а на симфоническое произведение «Отче Боже, храни нас» ушло четыре месяца.
«На самом деле, нет такого, что произведение точно закончено. Понять, когда остановиться -это проблема всех композиторов».
— И как это сделать? Какой-то щелчок происходит?
— Просто есть ощущение, что сюда больше ничего не надо. И это ощущение очень нечастое. Кажется, что вроде бы ты закончил, а потом возвращаешься к своей же музыке через месяц, через два, полгода и думаешь, надо здесь переделать, вот здесь».
Струнники в ее ансамблях отмечают, что некоторые музыкальные работы Ксении виртуозные, многослойные и очень непростые в исполнении. По словам скрипачки, она с детства чувствовала, что может сочинять, но осознанно это стало проявляться в подростковом возрасте:
«Мне было шесть лет, когда у меня появилось фортепиано. Но так как у меня абсолютный слух, в музыкальную школу меня взяли на скрипку, а фортепиано стало вторым инструментом. В шестнадцать лет я написала саундтрек к короткометражке, и мы получили за него приз зрительских симпатий».
Обычно Ксения пишет музыку на фортепиано, а перед этим делает какую-нибудь монотонную работу, чтобы отключить сознание. Eсли она начинает думать, то перестает чувствовать музыку. Затем она приглушает свет, заваривает кофе, садится за инструмент и делает наброски мелодий:
«Я их откладываю, потом переслушиваю и собираю программы».
По ее словам, многие музыканты говорят, что к ним в голову приходят какие-то мелодии, но они их сразу забывают, потому что не записывают. «Eсли мне некуда записать, я напеваю мелодию на диктофон, а потом дома дорабатываю».
Два года назад Ксения начала тревожиться, что ничего не успевает, что упускает что-то важное в жизни. «В какой то момент я ощутила, что время течет слишком быстро. Да, я работаю в оркестре, состоялась как музыкант, как мама, но было чувство, что я не сделала главного. И началось. Я стала постоянно много писать, писать, писать параллельно для всех ансамблей. Мы сейчас записываем ирландский альбом. У нас в этой программе уже более 60 песен».
Ксения работает до невообразимого продуктивно, что ее коллеги даже просят композитора притормозить.
«Мне нельзя оставаться надолго сама собой. Я еще напишу 53 песни, которые нужно будет всем репетировать, и все будут не успевать».
— Когда вы начинаете писать, сложно остановиться?
— Очень сложно. Дома меня не видят мои дети, моя семья. Я вроде бы и с ними, но в то же время я могу не спать неделями, писать по ночам. Творчество почему-то начинается в двенадцать ночи. Никак не раньше.
— Как вы переключаетесь с рока на ирландскую музыку, а потом на классическую?
— У меня идет моментальная настройка. Это внутреннее ощущение «здесь и сейчас». Ты понимаешь, что играешь в этом месте, эту музыку, с определенной подачей.
На самом деле, GreenDance и RockAccorda — не единственные ее ансамбли. Просто наиболее популярные.
«У нас есть еще балканская музыка. Туда входят югославская, сербская, цыганская и еврейская музыка. Они не Балканы, но по музыкальному узору близки. Ансамбль называется «Балканский тур».
При этом Ксения старается не причислять себя ни к какому музыкальному направлению: «Иначе можно перестать делать по-своему».
Кавер на популярную музыку не отнимает много времени и сил. А вот написать что-то стоящее невероятно сложно и требует определенного стечения обстоятельств.
— Произведения какого композитора сложнее всего исполнять?
— Для восприятия все сложные, особенно Прокофьев, Стравинский. Мне как музыканту очень сложно играть любого композитора, потому что для профессионального музыканта ставятся высокие музыкальные задачи, которые нужно выполнять и исполнять наиболее приближенно к автору. Вивальди, Бах, Моцарт, Чайковский, Рахманинов, Шостакович, наверное, мои любимые композиторы. У Чайковского, например, симфонические произведения очень красивые, многослойные, и при этом мелодии русские, протяжные. Это сложно исполнить правильно.
Сейчас Ксения работает над программами для следующего филармонического сезона. Это два абонемента и семь разных программ: абонемент N 23 «Неоклассика при свечах», где будут представлены три программы композиторов-неоклассиков, в том числе и авторский концерт Ксении Вецак в исполнении струнного ансамбля UNACORDA. В абонементе N 18 «Музыка народов мира» будут задействованы ирландский ансамбль GreenDance и еврейско-балканский ансамбль Siberia Klezmer Band. Также Ксения представит еще две новые программы и два новых ансамбля с русской музыкой и музыкой Востока.
Параллельно Ксения работает над тем, чтобы переложить историю Тристана и Изольды на струнную музыку и мечтает о работе над саундтреками к кинофильмам.
Я прошу Ксению описать идеальный день без музыки.
«Это день на море. Недалеко от Феодосии есть одна деревенька, там такая марсианская местность: лысые горы, окруженные морем. Вечером на закате выходишь на балкончик, а со всех сторон растет виноград, обдувает теплым ветром, и смотришь на это все и ничего больше не надо. Мы там отдыхали, я просто неделю слушала этот шум. Это для меня место силы и вдохновения. А вообще хороший день тогда, когда ты ни о чем не думаешь и не переживаешь».
Следующее выступление рок-ансамбля RockAccorda пройдет 5 июня в арт-кафе ТБДТ, где музыканты исполнят классические зарубежные рок-хиты.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото:
