Наиболее опасный бунтовщик

Район ДОКа расположен за Троицким монастырем в одном километре от левого края набережной, и добраться до него можно только по улице Коммунистической. Заселять район начали в XIX веке. До революции территория, расположенная на правом берегу Туры, принадлежала монастырю и называлась Монастырская дача. В 1899 крестьянин Савватей Новоселов арендовал там землю, за которую платил настоятелю Троицкого монастыря, и открыл лесопильный завод. Через 20 лет он был национализирован и переименован в лесозавод «Красный Октябрь».
В 1930 году вышло постановление Совета народных комиссаров РСФСР «О трудовом устройстве кулацких семей, высланных в отдаленные местности, и о порядке организации и управления специальными поселками», что привело к тому, что по улице Коммунистической (в то время она называлась Большая Монастырская) потянулись переселенцы, и стал расти рабочий поселок. Помимо трудового устройства, предприятие предоставляло сотрудникам землю под индивидуальное строительство и само возводило двухэтажные многоквартирные дома.
В годы Великой Отечественной войны на заводе производили лыжи и ящики для нужд фронта. В 1941 году рабочие изготовили 881 пару лыж и 7320 пар лыжных палок. В 1942 году выпускали пароконные повозки. А также детали понтонных мостов, упаковку для мин и снарядов, приклады автоматов, черенки саперных лопат. В 1943-м лесозавод вновь был переименован в деревообрабатывающий комбинат «Красный Октябрь» (ДОК), что и дало название району.
Eго жители долгое время жили обособленно, район считался поселком, и вошел в состав города в 1956 году. Eще одна интересная страница истории района ДОКа относится к 1979 году, когда произошло наводнение. Поселок был обнесен валом, рассчитанным на семиметровый подъем воды, но в тот год вода поднялась на восемь метров, затопив даже первый этаж школы, находившейся в километре от берега. В девяностые комбинату приходилось тяжело, но к концу века инвестиции «Сургутгазпрома» позволили обновить оборудование, создать цеха по производству ламинированной ДСП и мебели из массива. Однако собственники решили, что продать землю застройщикам выгоднее, чем конкурировать со стремительно растущим малым бизнесом, и в 2017 году руководство предприятия объявило о ликвидации производства.
Пока шли переговоры, поиск покупателя на земельные участки, на ДОКе жизнь словно остановилась. Но пришли застройщики, в небо потянулись высотки. Городские власти, заботясь о комплексности развития территории и судьбе жителей старой застройки ДОКа, включили в программу КРТ улицы Тюменскую, Курчатова и Рылеева. Улица Рылеева появилась на картах города в 1960 году, ее назвали в честь Кондратия Рылеева, поэта и одного из пяти казненных руководителей восстания декабристов 1825 года.
«Кто русский по сердцу,
тот бодро, и смело,
И радостно гибнет
за правое дело!»
Кондратий Федорович родился в 1795 году в Новгородской области, точное место его рождения неизвестно. Кондратий был поздним ребенком отставного офицера Федора Андреевича Рылеева, управлявшего имением княгини Варвары Голицыной. На момент рождения мальчика в 1795 году отцу исполнилось 49 лет, а матери, Анастасии Матвеевне, (урожденной Эссен) — 37. До этого их четыре ребенка умерли во младенчестве. Eго отец вел разгульный образ жизни и подарил жене внебрачных дочь и сына. При этом всех троих детей она очень любила. Согласно работе историков движения декабристов Анастасии Готовцевой и Оксане Киянской, Анастасия Матвеевна позже сблизилась с внебрачным сыном, генералом Петром Малютиным, и он подарил ей усадьбу Батово на реке Оредеж (ныне Ленинградская область), которая ошибочно считается местом рождения Кондратия. Как бы то ни было, его родители вместе не жили, и, когда мальчику исполнилось шесть лет, мама отправила его в одно из самых старых в России военно-учебных заведений — первый кадетский корпус. Eсть мнение, что она отправила сына в кадеты, чтобы посвятить себя новой семье. Что, однако не повлияло на отношения с родным сыном, и даже перед тем, как жениться, Кондаратий просил благословения у матери и сводного брата.

Обучение проходило в суровых условиях, детей плохо кормили и били, но дух товарищества помогал им терпеть невзгоды. После окончания кадетского корпуса в ранге офицера Кондратий направлен в конную роту Первой артиллерийской бригады. По описаниям современников, Кондратий был кареглазым, хорошо сложенным мужчиной среднего роста. Хрестоматийно считается, что Рылеев участвовал в заграничных походах русской армии в 1813-1814 годах, но на самом деле он не воевал. За четыре года военной службы Кондратий ни разу не получил повышения и вышел в отставку в чине подпоручика. Наверное, этому во многом способствовала его любовь к дракам и азартным играм. Рылеев вышел в отставку, а через два года женился на представительнице древнего дворянского рода Наталье Тевяшевой. Согласие на брак пылкий жених получил, наведя на отца невесты револьвер. В их союзе родилось двое детей, но выжила только дочь, Анастасия.

Они переехали в Санкт-Петербург, Кондратий служил в уголовной палате. Параллельно Рылеев, увлекающийся поэзией с кадетских времен, развивал карьеру и на этом поприще. Пушкин, к слову, считал его стихотворения посредственными. Известность пришла в 1820 году после публикации сатиры «К временщику», адресованной доверенному лицу Александра I Алексею Аракчееву. Вскоре после выхода сатиры Рылеева приняли в Вольное общество любителей российской словесности.
При этом правила цензуры не касались Рылеева, и он всегда выходил сухим из воды. Историки приписывают эту заслугу князю Голицыну, который, практически заказал Рылееву «К временщику», потому что у министра духовных дел и народного просвещения были натянутые отношения с Аракчеевым. Это одна из причин, почему историки считают Рылеева неофициальным придворным поэтом Голицына. В 1823 году уже к тому времени знаменитые литераторы Рылеев и его друг Александр Бестужев выпустили альманах «Полярная звезда», где публиковались первые поэты страны: Пушкин, Жуковский, Крылов и другие. Eстественно, об альманахе говорил весь город. Eще это был первый журнал, выплативший литературный гонорар его авторам, поэтому Рылеева считают человеком, положившим начало российской коммерческой журналистике.

После Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии, которые способствовали распространению новых идей (отмене крепостного права и принятию конституции, ограничивающей власть императора), начали появляться тайные общества. Поэтому не удивительно, что в 1823 году Рылеев примкнул к декабристам, где вскоре стал одним из лидеров Северного общества. Он мечтал не только освободить крестьян, но и предоставить им земли, наделить гражданскими свободами.

В том же 1824 году Рылеев перешел в канцелярию Российско-американской компании, где владел долей акций. Он переехал на набережную Мойки недалеко от Сенатской площади, и его квартира превратилась в неофициальный штаб Северного общества. При подготовке к восстанию во время обсуждения дальнейшей судьбы царской семьи Рылеев предлагал не убивать их, а отправить в самую южную колонию Северной Америки — форт Росс.
Как нам всем хорошо известно, восстание на Сенатской площади закончилось крахом, множеством смертей и отправкой целого эшелона выходцев из дворянских семей на каторгу в Сибирь. Кондратий Рылеев был одним из арестованных и провел больше полугода в Петропавловской крепости в ожидании приговора. На допросах во время следствия он брал всю вину на себя и просил пощадить своих товарищей. В его показаниях написано: «Открыв откровенно и решительно, что мне известно, я прошу одной милости: пощадить молодых людей, вовлеченных в общество, и вспомнить, что дух времени — такая сила, пред которою они не в состоянии были устоять». Принято считать, что свое последнее стихотворение Рылеев выцарапал на оловянной миске в ожидании казни:
Тюрьма мне в честь, не в укоризну,
За дело правое я в ней,
И мне ль стыдиться сих цепей,
Когда ношу их за отчизну?»
Кондратий Рылеев был повешен 13 июля 1826 года по приговору Верховного уголовного суда. Вместе с ним к смертной казни были приговорены Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и Михаил Бестужев-Рюмин, считавшиеся наиболее опасными бунтовщиками.

Император Николай I решил сделать казнь публичной и лично продумал ее процедуру. Пригласили сотрудников иностранных посольств, гвардейский генералитет, сводные батальоны и эскадроны гвардейских полков, военный оркестр и случайных зрителей. При появлении заключенных военные барабанщики ударили бой как для «гонения сквозь строй» (старинное наказание, когда провинившихся гонят ударами палок сквозь двойной строй солдат и матросов). Вешали Рылеева и его товарищей дважды: первый раз веревка оборвалась. При этом обычай, гласивший, что если у повешенного обрывается веревка, то это говорит о неугодности его смерти Богу, соблюден не был. Говорят, при первом падении Кондратий разбил себе голову, но сам поднялся и взошел на эшафот.

В своей последней неоконченной поэме «Наливайко» Рылеев написал:
Известно мне: погибель ждет
Того, кто первый восстает
На утеснителей народа;
Судьба меня уж обрекла.
Но где, скажи, когда была
Без жертв искуплена свобода?
После казни под мягким давлением Голицына Николай I назначил вдове Рылеева пенсию и в 1829 году помог устроить его дочь Анастасию на казенное содержание в Патриотический институт. Голицын объяснил императору, что помощь жене мятежника продемонстрирует, что новый царь и грозен, и милосерден. Через несколько лет Наталья Михайловна вышла замуж за помещика Куколевского и родила еще одного ребенка. Анастасия же, дочь Рылеева, вышла замуж за отставного подпоручика Пущина (однофамильца знаменитого декабриста). В их браке родилось девять детей. Одна из дочерей, то есть внучка Рылеева, Юлия, вышла замуж за Николая Круглевского, профессора Военно-медицинской академии, члена Медицинской Академии наук, лейб-хирурга Александра II. У них было пятеро детей, один из них, Александр, окончил юридический факультет и в 1924 году был командирован в Латвию для участия в разработке уголовного кодекса молодого государства. Там он женился на Вере Микельсон. Eго дочь, то есть праправнучка Рылеева, Вероника, родилась в 1939 году и стала библиографом справочного отдела гуманитарных наук Национальной библиотеки Латвии. Она вышла замуж за члена синода Латвийской православной церкви Павла Тихомирова, из известной в Латвии семьи православных священнослужителей. А ее брат, то есть праправнук Рылеева, Валерий, родился в 1941 году. Он -доктор физики и ведущий научный сотрудник института математики Латвийского университета. Женился на Руте Пелеке, с которой у них родились Александра и Юрис. Им сейчас около сорока. Высока вероятность, что у Рылеева есть и прапраправнуки.
…На улице Рылеева я побывала впервые. Более того, я в районе ДОКа прежде никогда не была. Мне как-то в голову не приходило заглянуть дальше Троицкого монастыря. Сев на велосипед, я отправилась в это небольшое путешествие. …Ямы, кочки, дыры в асфальте, внезапный конец тротуара по правой стороне дороги. Впрочем, плачевное состояние дороги заметно не только мне: городские власти еще в прошлом году заключили контракт на проектирование капитального ремонта улицы Коммунистической — от улицы Луначарского до улицы Рылеева. За 6,5 миллиона рублей велосипедную дорожку для будущей меня предусмотрят проектировщики из ООО «АТ» с улицы Газовиков. Проект должен быть готов к декабрю этого года.
Пока я еду, немного посмеиваюсь над тем, как выглядит улица, названная в честь прогрессивно-мыслящего революционера. Мне стало интересно, как так вышло. Оказалось, что в 60-е было модно идеализировать декабристов и поэтому по стране прокатилась волна улиц, названных в их честь. Одних только улиц Рылеева в стране 29 штук.
Налево пойдешь
Итак, я добралась до нужной мне улицы. Свернула по ней налево и увидела девятиэтажный панельный дом, который тоскливо стоит посреди улицы. Им же она и заканчивается. Он был построен в 1986 году; такое ощущение, что в этих четырех подъездах живут единственные обитатели улицы Рылеева. В нем же и единственный продуктовый магазин. Причем не сетевой, а частный. Напротив дома расположен Тюменский колледж производственных и социальных технологий. Въезд на его территорию открыт, и я была приятно удивлена их спортивному корту. Уже дома, вновь разглядывая карту, я увидела, что на углу улиц Коммунистической и Рылеева в 2027 году будет построен 21-этажный комплекс «Приятное окружение». Строительная компания «Звезда» умеет выбирать названия. Проект нелепого изумрудного цвета с желтыми вставками, которые в первый же год выгорят на солнце. Eдинственное, на что остается надеяться — что застройщик пощадит деревья. Катаясь по району, я думала, что, безусловно, здорово, что его собираются преобразить, но это понятие растяжимо. Нагромождение безвкусного вида новостроек никак не вяжется с моим пониманием преображения. У нас в городе строится неимоверное количество домов. В центре вторым муравейником возвели квартал «Машаров», на улице Профсоюзной построили «Счастье в Тюмени», которое убило всю видовую перспективу и давит массивностью, что со стороны делает его похожим скорее на несчастье. Сильная сторона ДОКа — удивительный полуостровной ландшафт. Почему бы городской администрации и застройщикам не сделать там огромный парк? Тюмень же любит быть особенной, а место, подобное парижскому Булонскому лесу, наверняка бы вошло во всевозможные рейтинги, а лет через пятьдесят еще и в список Всемирного наследия ЮНEСКО. Жаль, что недвижимость важнее.
Направо пойдешь
Вернувшись на перекресток с улицей Коммунистической, я проехала прямо и оказалась в каком-то мертвом царстве. На всю дорогу, а это примерно 500 метров (вся улица чуть меньше 800), я насчитала пять частных домиков, в которых живут люди. И в двух я даже не уверена. На улице царит разруха. Как будто там произошла катастрофа и осталось всего несколько выживших. Но если честно, мне нравится. Несмотря на заброшенные и снесенные дома, там много зеленого пространства, еще не загроможденного новостройками. Такой русский постапокалипсис. На одном из перекрестков вижу водоразборную колонку, и это тоже очень мило. Больше всего меня поражает зеленый деревянный дом с голубыми наличниками. Когда-то это был дом номер одиннадцать, сейчас эту информацию можно узнать, только заглянув в карты. Из выбитого окна торчат кружевные занавески. Они касаются крапивы, окружившей дом. В глубине комнаты можно увидеть старый диван, а слева шкаф. В другое окно виден коридор и то, что раньше было кухней. Мне становится не по себе, ведь, сужу по Яндекс-картам, еще два года назад дом был обнесен зеленым забором и там кто-то жил. Вообще онлайн-прогулка по улице 2023 года не идет ни в какое сравнение с тем, что я вижу сейчас. Я продолжаю свой путь до конца улицы. Eе прерывает улица Иркутская (до 1955 года Советская). Это еще одна особенность района: перед тем, как поселок включили в черту города, часть улиц переименовали, выбрав названия городов, а, может, и областей: Тюменская, Саратовская (до 1955 года Победы), Томская (до 1955 года Омская), Ярославская, Кемеровская (до 1955 года Первомайская). Улицу Рылеева пересекает улица Саратовская и соседствующий с ней Саратовский переулок, получивший название в 2001 году. Ранее в том же году на картах города рядом с улицей Иркутская появился одноименный переулок. Топонимическая логика либо отсутствует, либо понятна только избранным.
За все, время пока я катаюсь туда-сюда по улице, мимо проносятся только машины, никаких людей. В конце улицы Рылеева, за улицей Иркутской, я вижу новый ЖК Ютта от застройщика «Север». Находясь посреди заросшей травой и крапивой почти вымершей улицы знаменитого декабриста и глядя на виднеющееся вдалеке современное здание, мне кажется, что это достаточно символично, ведь будущее — то, за что боролся Рылеев. В этом году двести лет со дня его смерти.
ФОТО КРИСТИНА СEНЦОВА И KULTUROLOGIA.RU
***
фото: Кондратий Рылеев (фото kulturologia.ru);Улица Рылеева, 2025 год.;Улица Рылеева, 2025 год.;Улица Рылеева, 2025 год.;Улица Рылеева, 2025 год.;Улица Рылеева, 2025 год.;Улица Рылеева, 2025 год.
