X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

«Двигаться вперед и вверх»

Герою сегодняшней рубрики было 33, когда он погиб. Казалось бы, что можно успеть сделать за 33 года? Поговорив с его матерью и вдовой, прочитав истории его друзей, я невольно задумалась: не обязательно прожить жизнь так, чтобы изменить весь мир. Возможно, достаточно изменить ту небольшую его часть, что окружает именно тебя?

Кристина Сенцова и из семейного архива

Незадолго до последней командировки Виктор Тимофеев спас человека из воды.

«Витя увлекался подводной охотой, — рассказывает Алла, его жена. — У него был гидрокостюм, он с фонариком плавал под водой на Липовом озере, а мы смотрели на этот фонарик. Так вот, была весна, все начало таять, а рыбаки не уходили с озера. Однажды он решил поехать, посмотреть, как лед. Eму уже не терпелось занырнуть. Он увидел, как рыбак провалился под лед, и побежал его вытаскивать, у кого-то лодку резиновую схватил, а она была сдутая. Хозяин кричит: «Куда ты на ней, ты сам погибнешь». Да ничего, мол, пойдет. А время-то идет, там счет на секунды. Он на этой лодке до него доплыл, стал его вытягивать, в итоге как-то достал этого деда. Eсли бы он не увидел, дед бы погиб, потому что никто бы не рискнул его вытаскивать. Витя приехал домой весь мокрый, в какой-то рыбе, слизи. Я понять не могу, что случилось. Он мне рассказывает, а у меня шок. Я понимаю, что Витя сам погибнуть мог. Я ему это говорю, а он отвечает: «Я не думал об этом. Eму было некому помочь, я был его единственный шанс».

Часть I: Лидия Викторовна

Виктор родился в 1983 году в казахстанском городе Темиртау и с детства был лидером и инициатором. Уже в детском саду был выбран кормить ежиков в живом уголке, а ведь это большая ответственность для ребенка! Когда он закончил первый класс, то серьезно заболел — проблемы с легкими. Городок был окружен заводами: химическим и металлургическим. «Мы даже форточки не могли открывать — там постоянно был красный уровень загрязнения воздуха!» — вспоминает Лидия Викторовна, его мама. Eй тогда сказали, что, если она хочет здорового ребенка, нужно менять климат. Денег на квартиру не было, поэтому они поехали жить в деревню в Курганской области. Лидия Викторовна устроилась учительницей в местную школу, преподавала и физику, и геометрию, и немецкий, и биологию.

Кристина Сенцова и из семейного архива

Кристина Сенцова и из семейного архива

«Я вообще не деревенская, но что поделать? Пришлось как-то жить. Муж инвалид с переломанным позвоночником, но Витя и его старший брат Вася всегда мне помогали. Помню, мы приехали. Я, значит, в белом плаще, дом весь крапивой зарос, а Витя подходит и говорит: «Мама, мы что, в этом лесу жить будем?»

Eе беспокоило, что мальчики могут попасть в плохую компанию; она полагала, что в деревне это еще проще, чем в городе. Тогда она стала выписывать журналы по бодибилдингу, по штанге: «Я ребят втянула. Витя учился в четвертом классе, а Вася в пятом, когда они сами себе сколотили помещение для занятий спортом. Туда приходило много ребят, и они там занимались. Я им стряпала пирожки с картошкой».

Когда отец Виктора попал в больницу, сестра Лидии Викторовны прислала немного денег: «Я на эти деньги купила первый видеомагнитофон. Ой, как сестра ругалась! «Мы экономим, чтобы вам с детьми помочь». Я говорю: Катя, благодаря этому видеомагнитофону к нам приходят ребята, и мои дети всегда при мне. Я знаю, что они делают, что они смотрят, о чем разговаривают». Я покупала им все про Джеки Чана, Ван Дамма. Недавно встречались с его друзьями, они говорят: «Тетя Лида, какие у вас были вкуснейшие пирожки».

Когда Лидия Викторовна преподавала физику, она самостоятельно разобралась, как пользоваться школьным телескопом, и взяла его на время домой. Те летние вечера их двор был наполнен детьми со всей деревни: они изучали звезды и Луну. А когда становилось совсем поздно, и все разбегались по домам, Лидия Викторовна выносила матрас на улицу, они на него ложились и глядели на звездное небо, пока мама пересказывала истории Конан Дойля и Агаты Кристи, «Всадника без головы», «Графа Монте-Кристо».

Но, конечно, семья Тимофеевых понимала, что мир не ограничивался селом Кодское. Витя знал, что способен на большее.

С четырех лет он мечтал быть хирургом.

«Моя мама болела раком, и она лежала, не могла уже вставать. Мы ей не говорили, что с ней, просто не могли сказать. Я приду домой, плачу, а Витя маленький. Он пришел к маме, облокотился на кровать и говорит: «Бабуля, ты не умирай, я вырасту — буду хирургом, и я тебя вылечу».

Но мечте было не суждено сбыться — подвела нелюбовь к химии, возникшая из-за любви к дочке учительницы.

«Папа у нас инвалид, в школе зарплата маленькая, а их семья была обеспеченной. Она ко мне тогда подошла и говорит: «Витя не нашего круга ягодка», и в десятом классе начала его унижать, поставила единственную четверку в аттестате по своему предмету и отбила желание заниматься химией. Да и Витя, видя, что мы живем бедно, понял, что не потянуть нам снимать квартиру в Тюмени, а в колледже давали общежитие, вот он и пошел на юриста, а не в мединститут».

После колледжа была армия, где уже через полгода Виктор дорос до сержанта — или старшего сержанта, Лидия Викторовна не помнит, но шутит: «В общем, каким-то маленьким командиром был». Дальше — ОМОН. Лидия Викторовна пыталась отговорить, но это было бесполезно, да и аргумент сына был убедительным: «Мама, если мне судьба рано умереть, я могу идти, споткнуться, упасть и разбиться насмерть. Поэтому я хочу прожить жизнь так, чтобы уйти было не стыдно».

Кристина Сенцова и из семейного архива

Кристина Сенцова и из семейного архива

Часть II: Алла

«Витя и Вася, они погодки. Вася уже женился, и вот звонит мне Витя: «Мама, а тебе дочка нужна?» Конечно, нужна!» — рассказывает Лидия Викторовна.

Виктор и Алла познакомились по Интернету. Он уже тогда работал в ОМОНе и успел съездить в две командировки. Алла после института работала учителем математики на Севере, и однажды выложила свою анкету в сеть.

«На первую встречу он приехал с охапкой роз, улыбка до ушей. Я растерялась, а это был день рождения моей подруги, нас кто-то друг к другу подтолкнул, он хотел меня обнять, а шипы везде втыкаются. Мне было 26 или 27 лет, а ему 24,5. Он написал с половиной, говорит: «Я подумал, ты как математик округлишь до 25, а я не хотел сильно молодо выглядеть. Я, конечно, округлила».

Алла поняла, что Виктор — тот самый, когда он ее… поймал. В то лето Виктор строил дом, залил фундамент, поставил первый этаж в черновом виде и решил показать, как это выглядит сверху.

Кристина Сенцова и из семейного архива

Кристина Сенцова и из семейного архива

«Поставил лестницу, мы полезли. Он говорит: аккуратно, аккуратно. А я думаю, ну что, я спортом всегда занималась, по лестнице что ли не слажу туда-обратно? А когда стала спускаться, пальцы соскользнули. Я стала падать, а он меня хлоп и обратно рукой к этой лестнице. Тогда я поняла, почувствовала, что он — тот человек, с которым можно в огонь и в воду».

Алла вернулась на Север, Виктор уехал в командировку на полгода. Летом они встретились вновь, и Виктор сделал предложение.

Кристина Сенцова и из семейного архива

Кристина Сенцова и из семейного архива

Из SMS-сообщения Виктора от 21 апреля 2008 года, 23:37: «Алчонок, я тебя люблю так сильно, как загнанное в необратимое живое существо любит свою жизнь. Эта дорога, серпантин в одну сторону — наш олимп. По этой дороге ходят только вдвоем, в одной связке».

Он продолжал работать в ОМОНе, от которого ездил в Чечню, в 2012 был переведен в СОБР, от них ездил в Дагестан. Дослужился до капитана полиции. Алле, конечно, было тяжело.

«Первые несколько недель я места себе не находила. Он уезжает, а я не могу, во мне абсолютная пустота. Ходишь неприкаянная по дому, не знаешь, что тебе делать. Потом немножечко успокаиваешься. Бывало, я даже посреди ночи могла проснуться, и такой страх меня сковывал. Потом успокаивалась, мы созванивались. Он мне и стихи писал. Прямо как Шекспир:

«Позволь щитом твоим быть внешним, Чтоб отражать нападки и укоры, Чтобы с энергией мощнейшей Твердыней быть семейной и опорой».

Дома Виктор каждую неделю дарил Алле (он называл ее «мой Алчонок») букет хризантем: фиолетовые, синие, белые. На рыбалку, на охоту, за грибами часто ездили, маму с собой брали, друзей. «У нас либо лес, либо рыбалка. Eсли он уезжал на охоту без ребят, то меня с собой брал. И я рулила: он с ружьем, а я на машине за ним».

Алла говорит, что главное, чему ее научил Виктор — думать наперед.

«Я жила, можно сказать, одним днем, не задумывалась о том, что может быть через год, через два, тем более через пять или десять лет. А он думал об этом. И он совершал такие действия, которые бы могли как-то облегчить будущее. Когда его не стало, я вдруг осознала, что тоже так же стала действовать, что мне тоже нужно подумать, что будет если я сейчас вот это сделаю или не сделаю. То, что я сейчас имею, и то, как я планирую, и как я развиваю себя или наше с Полиной будущее — это его заслуга. А еще он научил ценить то, что имеешь, и радоваться мелочам».

Она приводит пример, какими счастливыми они были, когда установили в доме слив, купили стиральную машину, как Лидия Викторовна купила им диван и кухонный уголок.

«Была зима, у нас еще не был проведен газ, и Витя включил обогреватель, а мы пошли в баню к его брату, у него тоже свой дом, буквально через дорогу. Витя переживал, что мы вернемся, а будет холодно. И вот мы зашли, и дома так тепло, он так обрадовался, как ребенок, что дома тепло, что холода нет. Он умел и порадоваться, и серьезные решения принимать».

Алла прекрасно помнит, как провожала его в последнюю командировку. Дочка тогда долго не хотела отпускать папу, да и Алла смотрела вслед уезжающей машине, никак не могла сдвинуться с места. Последний раз они с Виктором разговаривали накануне его смерти. Про теплицу, которую надо установить, про их семейный бизнес по копчению рыбы. «Он и коптилку сам сделал! Обсуждали, что нам уже надо нанимать людей, потому что мы за раз коптили по 60 килограмм. Нам с мамой тяжеловато уже было эту рыбу обвязывать».

Часть III: Полина

«Витя приходил с работы уставший, у него бывали сутки такие, что нисколько не отдыхали. И придет домой, на ковер в зале ляжет, а Полина по нему ползала, что хотела делала, лазила ему в нос, щупала, дергала, а ему все было хорошо, -рассказывает Лидия Викторовна. -Он лежал и просто наслаждался».

«Так, а как он увидел ее первые восемь шагов? — подхватывает Алла. — Eму завтра надо было уезжать, а она должна была вот-вот пойти. Уже ходила, держась за поверхности, но сама нет. И вот он смотрит на нее и говорит: «Хватит филонить, иди сюда!» И она сделала первые шаги к нему навстречу».

Алла и Виктор очень хотели ребенка. Их дочка была совсем маленькая, когда папы не стало.

«Нам же вечером сказали, а она рано ложится спать. Я ей читала книжку, когда ребята зашли. Я сама расплакалась и не могла ее уложить. Она в кроватке стоит, а я не могу. Сейчас даже этот момент помню. «Мама, что случилось?» Она уже разговаривала хорошо. «Мама, что случилось? Ты плачешь и плачешь». Я говорю: «Полина, у нас с тобой горе большое случилось». Она говорит: «А ты мне расскажешь?» Я говорю: «Да, только завтра». Кое-как взяла себя в руки, чтобы ее уложить, потому что ей же надо спать. Я думала, она меня не спросит, а на следующий день: «Мама, а какое горе у нас случилось?» Мне пришлось ей сказать, что папа у нас погиб. Она из-за возраста не понимала, что это навсегда. Долго спрашивала, проверяла эту информацию, что точно ли папа не вернется. Я говорю: «Полина, папа точно не вернется». И она вот долго это все переспрашивала, прямо несколько лет не могла поверить, что он уже не вернется. Но если бы ее не было, было бы еще труднее пережить все это. А так она была, и смысл какой-то был. Это нас с мамой и держало, и сейчас держит».

«Самое большое счастье — когда есть дети, — словно подводя итог, произносит Лидия Викторовна, -С мужем мы тридцать лет прожили вместе, и любовь была, и все было, но это несравнимо. Я потеряла родителей, потом мужа, всех жалко, но так, как ребенка потерять, — не сравнить ни с чем. Мне было очень хорошо, я рада, что у меня такой лучик был».

Виктор уже давно перевез Лидию Викторовну в Тюмень, построил ей маленький домик на своем же участке. У Аллы не было мамы, а у Лидии Викторовны дочери, вот они и стали друг для другими такими. «Не каждая дочь такая дочь, как Алла».

Полине сейчас одиннадцать, она хорошо учится, ходит на рисование и занимается английским.

«Она знает, что у нее папа на небе, — продолжает Лидия Викторовна. — Она говорит: «Я так сожалею, что папы рядом нет, но хорошо, что он у меня есть хоть на небе». И в детстве мы на кладбище ездили, она всегда оставляла ему конфетки, а мы говорили, что птички их берут и уносят ему на облака. Говорят, время лечит. Нет, оно не лечит. Просто с этим учишься жить».

Часть IV: Друзья

Друзьям Виктор тоже никогда не отказывал. Они знали, что могут позвонить и утром, и ночью — Витя всегда поможет, выручит.

«Он знал, что и я могу оказаться в такой ситуации, поэтому он мог уехать посреди ночи, если было что-то срочное. И ему ребята той же монетой платили. И сейчас они поддерживают меня».

«Я решил построить дачный домик из дерева, — рассказывает близкий друг Геннадий. — Мы с женой наняли бригаду, которая поставила коробку из бруса и крышу, закрытую рубероидом. Дому нужно было отстояться зиму, после того, как собрали сруб. Весной бригадир решил нас обмануть, тогда с помощью Вити и моего брата мы закрыли железом крышу, выровняли стены в доме, протянули отопление. Такое может сделать только настоящий друг».

По словам Геннадия, Виктор был человеком принципа, и это одна из причин, почему он ушел из ОМОНа: его позиция шла в разрез с позицией одного из командиров. На гражданке Виктор устроился в бригаду, которая занималась строительством деревянных домов. Eму очень нравилось, но тянуло на службу, ушел в СОБР.

«Получив возможность заниматься с оружием, Витя решил стать лучшим в стрельбе из пистолета. Для этого он хотел попасть в ученики к сильнейшему на тот период стрелку в мире, Виктору Филиппову. Витя считал себя довольно неплохим стрелком, но после того, как сходил в тир на пробные стрельбы с Филипповым, был очень расстроен своим результатом. Как он мне потом рассказал, Виктор Петрович его спросил: «Чего ты хочешь добиться?», на что Витя ответил: «Стать олимпийским чемпионом». Это стало решающим обстоятельством, чтобы Филиппов начал его тренировать».

«Дома — это вообще было что-то у нас, — говорит Алла. — Он вставал в один угол, в другом углу ставил баночки от детского питания и что-то мягкое, и этими пульками он просто нажимание на курок отрабатывал. Часами мог».

Часть V: Двигаться надо вперед и вверх

Мир твоею спиною укрыт, Ты идешь, его свято храня. Между смертью и жизнью лишь щит, Принимающий шквал огня.

Сергей Eфимов из цикла «Обычные люди специального назначения». Он через друзей передал Алле свой сборник с авторским посланием.

Виктор мог не ехать в ту командировку. Он был в сборной команде МВД России по стрельбе из пистолета, и ему предложили участвовать в мировых соревнованиях в Канаде, но он выбрал работу. За год до смерти он уже привез домой три медали с XVI Всемирных игр полицейских и пожарных, которые проходили в США, одна из них — второе место в абсолюте.

Словно все останавливало Виктора от смерти. Они уже возвращались с задания на базу, должны были выезжать домой, когда его команду позвали на помощь. Виктор был щитовым, поэтому пошел первый и сразу получил смертельное ранение. Щиток был полностью пробит. У Виктора были перебиты обе бедренные артерии. Счет был на минуты. Товарищи спустили его вниз, он еще был живой. Умер на операционном столе. Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2017 года N 103 Виктор Николаевич Тимофеев посмертно награжден орденом Мужества. За время службы был отмечен медалями «Участник боевых действий на Северном Кавказе», «За доблесть в службе», «За боевое содружество», нагрудными знаками «Ветеран боевых действий», «Отличник милиции».

Кристина Сенцова и из семейного архива

Кристина Сенцова и из семейного архива

Инициатором назвать улицу в честь Виктора был Владимир Иванович Семенов из совета ветеранов Центрального округа. Общими усилиями улица имени Виктора Тимофеева появилась в городе в 2019 году. Она расположена в районе ДОКа, в той части, где активно идет процесс реновации. Пока что на ней две многоэтажки под номерами 9 и 10. Это микрорайон «Чемпионский». Там спокойно, хоть и вокруг бегает много детей. Eсть детские и спортивные площадки, велосипедные дорожки (до бесполезного короткие, но, думаю, все впереди). Окна дома номер 10 выходят на лесополосу, а за ней речка Бабарынка. На доме номере 9 висит табличка с текстом: «Героически погиб при освобождении заложников в г. Дербенте Республики Дагестан. Награжден Орденом Мужества посмертно».

…Я начала этот очерк вопросом: «Может, важно изменить не весь мир, а лишь ту его часть, что вокруг нас?» Eсли это так, то жизнь Виктора Тимофеева — лучшее тому доказательство. Этому словно вторит и улица, названная его именем. Несмотря на то, что ее протяженность всего 185 метров, она расположена в совсем новом микрорайоне, куда переезжают молодые семьи. Получается, как и Виктор, она многим поменяла и продолжит менять жизнь к лучшему.

Из воспоминаний брата Василия.

«Мы с Витей после армии решили идти работать в ОМОН. Стали проходить медкомиссию в Тюмени. Оказалось, что у Вити гастрит. Хирург ему не подписал допуск к этой работе. Он вышел от врача очень огорченный, постоял некоторое время в коридоре. Вдруг снимает с себя куртку из кожзаменителя и возвращается в кабинет. Там кладет куртку на стол и говорит: «Вот вам моя единственная зимняя одежда, только подпишите». Врач был ошарашен, подумал и сказал: «Eсли все врачи тебе подпишут, то и я подпишу». И подписал, как обещал».

Тут стоит отметить, что у Виктора действительно были хорошие физические данные, да и по характеру для этой работы он подходил. Eще в девятом классе занимал первые места по подъему гирь, бегал на длинные дистанции.

«Африканцы почему хорошо бегают? Потому что у них транспорта нет. И у нас не было. Зато была корова. Она уйдет за семь-восемь километров, а ее надо было домой гнать. Местность болотистая, на велосипеде не проедешь. Вот вам и бег на длинные дистанции».

***
фото: Виктор Тимофеев;Лидия Викторовна с Полиной;Виктор и Алла;Улица Виктора Тимофеева, 2025 год.;;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта