На рынке растут абрикосы

На Михайловском рынке идет торговля рассадой.
— У меня двадцать соток. Рассаду я не выращиваю, покупаю у девчонок местных, ведь в этом и прелесть рынка — можно найти много разного и необычного, — говорит Римма Шарга.
Сама Римма торгует тут саженцами плодовых деревьев. Eе отец-агроном начал свое дело, а Римма продолжила, выйдя на пенсию.
— Виноград растет в Сибири. Абрикосы растут. Сейчас уже персики начали выводить, но это только на экспериментальном уровне, хотя у некоторых они уже есть, — говорит Римма. Она и сама пробует выращивать персики, а также новые сорта абрикосов и слив.
— Все растения разные, как и люди, — рассуждает она. — У них даже характер есть. Например, если сливу не на то место посадите, она расти не будет. Eе даже чуть на метр-полметра сдвинешь -и все, растет. Малина тоже привереда. Мало купить саженец, надо знать, как сажать. Муж мне помогает — все это нужно разгружать и обратно загружать. Потом, если что-то не продается — обратно закапываем.
Римма знакомит меня с соседкой Таисией. У той овощи, пряные травы — базилик, розмарин, сельдерей, лук «эксибишен» (его луковицы растут большими, хороши для салата и без горечи), томаты 15 сортов и много огурцов.
— Все берут понемногу. Розмарин — одного сорта два-три корешка, другого сорта -два-три, — рассказывает Таисия. — Много у меня калибрахоа, бакопы нескольких видов, выглядят как солнышки. Гелиотроп. Вот бегония, вот гортензия — много многолетников. Мы выращиваем на даче и в теплице. У меня гектар земли возле Метелево. Я этим уже тридцать лет занимаюсь, дочери помогают. Моя дочь преподает в сельхозинституте, она всегда новинки отслеживает. Хорошую рассаду видно сразу: если коренастая, здоровая — хорошая, а если тощая и вытянутая — плохая. Надо на стебель смотреть.
Прилавок Татьяны Васильевны весь в цветах. «Я очень давно занимаюсь пеларгониями, — рассказывает Татьяна. — Любовь к цветам у меня от мамы. Она агроном и работала на «Пригородном рынке». После закрытия предприятия у мамы появилось желание зарабатывать, и она начала выращивать рассаду. Меня тоже потянуло к земле. Школа, институт, агрономическое образование. Всегда нравилась герань, но с развитием интернета узнала о других цветах и сортах. Вся Eвропа очень много использует в озеленении пеларгонию, у нас реже — в основном бархатцы, петунии. Я выращиваю сортовые пеларгонии, у каждой есть свое название. Вот плоды трудов моей семьи: традесканция разных видов, колеусы сортовые вегетативные. Все это можно черенковать и размножать. С каждым годом появляются новые сорта. Сотрудничаю с селекционерами. Кстати, российские селекционеры начали выводить много сортов. Например, в Челябинске девушка живет и выводит сорта. Раньше все шло из Eвропы. Мы, местные коллекционеры, покупаем, выращиваем и приносим людям. Вот «мерлизон-2» — такой в питомнике не купишь. Вот «леона галактика» — коллекционер так назвал, наверное, потому что такой в природе не существует. Цветы не вредные, самые простые в уходе, как мне кажется. Посадил пеларгонию и поливай периодически. Можно немного подкормки использовать, если горшочек маленький, а если в грунт — то без подкормки. Большинство цветов у меня многолетники, живут в квартире, но для летнего озеленения тоже прекрасны — для цветников, кашпо и т.д. Eсть и однолетники, которые я выкапываю со своего участка. Привожу сюда самые красивые — маленькие плохо берут. Всем нужны большие шапки. Торгуем в основном два месяца — май и июнь. Потом становится тихо. В основном ко мне приходят люди за тридцать. Может, любовь к растениям передается генетически. Например, родители любят в земле ковыряться, у них есть участок. Дети сначала открещиваются от него, а потом приходит время — и руки тянутся к земле, хочется своего огорода, цветов».
Инна Бардакова
***
фото:
