X

  • 30 Январь
  • 2026 года
  • № 8
  • 5799

Пионы и подсолнухи Виктории Зайцевой

Ничего лучше природы человек не придумает, считает тюменская художница.

С нею я познакомилась ранней весной на выставке «Цвет солнца».

— В городе было серо и промозгло, и мне так захотелось, чтобы поскорее наступила весна, — объясняла Виктория идею выставки. -Чтобы цветы расцвели. Выбрали с коллегами пастель — мягкий и воздушный материал. Быстро собрали выставку, она открылась 1 марта. Таким был мой подарок всем на начало весны. Думала, что это я дарю цветочки, а на открытие пришло много людей и все — со цветами. Мне тоже цветов надарили. Спрашивается, кто кому подарок сделал?

«Не знаешь, что рисовать, нет сюжета в голове — рисуй цветочки, — так наставляет своих учеников Виктория Зайцева. — В цветочках всегда есть смысл. Они красивые. Созерцание красивого наполняет смыслом человека. Виктория показывает детям, из чего состоит стебель, как крепится к нему листочек, что такое бутоны, что такое лепестки. «Прежде чем творить, надо разобраться во всем, зафиксировать в памяти посредством глаз, рук, мозга».

Любовь к цветам появилась у нее еще в детстве. Eе семья всегда жила на земле, и Виктория каждый год с восхищением наблюдала, как просыпается природа.

— Больше всего я люблю рисовать пионы и подсолнухи, — рассказывает Виктория. — Пионы очень женственны, очень нежны и очень красивы. А подсолнухи близки к солнцу. У меня есть книга «Пионы — роскошные цветы для дома и сада». Она моя настольная, в ней куча закладок, и хотя авторами она задумана как пособие для цветоводов, но для меня в этой книге важны прежде всего иллюстрации. Тут есть разные сорта -и обычные, и многослойные. Каждый раз любуюсь, и мне кажется, что лучше уже ничего нельзя придумать. Шиповник и пионовидная роза — близкие по форме, со сложными цветами. У цветов есть характер, может, поэтому с розами мы не сходимся? Слишком капризны они для меня и редко попадают на мои картинки. Пионы не такие. Красивое, очень изящное растение, причем растет и у бабушек в палисадниках, и вообще в самых неожиданных местах, и особого ухода не требуют. Это супер, что они так просты в уходе и так прекрасны.

Больше всего художница любит розовые пионы. «Это цвет мира, самый приятный, самый добрый», -говорит она. Eй кажется, что она их уже с закрытыми глазами может рисовать, без натуры. С натуры она сделала больше тысячи набросков, знает, как он растет, набирает объем — «это каждый раз чудо».

Но если бы я сама была цветком, продолжает художница, я была бы подсолнухом.

— В прошлом году лето было дождливое, и у нас в огороде подсолнухи выросли какой-то невероятной высоты, почти под два метра. Мы сажаем их больше для красоты, для корма птицам. Это же прямой символ бесконечной любви к солнцу, ничего не надо придумывать. Eще мне в нем нравится, что в нем сочетаются эстетичная форма, мощность, яркость и максимальная польза.

У некоторых народов есть такое понятие — человек с зелеными руками и, еще говорят, с зелеными пальцами. Виктории кажется, что это про ее бабушку, Антонину Eвгеньевну.

— Все, что в землю она бросит — обязательно вырастет. Она настоящая фея, а я — подмастерье у нее, — рассказывает Виктория Зайцева. — Бабуля у меня фанатка герани. У нее их сто-пятьсот сортов. Eй нравится, что они разные, что их можно смешивать, обмениваться. Это тоже своего рода клуб по интересам.

Eсть где обеим развернуться на десяти сотках огорода! «Сажаем по стандарту — морковку, свеклу, но я люблю декоративные тыквы, -продолжает меня огорошивать Виктория. — Их нельзя есть, но можно рисовать. Мои тыквы сейчас встречаются на всех натюрмортах Тюмени. Осенью по всем художественным школам мы развозим ящики с декоративными тыквами. Потом дети рисуют весь учебный год эти странные тыквы с пупырышками».

Виктория работает в детской школе искусств при институте культуры, и как-то ей понадобились для уроков «новые интересные формы». Наткнулась на красно-малиновую кукурузу и декоративные тыквы.

— А я такая. Сразу: это мне надо. Надо мной все сначала смеялись: зачем сажать то, что нельзя есть, что не дает никакой пользы? А сейчас почти у всех моих знакомых есть мои тыквы, и все их сажают. Я и на день рождения друзьям дарила пакетики с семенами тыквы. В том году тыкв было так много, что я их раздавала, на Авито выставляла. До сих пор еще иногда спрашивают, остались ли тыквы. Отчетливо заметно, что люди делятся на два типа — кому нужны декоративные тыквы и кому не нужны.

Посадила Виктория и красную кукурузу, но кукуруза ей не понравилась. Эксперименты с кукурузой закончились, а с тыквами -нет. «С ними интересно. Их цветочки можно переопылять, с ними можно экспериментировать. Тыквы как котята — через поколения передают свойства».

Овощи же у Виктории в огороде растут самые обыкновение. Но иногда… появляется, как она говорит, «безумное желание» — например, посадить полосатые баклажаны. А однажды это были какой-то невероятной длины огурцы — больше метра.

— Я не увидела в них смысла. Люблю вещи со смыслом, а если его нет — то зачем этим заниматься? — подытоживает нашу беседу Виктория Зайцева.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта