X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Тромбон не играет, а палит, как из пушки

Николай Кувайцев работает в филармоническом оркестре. Он концертмейстер группы тромбонов. А мог бы играть на аккордеоне.

— Мои родители думали отдать меня в музыкальную школу на аккордеон, но моей маме очень советовали педагога в Санкт-Петербурге. Много его учеников пошли дальше в музыку, работают в Мариинском театре, в других очень хороших коллективах. Педагога звали Никифоров Виктор Васильевич. Он посмотрел на мои губы и сразу понял, что я буду играть на тромбоне. Виктор Васильевич вдохновлял. Я уже лет с десяти представлял, где я буду учиться, дальше в консерваторию пойду, буду по этой профессии работать. Так все и вышло. И мне очень сильно в жизни повезло с педагогами в училище имени Мусоргского в Санкт-Петербурге и консерватории имени Римского-Корсакова. В Мусоргском учился у Кирилла Яковлевича Лобикова, а в консерватории — у его сына Алексея Кирилловича Лобикова. Студентом третьего курса консерватории я узнал, что в Тюмени проводится конкурс, и приехал сюда работать. Ну, в результате и учился, и работал. Здесь и обосновался.

В Тюмени Николай уже три года и говорит, что город ему нравится.

— Ну, конечно, я гуляю. По набережной, по Затюменскому парку. Могу просто походить по каким-то новым заведениям и ресторанам, кафе. Много чего есть любопытного, чего я еще не успел увидеть.

Вам больше всего нравится играть на инструменте или работать в оркестре?

— Скорее, в оркестре. Тромбон не подразумевается как сольный инструмент, даже если взять приглашенных артистов в разных коллективах, то редко приглашают солировать тромбониста. Тот же Алексей Кириллович Лобиков, мой педагог, он концертмейстер группы тромбонов в Мариинском театре, и он на конкурсе Чайковского занял первое место, по разным городам, странам гастролирует, но тем не менее работает в Мариинском театре.

Людвиг ван Бетховен называл тромбон голосом бога. Почему?

— Потому что изначально тромбон был церковным инструментом. Ну и не знаю, насколько это связано, но тромбон какой изначально был, когда его создали, так таким и остался.

Какой характер у тромбона?

— Это сложный вопрос. Музыка может звучать очень агрессивно, например, солдатские марши, а бывают лирические моменты, хоральные. То есть тромбон и сигнальный инструмент, и лирический.

А правда, что тромбонисты -одна из самых активных групп в оркестре, как скрипки, например?

— Ну, не самая активная. У нас меньше игры, чем у тех же струнных. То есть в плане количества работы — наверное, меньше. Но в плане физического труда — пожалуй, даже больше. Потому что игра на тромбоне очень сильно задействует дыхание. Даже учеными доказано, что физически почти все мышцы тела у духовиков участвуют во время игры. А чем больше инструмент — тромбон, туба, — тем больше сил расходуется.

Приходилось ли вам играть «Болеро» Равеля?

— Да, приходилось. Сложное произведение. Считается самым сложным соло для тромбона. Восемь минут сидишь в полной тишине. Ну, то есть не издаешь звуков. И слышишь, как другие инструменты играют твое же соло. Твои же ноты. Конечно, это все нагнетает напряжение. Больше психологически сложно.

Для тромбона много написано музыки?

— Не так много, как для всех остальных инструментов. Взять трубу и валторну, для них куда больше произведений, а тромбона там вообще нет. Потому что еще не все композиторы ввели тромбон в оркестр. Он с XVIII века постепенно вводился в симфонические оркестры. Сейчас, я думаю, у современных композиторов ни одно произведение не обходится без тромбона.

На тромбоне можно сыграть одной рукой?

— Нет. Кулису правой рукой держишь, а тромбон — левой. К тому же к большому пальцу левой руки крепится квартвентиль, который понижает весь звукоряд на кварту. Когда темп быстрый, ты не успеешь просто банально растянуться, так вот квартвентиль упрощает жизнь. Поэтому тоже левая рука тоже задействуется.

Получается, ваш инструмент абсолютно не для левшей!

— Под заказ, я думаю, можно сделать тромбон для левшей. Мне рассказывали, что есть тромбон для левшей. Но вот валторна, на ней левой рукой играют, хотя я очень сомневаюсь, что большинство валторнистов — левши.

А хобби у вас есть?

— Ну, я не знаю, музыка — это и хобби тоже. Я после работы прихожу и занимаюсь иногда на инструменте. А так, ну, конечно, и фильмы люблю посмотреть.

Что насчет занятий спортом?

— Нет, изредка только. Нагрузка и без того огромная у музыкантов. Ну, может, когда-нибудь.

Ребенок может заниматься на тромбоне?

— Да, лет с десяти. Надо достичь того возраста, чтобы держать инструмент не тяжело было. Очень быстро устают руки. И еще надо, чтобы руки не были короткими, чтобы дотягиваться до всего спектра позиций.

Говорите, что дома играете. Соседи в стенку не стучат?

— Нет, есть же сурдины, которые делают так, чтобы почти не слышно было. Бывало, даже ночью занимался, никогда никто не жаловался. Это даже тише, чем телевизор.

Как ухаживать за тромбоном?

— Смазывать кулису, беречь от ударов. Смазывать кроны, смазывать квартвентиль. И самое главное — прочищать инструмент раз в месяц хотя бы специальной щеткой, чтобы внутри тоже чисто было.

Eсть какие-то инструменты, на которых вам бы хотелось научиться играть?

— Гитара. Ну, не прямо научиться, скорее, на любительском уровне. Мне много инструментов импонируют в плане звучания, например, валторна. Красивый инструмент, сольный. Гобой очень красивый, тоже лиричный инструмент, у него тоже очень много соло в оркестре.

Можно личный вопрос? Вы случайно не родственник Олегу Кувайцеву, руководителю Ленинградского диксиленда?

— Нет, в России вообще много людей с такой фамилией.

Мне кажется, она звучит очень музыкально. Знаете, откуда ваша фамилия произошла?

— Либо была какая-то деревня Кувай, что-нибудь такое, где раньше кузнецы жили. Я тоже искал в гугле происхождение фамилии, но нашел только такие догадки. Кстати, с Олегом Кувайцевым я познакомился. С Олегом, Константином, Федей и Татьяной Кувайцевыми.

Ого, а как вы познакомились с ними?

— Я на концерт их пришел, потом подошел, познакомились. Я сказал: «Привет, я Кувайцев». -«О, вы тоже? Вы Кувайцев?» Что-то такое, да. Пообщались, выясняли, родственники мы дальние или нет. Выяснили, что нет.

Какое для вас самое большое достижение в жизни?

— Я думаю, самое большое достижение в жизни только впереди. А пока самое большое достижение, наверное, в том, что в голове порядок и в жизни тоже. Я думаю, самое большое достижение для человека — когда он счастлив и все хорошо.

ФОТО ИННА БАРДАКОВА

***
фото: Николай Кувайцев.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта