Кожа

Необычный роман Eвгении Некрасовой попал мне в руки не так давно. Посыл смелый — связать американское рабство и русское крепостничество. Главные героини Хоуп и Домна меняются кожей. Буквально. И что из этого выходит? А неважно, какого цвета кожа. Eсли ты женщина, быть тебе битой.
Возможна ли свобода? Вся людская история пропитана насилием и унижением. Везде несвобода. Внутри одной несвободы еще одна, и еще, как в бездонном колодце. Свобода возможна только за счет свободы других. Это больно.
Цепляет специфическая манера повествования. Как будто инопланетянин силится осмыслить земную действительность. Автор переназывает предметы и явления по-своему. К концу книги это несколько утомляет. Все эти полупринявшие, полунепринявшие, сильные, сильные средне, слабые, работающие и т.д. Слово раб не упоминается ни разу. Главный пишущий стихи (Пушкин), от которого, как от Ленина, никуда не деться… Пункты падающего дерева (шлагбаумы), хлебные тряпочки (блины), долгая страна (Россия). Безудержная оригинальная фантазия автора создает особую специфическую атмосферу романа.
Так обретут ли столь желанную свободу героини, поменявшись кожей? Похоже, нет. От потери личности не спасает ничто: ни богатство, ни знания, ни умения… «Хоуп была роскошным предметом, что-то вроде собаки редкой породы».
Мир без строго выстроенной иерархии, без хозяина невозможен. Как у автора: «Он (хозяин) — победитель взбудоражившихся дикарей, грязной и разноцветной работающей чащи». Но человек всегда будет стремиться к недостижимому идеалу, таков замысел о нем.
Роман притчевый, какой-то ошеломительный, нервный, тоскующий, безусловно талантливый.
***
фото:
