X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Глашатай Чапаевской славы

Одна улица — один дом

Много в Тюмени разных улиц, длинных и не очень, благоустроенных и не совсем. Не так давно удивлялась я улице в три дома, думала, так не бывает. Бывает и не так, а еще интереснее: если двигаться по улице Осипенко к перекрестку с улицей Свердлова, увидите указатель «ул. Фурманова», так вот протяженность ее составляет 144 метра, и на этих метрах с 1976 года живет один панельный шестиподъездный дом номер 4 (на его месте были двенадцать частных, их снесли). Увидеть его летом не так легко, потому что деревья тут на самом деле большие-пребольшие, они закрывают фасад, а указатель, наверное, поставили потому, что в доме расположен центр детского развития «Маяк». Во дворе есть детская площадка, стоящие рядом многоквартирные дома образуют нечто вроде колодца, дома эти разные: от современных до не менее пожилых, как и номер четыре.

Один дом на короткой улице, но одиноким его не назовешь, «человейников» здесь немало, улиц тоже: названные уже Осипенко и Свердлова, а еще рядом Водников и Сургутская. Простор для урбанистов, изучающих городскую многослойность — на небольшом пространстве можно встретиться с разными историческими эпохами и социальными группами. Говорят, его построили для работников фабрики модельной обуви, и кое-кто из работников фабрики до сих пор живет здесь. Под вечер на лавочки выходят мужчины, ровно такие, какие были в конце прошлого века, в трениках и с пивом, бегают дети. За домом деревья еще больше, под окнами крышки люков погребов.

Классическую картину советского прошлого портят разве что автомобили современных марок, яркая детская площадка да шлагбаум у дома напротив, он из желтого кирпича, еще один, чуть справа, из кирпича красного. В нем ветеринарная стоматологическая клиника, приглашает собак за здоровой улыбкой. Оказывается, и такое у нас есть…

Современная жизнь как будто не касается этого застывшего во времени дома. Хотя нет, касается: на дверях подъездов висят объявления об отключении горячей воды, надолго, с мая по июль, в связи с капитальным ремонтом теплотрассы. Также в доме с 24 мая по 2 июня прошла санобработка «в связи с повышенной активностью тараканов и клопов, а также наличием плесени и грибка». В 2015 году в доме (видимо, там, где теперь центр «Маяк»), располагался кинофотоклуб «Зоркий», о выставке, организованной клубом, 18.07.2015 писал «Тюменский курьер», очерк Марины Пермяковой назывался «Остановленное время». И это отличная находка для нашего повествования: дом, как будто замерший в прошлом, и герой, запечатлевший страшное героическое время, автор главной легенды гражданской войны — Василия Ивановича Чапаева.

Писатель, рожденный революцией

В октябре 1940 года переулок Сургутский стал улицей Фурманова. Решение о переименовании закреплено протоколом заседания исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся. Дмитрий Фурманов — известный комиссар дивизии Чапаева, писатель. Именно так: сначала комиссар, потом писатель, хотя заниматься литературой Дмитрий хотел с детства. «В отношении Фурманова можно сказать безошибочно: не будь Октябрьской революции, не было бы писателя Фурманова. Но ведь Фурманов был талант? Конечно, талант незаурядный, но этот талант погиб бы. В данном случае это не произошло, потому что революция, Гражданская война представляли собою почву и необходимые условия для произрастания такого писателя, как Фурманов», — писал в 1930 году в «Литературной газете» Геннадий Коренев (в 1923 году редактор журнала «Красноармеец», ему принес начинающий литератор отрывки из «Чапаева»).

Дмитрий Фурманов родился 7 ноября 1891 года в селе Середа Костромской губернии, сегодня территория относится к Ивановской области. Воспитывался в семье Eвдокии Васильевны, дочери сапожника, и крестьянина Андрея Михайловича. Когда мальчику было шесть, семья перебралась в Иваново-Вознесенск, город ткачей. Здесь Фурманов окончил школу, а после переехал в Кинешму, где учился в реальном училище, затем поступил в торговую школу. В 1912 году увлечение литературой привело Дмитрия в Московский университет на историко-филологический факультет. В 1915 году, не сдав последние экзамены, юноша отправился на фронт, служил братом милосердия в санитарном поезде Российского общества Красного Креста, в чине прапорщика. Там встретил Анну Стешенко, ставшую его женой. С Анной вместе они воевали, из-за Анны, которая понравилась Василию Чапаеву, пришлось Фурмановым покинуть дивизию. Анна же стала соавтором сценария фильма «Чапаев», ее именем названа героиня фильма, знаменитая Анка-пулеметчица, хотя в книге такой героини нет, да и о размолвке с Чапаевым тоже не написано.

Дмитрий принял сторону большевиков не сразу, но в 1917 году определился и вошел в Совет рабочих и солдатских депутатов в Иваново-Вознесенске, в 1918 году вступил в коммунистическую партию — РКП(б). Сблизился с Фрунзе, бывшим тогда в Иваново-Вознесенске председателем губкома РКП(б) и военным комиссаром губернии. В январе 1919 года, когда Фрунзе был назначен командующим 4-й армией Восточного фронта, также отправился в качестве политработника на Восточный фронт, где стал комиссаром Александро-Гайской группы войск. С 25 марта — комиссар 25-й стрелковой дивизии, которой командовал Василий Чапаев. 30 июня 1919 года переведен в Туркестан. 12-19 июня 1920 года во время восстания в гарнизоне города Верный (Алма-ты) сыграл ключевую роль в ликвидации восстания: Фурманов вел с повстанцами переговоры, затягивая время, пока не подошли верные части (этот эпизод описан им в романе «Мятеж», 1925). С августа 1920 года — на Кубани, комиссар десантного отряда Ковтюха, сформированного и направленного для отражения Улагаевского десанта. По окончании боев назначен начальником политотдела 9-й Кубанской армии. Весной 1921 года был главным редактором газеты «Красный воин». В июне 1921 года приехал в Москву, работал в литературно-издательском отделе Политуправления Реввоенсовета, членом Высшего военно-редакционного совета, заведовал редакцией журнала «Военная наука и революция». Одновременно завершил филологическое образование в Московском университете (окончил его в 1924 году). С сентября 1923 года в Госиздате — политредактор, затем редактор отдела современной художественной литературы. В 1924-1925 годах — секретарь Московской ассоциации пролетарских писателей (МАПП). Умер 15 марта 1926 года (34 года) от менингита. (Георгий Eрмаков сайт Проза.Ру, «День Рождения героя»).

Наибольшую известность из литературного наследия Фурманова получил роман «Чапаев» (1923). В 1934 году по материалам этой книги режиссеры братья Васильевы поставили одноименный фильм, завоевавший в СССР огромную популярность. С тех пор Чапаев стал одним из главных персонажей Гражданской войны, его образ послужил рождению массы анекдотов, в Чапая играли мальчишки, устраивали дворовые баталии, становясь то белыми, то красными.

Имя Фурманова не так широко известно, отлично помнят фамилию писателя люди старшего поколения, неизменно уточняя: Фурманов? Тот, что написал про Чапаева? Да-да, помню…

Фурманова, как и Чапаева, родила война. «Фурманов был создан революцией, он питался ее соками. Чашу испытаний и радостей нашей грандиозной эпохи он выпил до дна. .Он был воин, коммунист и уже потом писатель, и в этом преимущество его именно как писателя. К гробу Фурманова были прикреплены старая боевая шашка — наследие фронтов — и его книги», — пишет Геннадий Коренев. Война закончилась — физически закончились и ее герои. Трудно представить, как бы жили дальше Василий Чепаев (Чапаев) и его летописец Дмитрий Фурманов (Федор Клычков). Почему-то думаю я, что ждала их незавидная участь. Вот, например, второй муж Анны Фурмановой, Людвиг Гавро, венгерский интернационалист, активный участник Гражданской войны в России, расстрелян в 1938 году.

Такие люди и после войны продолжают жить по законам военного времени. Война — их слава и их же проклятие. Уцелевший и не пропавший в самых тяжелых боях Дмитрий не справился с гриппом, вернее, не замечал его, как бывало на фронте; но болезнь прогрессировала и убила комиссара. Время и люди сделали из его героя могучий миф, взяв за основу книгу-дневник. Талантливые кинематографисты и артист Бабочкин подняли образ Чапаева до небывалых высот. Не знаю, рассчитывал ли Фурманов на такую славу «Чапаева», ведь в книге он много пишет и о слабостях, и о дремучести, и о бахвальстве своего героя, не отвергая, однако, сильные стороны: бесстрашие и умение стратегически мыслить.

Eсть у писателя продолжение не только в книгах. Супруга Анна Никитична прожила до 1941 года, после Гражданской войны работала в издательстве «Советский писатель», была директором Московского драматического театра, ГИТИСа. Она автор пьесы по роману Фурманова «Чапаев», соавтор сценария одноименного фильма, биограф и редактор произведений мужа. Дочь, Анна Дмитриевна Фурманова, участвовала в Великой Отечественной войне, умерла в 2011 году. У нее были дети, то есть внуки Фурманова.

Сегодня именем Фурманова названо множество улиц. Да что улицы. Город Середа Ивановской области в 1941 переименовали в Фурманов. Анастасия Климова, фотограф, автор блога о путешествиях, краеведении и искусстве, очень интересно описывает старинный купеческий город, ставший в 1941 году Фурмановым: «Фурманов стал для меня настоящим открытием: маленький город Ивановской области практически полностью сохранил свой исторически сложившийся архитектурный облик, за которым можно проследить не только судьбы отдельных выдающихся людей, но и историю целой страны. Город Середа не входит в популярные туристические маршруты, хотя в нем осталась интересная фабричная, купеческая и храмовая застройка, оставшаяся после периода расцвета текстильной промышленности. Фурманов расположен на несудоходной реке Шача (приток Волги), в 33 км от Иванова, с которым связан автомобильным и железнодорожным сообщением. Недалеко от Фурманова — знаменитый город Плес, а также замечательные села с храмовыми комплексами: Михайловское, Толпыгино и другие». Eсть в городе мемориальный музей, организованный местным краеведом Лапшиным, установлен памятник.

Имя Фурманова присвоено Шуйскому государственному педагогическому институту, Ивановскому педагогическому колледжу, общеобразовательному лицею в Кинешме (бывшая школа № 4, до революции — реальное училище). С 1961 по 1973 годы имя Фурманова носил Ивановский педагогический институт, преобразованный в Ивановский государственный университет. В Москве располагаются Центральная № 66 и детская № 32 библиотеки имени Фурманова. В его честь названы два села в Марксовском районе Саратовской области (Фурманово и Фурмановка). В честь писателя назван комфортабельный четырехпалубный теплоход, правда после реновации, с 2022 года он носит название «Сияние Севера», но почему-то в скобках всегда пишут и Дмитрий Фурманов: «Теплоход «Симфония Севера» («Дмитрий Фурманов») имеет четыре палубы и считается одним из лучших среди себе подобных. Реновация, которая прошла недавно, расширила возможности речного круизного лайнера. Теперь на комфортабельном судне длиной 130 м одновременно могут быть размещены 250 гостей». Круиз на «Симфонии Севера» («Дмитрий Фурманов») в большинстве случаев стартует из северной столицы. Именно там обычно базируется теплоход. Однако между турами судно нередко остается под Нижним Новгородом. Поэтому стартовые маршруты проходят по реке Волге. Затем судно через столицу следует в Санкт-Петербург, откуда и будет отправляться в путешествия до конца навигации. Расписание включает короткие поездки из северной столицы на Валаам на выходных и более длительные рейсы до Петрозаводска.

Не отстает и командарм, только судно «Василий Чапаев» классом поменьше и двухпалубное: «Этот уникальный теплоход оставил свой след в истории круизного флота России благодаря серии экспедиционных рейсов, проведенных в разные годы. Судно носило и носит имя героя Гражданской войны, Василия Ивановича Чапаева (1887-1919). Для опытных путешественников и участников речных форумов теплоход стал хорошо известен. В 2020 году корабль перебрался в Пермь, откуда совершает свои круизы по Каме» (информация сервиса «Круиз.онлайн»).

И вот уже второе столетие два имени — Фурманов и Чапаев -неразрывны. «Они были так долго неразлучны — изо дня в день, из часа в час.» Хотя, кажется, что в дивизии Фурманов не пробыл и полугода. Их выбрало время: одного, чтобы сделать героем, другого — глашатаем народной любви. «Для громкой славы всегда бывает мало громких и славных дел — всегда необходимы глашатаи, слепо преданные люди, которые верили бы в твое величие, были бы им ослеплены, вдохновлены и в самом славословии тебе находили бы свою собственную радость… Мы всегда склонны дать «герою» больше того, что он имеет в действительности, и, наоборот, недодаем кой-что заслуженному и порой исключительному «рядовому». Они, чапаевцы, считали себя счастливыми уже потому, что были соучастниками Чапаева (не испугаемся слова «героизм», — оно имеет все права на существование, только надо знать, что это за права): озарявшие его лучи славы отблесками падали и на них».

Он все равно падет на той, на той далекой, на гражданской

Василий Иванович Чапаев — начальник дивизии в Красной Армии, участник Первой мировой и гражданской войн. Вышел он, как и большинство героев революции, из народа, «академиев не кончал», штабных начальников терпеть не мог. Погиб во время переправы через реку Урал 32 лет от роду. Eще есть версия, что из воды Чапаева вынесли и похоронили. Произошло это 5 сентября 1919 года в городе в Лбищенске (ныне Чапаеве) во время рейда уральских казаков на штаб дивизии. Бессмертную славу Чапаеву подарила книга, а больше фильм, актер Борис Бабочкин. Конь, папаха, развевающаяся бурка, сабля, ну и, конечно, усы. Пристальный взгляд, суровый и справедливый командир. Миф, легенда, образ. На самом деле внешность у Чапая была самая заурядная (во всяком случае так нам ее передает автор «Чапаева»): «Обыкновенный человек, сухощавый, среднего роста, видимо, небольшой силы, с тонкими, почти женскими руками; жидкие темно-русые волосы прилипли косичками ко лбу; короткий нервный тонкий нос, тонкие брови в цепочку, тонкие губы, блестящие чистые зубы, бритый начисто подбородок, пышные фельдфебельские усы. Глаза. светло-синие, почти зеленые — быстрые, умные, немигающие. Лицо матовое, свежее, чистое, без прыщиков, без морщин. Одет в защитного цвета френч, синие брюки, на ногах оленьи сапоги. Шапку с красным околышем держит в руке, на плечах ремни, сбоку револьвер. Серебряная шашка вместе с зеленой поддевкой брошена на сундук.» — так записывал вечером Федор про Чапаева».

Хотя в книге много рассуждений о противоречивости фигуры Василия Ивановича, отмечает автор и то, что такие герои могут родиться только в подобных условиях: «И Чапаевы были только в те дни -в другие дни Чапаевых не бывает и не может быть: его родила та масса, в тот момент и в том своем состоянии. …В личности Чапаева тесно сплелись черты самые противоречивые: анархия и дисциплина, удаль и расчетливость, жесткость и сентиментальность, простодушие и хитрость, доверчивость и подозрительность, авторитарность и панибратство, широта души и мелочная обидчивость, природная любознательность и дремучее невежество».

«…В нем собрались и отразились, как в зеркале, основные свойства полупартизанских войск той поры — с беспредельной удалью, решительностью и выносливостью, с неизбежной жестокостью и суровыми нравами. Бойцы считали его олицетворением героизма, хотя, как видите, ничего пока исключительно героического в действиях его не было: то, что делал лично он, делали и многие, но что делали эти многие — не знал никто, а что делал Чапаев — знали все, знали детально, с прикрасами, с легендарными подробностями, со сказочным вымыслом».

Река Урал, Уфа — близкие нам места, соседские. Все переплетено в России: реки, места, города и люди. И вот уже находятся отблески тех былей, которые стали легендами. Юлия Клецко, юный внештатный корреспондент «Тюменского курьера», рассказывала о своем прадедушке: «Алексей Кузьмич Федотов прошел всю войну от Бугуруслана до Берлина и вернулся домой, где его ждали жена и восемь детей. Родился прадедушка 2 февраля 1902 года. В 17 лет юный Леша Федотов добровольцем пошел служить в Красную армию во время Гражданской войны. Он вошел в состав Иваново-Вознесенского полка 25-й Чапаевской дивизии, участвовал в Пилюгинском бою, описанном Дмитрием Фурмановым в книге «Чапаев». В ночном бою под Лбищенском дивизия понесла потери, сам Чапаев погиб, а прадедушка ранен в руку».

А вот и песня, их так любили все чапаевцы, да и сам Чапай пел и в книге, и в фильме. Мария Попова, автор слов, вспоминает: «Время рождения песни — 1919 год. Нашу дивизию, разбившую колчаковцев под Уфой, перебросили под Уральск. Я была тогда в конной разведке 255-го Балаковского полка. Подошел ко мне как-то наш командир эскадрона Иван Кутяков и говорит: «Слушай, Мария, ты ведь у нас не только из пулемета строчить наловчилась. Знаю, что и частушки неплохо сочиняешь. Попробуй-ка песню про нас сложить, чтоб про дела боевые наши рассказывала… » Ну и начала я сочинять. Остановилась на старинной солдатской песне «Трубочка». Подбираю к ее мотиву слова, чтоб в рифму ложились: мечтал, Урал, летал, гулял… Гулял по Уралу Чапаев-герой… Так нужные слова в куплет выстроились. За первым второй придумала: «Вперед вы, товарищи, не смейте отступать, чапаевцы смело привыкли умирать!» — Постой! Зачем это умирать? — говорит Кутяков, присутствовавший на спевке. — Умирать никак не годится. -Тогда, может быть, побеждать? -Вот это другое дело. — Чапаевцы смело привыкли побеждать, — хором запели бойцы. Так вот песню сообща и придумали». (Ю. Бирюков. «Кругозор», № 275).

ФОТО ГАЛИНА ЖEНИХОВА И VAO-MOS.INFO

***
фото: Портрет Дмитрия Фурманова кисти Сергея Малютина;Кадр из фильма «Чапаев», 1934 г.;Улица Фурманова, 2025 г.;Улица Фурманова, 2025 г.;Улица Фурманова, 2025 г.;Улица Фурманова, 2025 г.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта