Метро нет. Подземка есть!

Второй ярус парковки на набережной теперь официальное место сбора молодежи. Все стены здесь в граффити, но такие, что граничат по красоте с музейным искусством. Сиденья для кинотеатра сделаны из деревянных поддонов, но на экране крутят хорошее кино, сделанное ребятами из твоего двора. Арт-пространство «Подземка» вдохновлено нью-йоркским метро, но призвано нести в мир искусство.
Не понадобилось большого ремонта. Небольшие передвижки, разграничение пространства — и готово. Но для кого-то голые стены — просто бетон, а для кого-то — холст. Главным украшением пространства стали граффити, созданные в ходе фестиваля в начале июня.
Участие приняли 27 художников из Тюмени, Кургана, Eкатеринбурга, Сургута, Красноярска, Москвы, Санкт-Петербурга. Формат фестиваля не был конкурсным, скорее: «у нас есть место, у вас есть идеи, давайте дружить». Отбором эскизов и заявок занимался Андрей Маклаков, организатор фестиваля, который и сам не может точно ответить, как от владельца скейт-шопа дошел до представителя тюменского граффити-сообщества.
— Некоторых крутых художников мы пригласили сами, все остальные подавали заявки и заранее согласовывали эскизы. Вот только если сравнивать то, что было на бумаге и что мы видим на стенах «Подземки», увидишь много различий. Такова уж специфика граффити-культуры, она не терпит рамок. У художников были идеи, но диктовало и пространство, ведь многие не были раньше в Тюмени, когда увидели наш город вживую, их видение изменилось. Также на фестивале случилось много коллаборации, кто-то стихийно объединился и сделал нечто совсем новое. Думаю, это посыл самой «Подземки» — стать местом, где идеи не только реализовываются, но и появляются. В итоге работ вышло больше, чем мы планировали, и свободного места осталось не так много, мы его бережем на будущее, для приезжих граффити-звезд.
Eсли быть до конца откровенной, то придя в День молодежи в «Подземку», на граффити я обратила внимание во вторую очередь. Сперва все внимание на себя отвлекла выставка демокаров от команды «Глобал Тюнинг». Демокары задуманы как выставочные экземпляры, демонстрирующие фантазию владельца и мастерство-автослесарей. Но как оказалось, некоторые из этих пестрых машин участвуют в гонках.
Так, было невозможно не заметить радужную «копейку», очень по-девичьи украшенную единорогами. Хозяйку Лену было найти просто: в одежде она предпочитает тот же яркий стиль. Однако, несмотря на внешнюю легкость, «копейка» предназначена для зимнего корч-дрифта.

— Изначально это был ржавый кузов от «копейки», который я купила за 20 тысяч рублей. Знакомые механики фактически собрали ее заново, суммарно это стоило около миллиона. Кузов из пластика -металл погнется, а этот материал проще выровнять. Сложнее всего было найти радужный пух для обивки сидений, нашла его на одной единственной фабрике в Казани, где производят мягкие игрушки. Были только уже нарезанные маленькие кусочки, так что пришлось все вручную сшивать. Сейчас машина совсем новая, и я на ней катаюсь по городу, но зимой планирую участвовать в соревнованиях по дрифту.
Удивительно яркий стиль здесь не только у Лены. Крутой наряд можно приобрести прямо в «Подземке», на стенде тюменского бренда «Хочу еще».
— Мы топим за то, чтобы люди не боялись проявлять свою внутреннюю свободу, не стеснялись, не зависели от мнения других. Поэтому все наши вещи яркие, с необычным кроем и дизайном, который мы разрабатываем сами. Вокруг все и так достаточно скучно, жизнь одна, давайте кайфовать от нее! — говорит основательница бренда Eкатерина Сорокина.
Катя сама человек неординарный, и много лет большой проблемой было выбрать подходящую одежду. В итоге она стала придумывать дизайн сама. Шьют и разрабатывают лекала по ее эскизам уже профессионалы на производстве, а сама она в это время занимается не менее сложным этапом — подбором тканей и фурнитуры. По ее словам, это непросто, так как качественные ткани ярких цветов производят в куда меньших объемах, а с фурнитурой еще сложнее, так что приходится заказывать материалы в других странах. Но результат, по ее мнению, стоит всех усилий, а главное — имеет спрос, что продемонстрировала небольшая очередь на открытии в «Подземке».
Алексей Краев, директор агентства развития креативных индустрий, уверен, что потенциал у «Подземки» внушительный. Уже сейчас есть запросы на проведение музыкальных мероприятий, а также выставок. Ну и конечно, место будет развиваться и преображаться, например, в ближайшее время планируется улучшить освещение.
…К слову, после закрытия художники гуляли по Тюмени до рассвета, и ходит слух, что баллончики с краской были при них. Так что на каких-нибудь гаражах вполне могли остаться следы стихийного творчества лучших граффити-художников страны.
ФОТО ОЛЬГА ИГНАТОВА
***
фото: Лена и ее радужная «копейка»;Выставка демокаров.
