«Теплица», где растет новое искусство

Открытие третьей театральной школы «Теплица» в пятницу напоминало таинство. 165 избранных «саженцев» театрального искусства, пять именитых «садовников» — наставников и море возможностей для творческого роста.
Проект, получивший признание на федеральном уровне благодаря поддержке президентского фонда культурных инициатив, обещает перевернуть представление о современном театре в регионе.
Звуковой дизайнер Алексей Ветров создал акустический ландшафт: «Мы соединили природные звуки с электронными волнами — получился симбиоз традиционного и современного, как сама концепция нашей школы». Особое внимание было уделено визуальному оформлению: инсталляция «Прорастание» из сотни зеркальных стержней, световые проекции с меняющимися театральными масками, аромазоны с запахами сибирских трав. «Каждая деталь — метафора творческого роста», — поясняет художник-постановщик Анна Листвянка.
Появление ведущего Eгора Пекшева сопровождалось видео-артом: кадры прорастающих семян проецировались на его белый фартук. «Мы не просто открываем школу -мы закладываем сад будущего театрального искусства», — заявил Eгор.
Особенно трогательным моментом стало вручение символических «семян творчества» — стеклянных капсул с индивидуальными творческими заданиями для каждого участника.
«Теплица» — это не образовательная программа в классическом понимании. Это живой организм, где традиционные театральные формы встречаются с экспериментальными практиками. За три года проект стал настоящим инкубатором театральных идей», -сказала на открытии Ирина Алексеева, директор городского департамента культуры. А руководитель молодежного театрального центра «Космос» Ирина Вадачкория поделилась планами: «В этом году мы впервые выходим на принципиально новый уровень — создание единого site-specific спектакля, где все пять направлений сольются в высказывание о нашем городе».
Представление направлений превратилось в мини-спектакли: «Розы» — драматический театр, руководитель Константин Ваганов появился с букетом из настоящих роз, которые он раздавал будущим ученикам: «Каждый шип — это преодоление, каждый лепесток — открытие».
«Подсолнухи» — пластический театр, руководитель Полина Захарова с группой танцоров показала этюд «Рост», символизирующий развитие артиста.
Кульминационным стал перформанс с 20-метровым полотном из экологичного шифона. Под руководством хореографа участники создали «живую теплицу», которая дышала и двигалась в такт музыке.
Уже на следующий день после открытия началась интенсивная работа: драматическое направление ушло на ночные съемки на заброшенный завод. Документалисты собрали первые интервью с жителями города. Цифровой театр начал создавать VR-инсталляцию.
«Это только начало нашего путешествия, — поясняет Eгор Пекшев, — симбиоз практик, где самому младшему участнику — 16 лет, старшему — 63 года, 80 процентов программы — практические занятия. Через месяц Тюмень получит не просто спектакли, а новую театральную реальность».
ФОТО ВИКТОРИЯ ВОЛКОВА
***
фото: Акт сотворчества «Гобелен из сорняков участников театральной школы «Теплица».
