X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Особенные дети на особой кухне

В кабинете социально-бытовой деятельности в коррекционно-реабилитационном центре «Институт уникальных детей» оборудована кухня. Вся мебель и кухонная утварь обклеены карточками-картинками: над раковиной висит пошаговая инструкция, как мыть посуду и руки, каждый шкафчик подписан и продублирован карточками, разработанными дефектологом центра Татьяной Батичковой. В августе здесь начнется обучение поварскому и кондитерскому делу детей и подростков с ментальными нарушениями от семи до семнадцати лет. Проект так и называется «Особая кухня».

Мария Белоус, директор по развитию центра, рассказала, что ребята будут не просто учиться готовить, а изучать приборы и кухонный этикет. «Как обращаться с ложкой, ножом, почему нужно беречь хлеб. Мы интегрировали эти знания в готовку, потому что это интересно и важно для деток. И только через практику можно показать детям, как это все возможно».

Идея возникла из-за переживаний родителей, которые боятся доверить ребенку вилку, нож, кипяток (чтобы налить себе чай). Набор детей стартует в августе, всего будет четыре группы по четырнадцать встреч у каждой. Принять участие можно детям с синдромом Дауна, аутизмом, алалией и другими заболеваниями. Чтобы обучение было бесплатным для родителей, центр выиграл грант «Газпромнефти» по программе «Родные города».

В городе зарегистрировано 4500 детей-ментальных инвалидов, и это только официальные данные, не у всех особенных детей подтвержден диагноз. Перед тем, как подать заявку на грант, «Институт уникальных детей» провел четыре пробных занятия: «Они готовили спагетти и суп. Сами крутили мясо в мясорубке. Дети и родители остались в восторге», — говорит Мария Белоус.

В центре много других проектов — например, школа особых родителей «Вместе справимся» или «Передышка+»: «Детей до семнадцати лет включительно родители могут оставить у нас под присмотром на три часа. Здесь мы с ними играем, проводим коррекционные занятия: музыка, песни, танцы, рисование, дефектолог, логопед, АФК. Учим их кататься на велосипеде и роликовых коньках, рисуем, поем и многое другое».

Проблема ментальной инвалидности глубокая и сложная, ведь сначала родителям надо принять, что с их ребенком что-то не так. Часто оказывается, что проблемы с речью — только симптом: «Родители приходят и говорят: «Нам нужен только логопед», мы открываем историю ребенка, проводим диагностику и понимаем, что необходима комплексная коррекция: работа с нейропсихологом, нужны занятия по сенсорной интеграции. То есть ребенок не чувствует тела, ты его обнимаешь, а он пугается. Остается один под одеялом, ему страшно и многое другое. И как такой ребенок будет говорить, если он всего боится? Наша задача вначале научить его понимать этот мир. Например, что на улице тепло, что такое тепло, что такое холодно, как в какую погоду одеваться. Поэтому в таких случаях недостаточно только одной работы с логопедом».

Проект «Особая кухня» продлится до декабря и завершится праздничным мини-гастрофестивалем, где все участники приготовят свои любимые блюда и получат сертификаты начинающих поварят.

ФОТО ИЗ АРХИВА ИНСТИТУТА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта