X

  • 30 Январь
  • 2026 года
  • № 8
  • 5799

Пароль «Когалым»

Шесть десятков лет назад в пятый или в шестой раз перекроили Западную Сибирь. И соответствующее ведомство, хорошо изучив вопрос, создало паспорт этой территории, которую назвали — Тюменская область. Подсчитали, сколько и чего оказалось у территории. Пересчитали стоящие на этой земле города. Их было немного. Всего три — на полтора миллиона квадратных километров. Тюмень, Тобольск, Ишим. Остальное — деревни, горстка поселков «городского типа». Были еще юрты и стойбища…

Но, как говорится, шли годы. Многое изменилось, не только в конкретной области, но и в мире. И решили мы вернуться к выбранной нами точке отсчета, пересчитывая не только годы, но и города. Посчитать то, что принесли время и нефтегазовое освоение! Оказалось, что число городов на тюменской земле выросло более, чем в десять раз.

Сегодня большая Тюменская область насчитывает 31 город. Пять из них — на юге территории. 16 — в Югре. И на Ямале — восемь. Они разные с исторической, экономической, даже административной, если есть такая, точек зрения. Eсть города-ветераны, где поселение начиналось сотни лет назад. Eсть города-правнуки, начавшие свою историю рядовыми великого похода, который и дал им сегодняшний статус. Мы предлагаем читателю совершить это небольшое путешествие через города и годы.

За полсотни лет Когалым закрепился в общественном сознании как родина компании «ЛУКОЙЛ» — несмотря на то, что буква «К» (Когалым) в ее названии только третья по счету после «Л» (Лангепас) и «У» (Урай). Как сказал основатель компании Вагит Алекперов на встрече с журналистами: «Югра является домом «ЛУКОЙЛа». Мы многим обязаны этой земле и ее людям. Когалым — наша родина и наша столица».

Долгая дорога к большой нефти

«Вначале было слово». И это было слово партийного съезда: «Завершить строительство железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут». Так записано в директивах XXIV съезда КПСС.

Распоряжением Совета Министров СССР от 8 декабря 1965 года управление «Абаканстройпуть» передислоцировано в Тюмень и стало называться «Тюменьстройпуть». Eго возглавил Герой Социалистического Труда Дмитрий Иванович Коротчаев.

На новую грандиозную стройку из Абакана в Тюмень была переброшена и 19-я отдельная железнодорожная ордена Кутузова бригада. Высокой награды она удостоена за наведение осенью 1943 года за 13 суток (!) железнодорожного моста через Днепр…

…5 августа 1975 года первый поезд проследовал по двухкилометровому мосту через Обь до станции Сургут.

Но еще в июне того же года институту «Сибгипротранс» было выдано «задание на проектирование железнодорожной магистрали от Сургута к открытым нефтяным месторождениям: Ватьеганскому, Повховскому и Когалымскому (1972), Северо-Кочевскому (1974) и к газовым промыслам Крайнего Севера. В июле 1975 года начались изыскания, а 21 апреля 1976 года уложен первый километр рельсов в сторону Уренгоя от выбранной в качестве станции примыкания станции Ульт-Ягун железной дороги Сургут-Нижневартовск. Впервые в практике железнодорожного строительства в нашей стране размещение поселков эксплуатационников произведено через 90100 километров (по СНиП не более 30). Названия поселкам, станциям и разъездам давали, как и на линии Тюмень-Сургут, по названиям рек и озер. Станция Ульт-Ягун — от реки Ультъягун, правого притока реки Тромъеган. Станция Коголымская (первоначально ее название писали через «о» -от озера Коголымлор, но в августе 1976-го букву «о» изменили на «а».

Движение со станции Ульт-Ягун к будущей Коголымской началось с зимника. 6 февраля 1976 года по тропе инженера-изыскателя Eвгения Павловича Алексеева воины-железнодорожники «промяли» зимник к реперу с дощечкой на сосне «Ст. Коголымская». 11 машин везли палатки, строительные материалы, имущество, продовольствие на 91-й километр трассы…

«Благодаря зимнику мы надежно зацепились за точку отчета…», -вспоминал начальник только что созданного СМП-524 Александр Питерский.

12 апреля 1976 года бригада лесорубов Степана Торского прорубила просеку под первую улицу в поселке Когалымском. Улицу назвали Пионерской. А через два месяца здесь высадился Харьковский студенческий строительный отряд. Студенты расчищали место под поселок, строили дома.

30 мая 1978 года образован Когалымский сельсовет. По данным переписи населения 1979 года, в нем проживало 360 человек. Тогда же сюда пришли нефтяники. Строители СУ-951 треста «Нижневартовскстрой» проложили десять километров дороги к Повховскому месторождению. К улице Пионерской прибавились Таежная, Магистральная, Харьковская и Студенческий бульвар.

…Железная дорога ушла дальше на север — к газовому Уренгою. А в истории Когалыма начался нефтяной этап.

По мере открытия нефтяных месторождений в Западной Сибири московский «Гипрогор» разработал по заказу министерства нефтяной промышленности СССР схему строительства городов и поселков. Проект вызвал волну высказываний о принципах заселения нефтегазоносной провинции.

Жить по мечте

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 марта 1980 года «О неотложных мерах по усилению строительства в районе Западно-Сибирского нефтегазового комплекса» положило начало созданию в Югре и на Ямале городской инфраструктуры. Заказчик по строительству поселка Когалымский — НГДУ «Повхнефть». Новому НГДУ присвоили имя Степана Ананьевича Повха, бурового мастера Мегионской конторы бурения, пробурившего первую эксплуатационную скважину на Самотлоре, трагически погибшего в июне 1971 года.

Генеральным подрядчиком определен трест «Самотлорнефтепромстрой». Субподрядными организациями стали СУ-7 треста «Таллинстрой»; ПМК-177 Рижского треста крупнопанельного домостроения; ДРСУ-12 Минавтодора Литовской ССР. Проектировал поселок ленинградский «Гипрогор», а детальное планирование — филиал Каунасского института проектирования городского строительства.

Первый эшелон с прибалтийскими строителями — 32 вагона и 13 теплушек, в которых везли стройматериалы, электростанцию, продовольствие, — 14 сентября 1980 года прибыл на станцию Когалымскую. К весне 1981 года строители начали вбивать сваи под жилые дома. В июле приступили к строительству первого пятиэтажного 60-квартирного дома из красного кирпича.

При возведении других домов (в 1981-м — три дома общей площадью 10233 квадратных метра) использовали изготовленные в Нарве газобетонные панели. Вслед за эстонцами к месту строительства будущего города подтянулись литовцы и латыши.

Нефть для людей

По-настоящему строительство будущего города и его благоустройство началось после назначения 14 января 1983 года начальником НГДУ «Повхнефть» 32-летнего Вагита Алекперова. Вполне обоснованно его считают родоначальником Когалыма. Сам он считает: «Это чисто журналистское преувеличение. Когалым строили все вместе».

В строительстве жилья и городской инфраструктуры участвовали многие. Но ответственность за строительство нес заказчик, а персонально руководитель «Повхнефти».

В Западной Сибири Алекперов оказался во многом случайно. Позднее он вспоминал: «В июле 1979 года меня послали в Сургут на три месяца для укрепления кадрового состава производственного объединения «Сургутнефтегаз». Здесь было все, кроме опытных нефтяников: и огромные запасы нефтяных залежей, и сибирские просторы, и мощная техника. Мне понравилось. К тому же пообещали квартиру. Написал Ларисе, жене. Я только женился, год прошел. Она приехала…»

В Сургуте молодого бакинца приметил и приветил земляк — Григорий Кукуевицкий, заместитель генерального директора «Сургутнефтегаза» по капитальному строительству. Назначенному в сентябре 1980 года генеральным директором «Сургутнефтегаза» 41-летнему Усольцеву Кукуевицкий посоветовал присмотреться к молодому инженеру. «Смотрины» состоялись при тушении горящего нефтегазового фонтана на Федоровском месторождении. Молодой инженер работал в этой ситуации, как вспоминал позднее Усольцев, «спокойно, рационально, точно и аккуратно».

После назначения Алекперова руководителем «Повхнефти» началось оздоровление обстановки в коллективах нефтяников и строителей. Утвердился системный подход к решению производственных, градостроительных и социально-бытовых проблем. Усольцев вспоминал: «Алекперов начал с того, что стал сплачивать вокруг себя коллектив… На Повхе не дыра была, а дырища: снабжение прерывистое, ненадежное, во многом, если не во всем, надо было полагаться на себя. И в этом случае коллектив — это уже не социальная группа, а производственный и технологический фактор. На это Алекперов и сделал ставку… Он создавал базы, совершенствовал инженерно-технологическое обеспечение, развивал связи со смежниками и со строителями из Прибалтики… Вот так постепенно у «Повхнефти» дела наладились. И город Когалым получился замечательный. Eдинственный в Западной Сибири, где обошлось без временных вагон-городков, как правило, остающихся навсегда…».

Запас прочности

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 августа 1985 года поселок Когалым отнесен к категории городов окружного подчинения.

В июне 1987 года Тюменский государственный университет по заказу НГДУ «Повхнефть» провел паспортизацию Когалыма как города. Ученые признали Когалым «многофункциональным городом нефтедобывающего профиля, существующем на основе базовых предприятий, с тенденцией к быстрому качественному росту населения исключительно за счет миграции». Численность населения в Когалыме в 1986 году составляла 27,7 тысячи человек.

К особенностям миграционного процесса отнесли «стихийность, преимущественно за счет молодежи… Сбалансированность по половому составу доказывается интернациональными браками, что является типичным явлением для крупных всесоюзных строек».

Ведущими мотивами миграции были: заработок — 22 процента, улучшение жилищных условий -19, желание осваивать Север -14, устройство личной жизни -19 процентов. Как сказал один из опрошенных когалымчан: «Мы знали, куда и зачем едем. Деньги нормальные заработать. Свое жилье купить. Сыну климат сменить: у него в загазованном городе с рождения пневмония обширная… Когалым решил все эти проблемы… Ребенок сразу выздоровел. Летом теща приехала проверить, что за Когалым такой, как мы там живем. А я ее встречаю в Сургуте и везу до Когалыма на тепловозе в кабине машиниста. Месяц она у нас побыла, успокоилась — нормально мы живем. А назад я ее на вертолете проводил.. Она на меня в Когалыме другими глазами взглянула и стала называть «сыночек»…

Интересны увлечения когалымчан 38-летней давности. На первом месте — чтение; затем — телевидение и радио; семья и дети; музыка, гости и родственники, физкультура и спорт, кино и танцы, учеба и самообразование, кройка и шитье, охота и рыбалка, художественная самодеятельность, техническое творчество, коллекционирование…

В 1988 году в СССР была достигнута наивысшая за все годы добыча нефти — свыше 620 миллионов тонн. Доля РСФСР — 570 миллионов, доля Западной Сибири — 410 миллионов тонн. До сих пор эта планка недостижима. Но со следующего 1989 года отрасль фактически перестали финансировать, вероятно, рассчитывая, что нефтяники вытащат и отрасль, и страну. В это же время строители из Прибалтики стали сворачивать работу в Когалыме.

Последним «дембельским аккордом» литовских строителей стала школа N 7. Директор ее Галина Михайлова вспоминала: «С марта 1989 года не вылезала из Литвы…Обстановка там была такая, что все от меня шарахались, на русском языке больше никто не говорил. В здании министерства строительства мне показали приемную заместителя министра. «Извините, я из Когалыма». Он опешил, потом сказал: «Слушаю вас». Долго говорил с кем-то по телефону по-литовски. Потом перевел: «Надо помочь, потому что неизвестно еще, как жизнь сложится. Вдруг мы опять окажемся там, на Севере, и некому будет кусок хлеба подать.» Посланница Когалыма не знала, что родителей чиновника и его самого в младенческом возрасте спасли от голода добрые люди в послевоенной ссылке в Новотаповском леспромхозе Юргинского района.

Наступило трудное время — забастовок , митингов. Все требовали на тот период самого элементарного и необходимого: улучшения условий жизни, отмены талонов на продукты питания, борьбы с коррупцией и преступностью… В этой обстановке депутаты Когалымского горсовета 3 декабря 1991 года избрали главой администрации 33-летнего начальника городской налоговой инспекции Сергея Собянина.

Идеологом и инвестором развития Когалыма стало открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Лукойл». Градостроительную политику «Лукойла» в Западной Сибири осуществляло созданное в 1995 году с центром в Когалыме дочернее предприятие компании — «Лукойл-Западная Сибирь», которое возглавлял Семен Вайншток.

Когалымчане преодолели то состояние, которое выразила в стихах местная поэтесса Светлана Тю-рикова: «Я знаю этот город лучше своих рук, но не дошла до ясности: враг он мне или друг… «

Ясность достигнута: город и люди признали друг друга, поверили в свои силы и возможности. Для родившихся здесь и «понаехавших» этот город стал своим.

Чтобы понять секрет «запаса прочности» Когалыма и его жителей, необходимо набрать пароль «Когалым». Наберите — и вы почувствуете, как некое неразличимое глазом силовое поле развернет вас на северо-восток, где узкая линия горизонта безошибочно укажет путь к этому ласковому городу красивых, добрых и надежных людей.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Город Когалым.;

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта