X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Культурный диагноз эпохи, написанный музыкой

Послесловие к фестивалю «Лето в Тобольском кремле»

В субботу торжественно завершился XVI музыкальный фестиваль в Тобольске. Ушел в историю. Наш корреспондент вспоминает, как он начинался

…Днем у стен кремля развернулась ярмарка. Торговые палатки, выросшие как грибы после дождя, словно заявляли о своей независимости от высокого искусства. В очереди за пышками завязалась светская беседа. Почему-то вспомнилась знаменитая пышечная на Староконюшенной в Санкт-Петербурге. Сравнение, конечно, дело неблагодарное: у каждого свои пышки, свои воспоминания. Впрочем, и тут, в тобольской палатке, пышки с клюквенной присыпкой оказались на удивление вкусными.

Картину дополняли симпатичные цветочницы, словно сошедшие с полотен французских импрессионистов: кринолины, корзинки, неспешная прогулка по дорожке…

Пожилая пара интересуется билетами на открытие. Оказалось, остался всего один, за девять тысяч. Муж и жена повздыхали и ушли ни с чем. Вдвоем на одном стуле не усидеть, да и деньги за него просят немалые. Впрочем, пышки, цветы и предвкушение праздника все же создавали атмосферу всеобщей радости. И даже если искусство не для всех, праздник должен быть для каждого. Для тех, кто не смог попасть на концерт, в утешение была организована прямая трансляция на телеканале «Культура».

В толпе зрителей взгляд зацепился за двух колоритных дам. Подруги Ольга и Татьяна, пенсионерки. «Как пушкинские героини», -отметила я про себя. Оказалось, приезжают на фестиваль из Тюмени чуть ли не каждый год. На вопрос, не смущает ли цена билетов и вояжа туда-обратно, ответили с обезоруживающей прямотой: «Ничуть! Мы заранее откладываем понемногу. Зато столько эмоций, хватит на целый год!»

…Солнце клонилось к закату, когда концерт начался. Увертюры и арии из произведений, знакомых даже далеким от академической музыки, исполнили звезды оперной сцены. Eкатерина Сергеева покорила публику темпераментным исполнением знаменитой хабанеры из оперы «Кармен», а Ильдар Абдразаков блеснул харизмой в куплетах Эскамильо. Анастасия Сагайдак тронула сердца слушателей нежным исполнением арии Лауретты из оперы «Джанни Скикки». Слова «O mio babbino caro», мольба о любви и прощении, прозвучали особенно проникновенно. Кульминацией вечера стала роскошная ария принца Калафа Nessun dorma из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини в исполнении Кирилла Белова. Эта сложнейшая ария, требующая от тенора не только вокального мастерства, но и невероятной экспрессии, прозвучала мощно и убедительно.

Концерт развивался, зрители вновь услышали фрагменты из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», недавно прозвучавшей на сцене Тюменской филармонии, прекрасную увертюру с ее плавными переходами и запоминающимися мелодиями. Ария Марфы «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдем» в исполнении Анастасии Сагайдак подкупала нежностью и лиризмом, а Eкатерина Сергеева в образе Любаши, обманутой возлюбленным, продемонстрировала мощный драматический талант.

Дуэт Ильдара Абдразакова и Анастасии Сагайдак — лучшего подарка для слушателей и не придумать. Но гвоздем программы стал, безусловно, сам маэстро Абдразаков. Лучшим басом мира и России его называют не зря. Eго голос — это не просто звук, это материя, густая и обволакивающая. Бархатные низы, уверенные верха — он не поет, он рассказывает историю.

И дело не только в голосе. Высокий, широкоплечий, с обезоруживающей улыбкой. Неудивительно, что после концерта зрители с удовольствием подходили к сцене, чтобы рассмотреть артиста поближе. Абдразаков не скупился на улыбки, посылал сердечки и приветственно махал рукой, словно говоря: мы здесь для вас, мы дарим вам красоту, принимайте ее! И зрители принимали — с благодарностью и восторгом махали в ответ.

В программу вечера вошли песни и советских композиторов — Пахмутовой, Добронравова… Но апогеем, безусловно, стала «Синяя вечность» Муслима Магомаева на стихи Козловского. Знакомая песня в исполнении Ильдара Абдразакова обрела новое звучание. Не просто раскатисто и мощно, как у Магомаева, а мягко, с какой-то щемящей тоской. В его голосе звучала ностальгия по тем временам, когда «Синяя вечность» была символом надежды и веры в светлое будущее. И эта ностальгия, эта тоска по идеалу передалась залу, объединив поколения и напомнив о том, что нас всех связывает — память.

Соседки у меня за спиной подпевали вовсю, самозабвенно голосили вместе с Ильдаром Абдразаковым «О море, море…» и даже заздравную из Травиаты подпевали, на итальянском, правда, правда.

Экраны, (отдельное спасибо за это организаторам!), установленные по краям сцены, позволяли зрителям рассмотреть в мельчайших подробностях все эмоции на лицах исполнителей, отточенные движения музыкантов и дирижера. Завершился концерт совместным исполнением всеми артистами песни «Желаю вам» в знак уважения к памяти Юрия Гуляева, оперного певца, имя которого носит зал Тюменской филармонии.

Eдинственное, о чем можно сожалеть после такого концерта — малое количество молодых лиц среди зрителей. Почему-то опера незаслуженно считается развлечением для зрелых, хотя именно в юности формируется вкус и восприимчивость к прекрасному.

А теперь, собственно, про дьявола. Он, знаете, как мелкий бес -всегда в деталях прячется. И вот эта ярмарка, о которой я говорила в начале, она ж не просто так, за ограждением пристроилась. Она и в самый разгар оперного действа торговать не прекратила! Тишина в зале — не прихоть снобов, а необходимое условие для полноценного восприятия музыки. Посещая фестиваль уже в четвертый раз, впервые сталкиваюсь с подобным. Хочется верить, что на следующий год организаторы найдут способ оградить слушателей от нежелательного звукового фона.

На бис прозвучала знаменитая заздравная из «Травиаты», всегда вызывающая восторг у публики. И тут кое-кто начал подниматься с мест и направляться к выходу. Возможно, иногородние спешили занять места в автобусе, чтобы не опоздать. Но, согласитесь, когда на сцене артисты мирового уровня, когда оркестр играет для тебя — поворачиваться к ним спиной все же не очень уважительно.

Хотя, как ни парадоксально, в этом есть своя правда. Ведь искусство, оторванное от жизни, обречено на забвение. А «Лето в Тобольском кремле», несмотря на накладки и шероховатости, живет и дышит, отражая в себе все противоречия современной России. И кто знает, может быть, именно этот симбиоз высокого и низкого, духовного и материального и есть та самая формула, по которой будет развиваться наша культура в будущем.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта