X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Наш старый город, каким он будет?

Всего через несколько недель нам представят концепцию нового бренда города. Впереди серия публичных обсуждений. Современный мегаполис или хранитель сибирских традиций? Как добиться, чтобы в новом бренде каждый узнал свой город?

С 18 по 20 июля в технопарке прошел трехдневный дизайн-практикум, созвавший более 50 специалистов — архитекторов, графических дизайнеров, урбанистов, маркетологов и социологов — для разработки концепции визуального и смыслового образа города. Открыл обсуждение глава города Максим Афанасьев, сказав, что «Тюмень нуждается в современном, узнаваемом бренде, который отразит ее динамичное развитие, историческое наследие и роль энергетического и логистического хаба России». Центр стратегического развития «Сибирь» при поддержке института генплана Москвы разработал методологическую базу для работы с территориальной идентичностью. На практикуме анализировали символы города -от набережной Туры и деревянного зодчества до нефтегазового сектора — и предлагали инновационные решения, включая логотипы, слоганы и средовую навигацию.

Команда института генплана Москвы представила детальный аудит текущего бренда Тюмени, выделив несколько ключевых тенденций. Исторический центр города сохраняет привлекательность, несмотря на устаревшую инфраструктуру. Некоторые общественные пространства, такие как Цветной бульвар и площадь у Центрального рынка, были обозначены как проблемные — их текущее состояние вызывает раздражение у горожан и требует переосмысления.

Кафе в центре всегда переполнены (92% заполняемости!), но горожане признаются, что облик центра их разочаровывает — лишь 40% опрошенных довольны тем, как выглядит центр.

Особенно ярко этот диссонанс проявляется на набережной Туры -месте с колоссальным, но пока не раскрытым потенциалом. Сегодня набережная работает лишь на треть от своих возможностей: пешеходные маршруты обрываются, зоны отдыха разрозненны, а зимой пространство и вовсе пустует. И это при том, что каждый рубль уже сейчас приносит тройную отдачу!

Eсли найти правильный баланс между исторической аутентичностью и современным комфортом, центр может увеличить туристический поток на 40%. Но для этого нужна продуманная система изменений.

Традиционные символы вроде деревянного зодчества вызывают теплые ассоциации, но воспринимаются как «застывшие во времени» -мы хотим их современной интерпретации, а не музейной консервации. При этом в городе наметилась любопытная динамика: если раньше Тюмень ассоциировалась в первую очередь с нефтегазовой отраслью, то сейчас формируется многогранный образ, сочетающий промышленную мощь, историческое наследие и урбанистику. Параллельно идет негласная конкуренция между районами за статус «нового центра» -Заречье и Мыс активно развивают свою идентичность.

С помощью eye-tracking оборудования команде исследователей удалось выяснить, как мы взаимодействуем с городским пространством, на чем задерживается наш взгляд. И оказалось, что около 40 процентов визуально значимых элементов архитектуры (исторические фасады, арт-объекты, навигация) просто не попадают в поле нашего зрения, в то время как второстепенные детали притягивают внимание. Полученные данные стали научной основой для стратегической сессии, в ходе которой урбанисты, маркетологи и историки разработали семь взаимосвязанных направлений развития городского бренда. Эти векторы тонко балансируют между прошлым и будущим: как сделать заводские корпуса частью современной идентичности до создания новых точек роста в формирующейся агломерации.

Всего десять лет назад Тюмень в общественном сознании и медиа-пространстве воспринималась преимущественно как перевалочный пункт — 70 процентов публикаций в федеральных и региональных СМИ описывали город в контексте его транспортной функции — как пересадочный узел. Однако к 2024 году показатель «транзитного» восприятия снизился до 32 процентов. Этот сдвиг стал возможен благодаря целенаправленной работе по созданию городской идентичности. Определенную роль сыграли такие культурные инициативы, как фестиваль «Мост», который теперь привлекает до 50 тысяч гостей. Развитие событийного туризма (гастрономические фестивали, промышленные экскурсии) дает немало поводов посетить наш город. Особенно показателен рост числа туристов, целенаправленно приезжающих в Тюмень как в конечный пункт путешествия — их доля увеличилась с 12% в 2015 году до 41% в 2023.

… А еще опросы показали, что слоган «Тюмень — врата Сибири» не нравится молодым горожанам. Почти 90 процентов опрошенных считают его устаревшим. Но от идеи ворот совсем отказываться не стоит, можно переделать ее во что-то современное, например, «Тюмень — открытые двери для новых возможностей».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта