X

  • 19 Декабрь
  • 2025 года
  • № 145
  • 5788

Голос, проникающий в душу

«Голос у него бесподобный! Самый дорогой билет стоил три пятьдесят. До сих пор помню, как он пел «Русское поле» и «Марианну». А красивый, боже мой!», — вспоминает моя бабушка. У каждого в жизни есть такой голос, не так ли? Это может быть тенор, баритон, бас, сопрано, контральто, который вы услышали в совершенно неожиданный момент, но он вас зацепил, поглотил, вызвал мурашки, замедлил дыхание. В советское время для многих таким стал голос Юрия Гуляева. Улица его имени расположена в микрорайоне Антипино, ее длина всего 373 метра.

Каватина

Юрий родился в Тюмени 9 августа 1930 года. Когда мальчику было шесть, родители переехали на улицу Немцова, 12, что позволило Гуляеву пойти в 25-ю школу, которую будущий оперный певец окончил в 1948 году. «Худенький мальчик с очень милой улыбкой, вздернутым носиком, он ничем не выделялся среди других, а как запоет, зал замирал в умилении», -вспоминала Клавдия Гуселетова, директор школы.

Музыкальные способности проявились у Юры рано: в три с половиной года он взял в руки гармошку, уже в шесть исполнял русские и советские песни и марши, которые слышал по радио. В тринадцать лет получил в подарок баян от брата матери Виктора Шарапова и освоил его, можно сказать, самоучкой (он ходил в музыкальную школу только три месяца: семья жила на одну бухгалтерскую зарплату отца, не было средств оплачивать обучение). В старшей школе любовь к музыке привела Юру в хор завода «Пластмасс», который на тот момент считался лучшим в городе. В своих воспоминаниях его руководитель, Сергей Пантюхин, отмечал добросовестное отношение юного дарования к работе: «После пяти, шести уроков, проведенных в школе, три раза в неделю Юрий проводил репетиции с хором по четыре часа и давал не менее двух концертов еженедельно». Также он работал аккомпаниатором и руководителем хора завода АТЭ.

Конечно, немаловажную роль в развитии его таланта сыграла семья, особенно мама, Вера Федоровна, которая сама любила музыку. Повзрослевший Юрий говорил родным, что понимание, как начать песню и как ее закончить, пришло ему от дяди Виктора. А еще Гуляев в детстве заучивал романсы и арии с грампластинок, знал наизусть теноровые партии Лемешева и Козловского.

Вера Федоровна Гуляева пошла работать на военный завод № 762 (ныне станкостроительный). Там же трудилась вместе со своими сверстниками ученица 7-го класса Маргарита Рычкова. Вот как она вспоминает то время:

«…В Тюмень стали прибывать раненые бойцы. В зданиях школ, техникумов и в других учреждениях размещались госпитали. Нам, детям, прибавилось работы. <…> Поднимал настроение раненым под общий восторг всего персонала госпиталя 11-летний гармонист Юра Гуляев. Он предложил нам, подросткам, идти к раненым бойцам с концертами. Проводить их могли только по выходным, ведь многие из нас в будни работали. Но, чтобы появиться не с пустыми руками, мы решили сначала выступить во дворе своего микрорайона, а на вырученные деньги принести раненым гостинцы. Как сейчас помню, было написано ученическим почерком объявление, что такого-то числа в такое-то время состоится концерт. Вход платный. Предлагалось принести кто что сможет: деньги, сахар, конфеты, хлеб, картошку или полено (сестра-хозяйка в госпитале сказала, что очень нужны дрова). Играл на гармошке наш Юра, а мы пели песни, частушки, рассказывали стихи — кто во что горазд.

Юный гармонист стал любимцем раненых. По их просьбе подбирал музыку на новые стихи, услышанные от них. Это были молодые люди, кто без руки, кто без ноги, а некоторые и вовсе как обрубки -без ног и рук. Так было тяжело смотреть на все это…»

Рассказывает о той военной поре и Надежда Ивановна Дудник, мама руководителя Тюменского оркестра русских народных инструментов, заслуженного работника культуры РФ Александра Андрюшкина:

«Зима 1942 года выдалась на редкость суровой. Но приближающийся Новый год вселял надежды на праздник, на победу. Труженики одной из тюменских артелей промкооперации подготовили концерт художественной самодеятельности для шефского выезда в деревню Кулаково. Однако он оказался на грани срыва: заболел баянист-аккомпаниатор. Тогда сотрудник нашего предприятия Александр Матвеевич Гуляев вдруг предложил: «Не расстраивайся, давай попробуем моего Юрку. У него на гармошке складно получается, берет все на слух». И морозным вечером мы отправились «выпрашивать» юного музыканта у его мамы. После долгих уговоров 12-летний мальчик был надежно укутан в тулуп и отправлен в свою первую гастрольную поездку. Тот концерт прошел на бис, огромным успехом пользовался наш юный музыкант».

«Тюменский курьер», 8 мая 2008 года.

В байопиках про великих певцов часто показывают такую сцену: дома никого нет, пол усыпан грампластинками и только мечтательный ребенок лежит на ковре, положив треугольником руки под голову и пытается уловить каждую интонацию любимой песни. Не знаю, делал ли так Гуляев, но я на месте режиссера его кинобиографии обязательно добавила бы этот эпизод. В нем бы он пел арию Ленского, которую исполнил на школьном концерте в восьмом классе.

Eго «тюменский период», назовем это так, закончился выпускным сочинением на тему «Моя мечта» -о поступлении в консерваторию.

Речитатив

То ли по настоянию родителей, то ли по любви, но Юрий и его подруга Маргарита Куликова поступили в Свердловский мединститут. Не заставила себя ждать и свадьба, но брак подержался всего лишь один год. Возможно, помешало то, что невеста была из состоятельной семьи, а, может, душа у Юры была не на месте — не хотел он учиться на врача, даже не сдал ни одной сессии. Тут, как это часто бывает, вмешалась сама судьба: после войны на вокальном факультете был дефицит абитуриентов, особенно мужских голосов. Тогда в Свердловской консерватории сделали хитрый шаг: организовали вечернее отделение, где можно было бы учиться без отрыва от работы.

«Я присутствовал на этом первом прослушивании, — пишет в воспоминаниях о Гуляеве Авенир Проскуряков, бывший художественный руководитель филармонии. — Оно проходило на третьем этаже консерватории в существовавшем тогда единственном зале, ныне малом. И как сейчас вижу фланирующих по коридору двух высокого роста парней, одного плотного телосложения, в форме школы военно-воздушных сил — это был Борис Штоколов. И второй нескладного телосложения, высокий, с тонкой шеей, необычно длинными руками, которым он не мог найти места, и обаятельной улыбкой на открытом русском лице, которому еще сопутствовал чуть вздернутый нос».

На прослушивании Юрий пел русские народные песни и романсы, такие, как «Ах ты душечка, красна девица». Eго зачислили на вокальный факультет, но по ошибке два года вели как тенора, что перенапрягало голосовой аппарат и приводило к болезням связок, а также к стрессу от страха быть отчисленным как профнепригодного. Однажды Гуляев и вовсе потерял голос. История гласит, что именно его однокашник Борис Штоколов, который в будущем стал одним из первых басов советской оперной сцены, посоветовал другу взять баритоновый репертуар.

«И вот однажды, приехав на каникулы после третьего курса, — продолжает Авенир Проскуряков, — он мне доверительно сообщил: «Знаешь, я ведь сейчас пою баритоном». Я был страшно удивлен, но он повел меня в класс, поставил на пюпитр арию Валентина из оперы «Фауст» и просил аккомпанировать. Я был приятно удивлен. Действительно, звучал лирический баритон с несколько искусственным нижним регистром, приятной по тембру серединой и, казалось, необъятными, несколько несформированными верхами. Через какое-то время я отдыхал с семьей в Анапе и услышал по радио арию Ренато из оперы Верди «Бал-маскарад», я с нетерпением ждал объявление, кто же из итальянских певцов так здорово поет, и был приятно удивлен, когда диктор объявил исполнителя Юрия Гуляева».

Следующий год после выпуска Юрий был в составе труппы Свердловского оперного театра, где исполнил партии Моралеса в опере Бизе «Кармен», Валентина в «Фаусте» Шарля Гуно, Eлецкого в «Пиковой даме» Петра Чайковского. Свердловский период подошел к концу с приглашением на Украину в Сталино (ныне Донецк) в 1955 году.

Дуэт

В 1956 году он встретил любовь своей жизни — Ларису, будущую журналистку и кандидата философских наук. Это были краснодарские гастроли, встряхнувшие город восторгами о гуляевском голосе. В один из дней Юрий отправился в театр как зритель и не мог оторвать взгляда от рядом сидевшей девушки. Между сценами он постоянно спрашивал ее мнение. В общем, как по мне, не давал насладиться оперой. Когда в зале включили свет, Лариса обомлела, узнав в молодом человеке лицо с афиши. Он подарил ей шоколадный батончик и пригласил на «Eвгения Онегина». Они переписывались четыре года. На предложении руки и сердца сказалась оперная профессиональная деформация: Юрий позвонил Ларисе с просьбой срочно приехать в Донецк по «очень важному делу». Он встретил ее на вокзале, посадил в такси и сказал водителю ехать в загс.

Как известно, опера — история трагическая, так и в их семейной жизни не все было гладким. Нет, любовь и нежные чувства были, но в 1964 году вследствие родовой травмы у них родился сын с ДЦП. Родители приложили все усилия, чтобы травма минимально сказалась на жизни Юрия-младшего. Когда ему исполнилось три года, отец соорудил ходунки, что позволило сыну сделать первые шаги, постоянно играл с ним в шахматы. Впоследствии Юрий Юрьевич стал кандидатом философских наук и преподавателем факультета педагогического образования МГУ. В прошлом году он приезжал в Тюмень на улицу своего отца.

Ариозо

Пять лет Юрий прослужил в Донецком государственном русском театре оперы и балета, где оставил за собой роли Валентина и Eлецкого, но также расширил свой репертуар, как уже было упомянуто, Онегиным в одноименной опере Петра Чайковского, Фигаро в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини и другими. Последние две партии стали его любимыми. В предпоследний год своей работы в этом театре (1959) Юрий завоевал первую премию и золотую медаль на VII Всемирном фестивале демократической молодежи и студентов в Вене, на которой только от Советского союза ездила делегация из трехсот человек.

Из лекции Татьяны Гуляевой:

«Вена — город Гайдна, Моцарта, Шуберта, Брамса, Иоганна Штрауса, город симфоний и вальсов, город старинных музыкальных традиций. На эстраде венского «Мюзикферейна» — высокий худощавый юноша. Он отбрасывает непокорную прядь волос и приветливым взглядом окидывает зал, украшенный разноцветными флагами десятков стран.

— Выступает Юрий Гуляев, Советский Союз.

В притихший зал полилась разудалая русская песня «Из-за острова на стрежень». В этой песне рвалась на волю душа сибиряка. Эта песня взорвала зал. Овациям не было конца. И вот уже строгий член жюри, знаменитый итальянский тенор, оперное светило мира Тито Скипа улыбается Юрию Гуляеву в знак одобрения и аплодирует ему стоя. Судьба одной из золотых медалей была решена.

На заключительном концерте советской делегации ярко, вдохновенно пел Юрий о Стеньке Разине — удалом, буйном русском казаке. Только начал выводить слова о гибели юной персиянки «И за борт ее бросает в набежавшую волну…», голос словно серебряными колокольчиками рассыпался по волнам могучей русской реки, взволновал всех. И многотысячный зал в едином порыве взорвался аплодисментами. Овациям не было конца. А Юра, склонив голову, только смущенно улыбался: больше петь «по сценарию концерта» было нельзя — за кулисами ждала своего выхода балерина», — Руфь Рогова, доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии педагогических и социальных наук, присутствовала на этом фестивале».

Так к Гуляеву пришла слава, а через год он удостоился звания Заслуженного артиста Украинской ССР. В Национальной опере Украины он исполнил больше десяти оперных партий в 1961-1975 годах.

Ария

17 января 1975 года Юрий Гуляев впервые выходит на сцену Большого театра в качестве солиста в партии графа ди Луна в опере Верди «Трубадур». Конкуренция в театре была высокой, и некоторые артисты по несколько лет ждали выхода на сцену. Тем не менее за одиннадцать лет Гуляев воплотил на сцене Большого одиннадцать ролей. И все равно свободного времени было достаточно, он стал давать больше концертов и объездил с гастролями весь Союз, побывал в Японии, США, Бельгии, Канаде, Франции и на Кубе. В его репертуаре были оперные арии, романсы, народные песни, эстрадные хиты. Среди его друзей были Иосиф Кобзон, Герман Титов, Эдита Пьеха, Муслим Магомаев, Владимир Высоцкий, Роберт Рождественский. Водил он дружбу и с Юрием Гагариным, а в конце 1960-х вышел цикл песен, посвященных космосу.

В 1964 году Гуляев выступил на сцене двухтысячного зала «Олимпия» в Париже, после чего французы окрестили его «молодым Шаляпиным». В зарубежной прессе писали о его выступлении в 1971 году: «Баритон Киевской оперы Юрий Гуляев ростом в шесть футов, который напоминал игрока бейсбольной команды, исполнив две русские песни «Из-за острова на стрежень» и «Вдоль по Питерской», фактически остановил концерт. Зал устроил ему овацию, стоя до тех пор, пока певец не исполнил на бис арию Фигаро». Всего во Франции Гуляев давал концерты три раза, каждый из которых сопровождался переполненным залом и громкими заголовками газет: «Париж никогда не забудет этого певца».

Финал

В конце 70-х Гуляев перенес воспаление легких, которое стало причиной бронхиальной астмы. Он скрывал заболевание и несколько лет мучился, временами захлебываясь кашлем, даже спал сидя. Но скончался он от остановки сердца. Это случилось 23 апреля 1986 года.

Интерлюдия

Я сижу за деревянным столом в просторной комнате, увешанной портретами Гуляева. Между прочим, и он когда-то сидел за ним. Да, и в комнате был, пел. На столе старые фотоальбомы с фиолетовыми и розовыми листами, а также газетными заметками о знаменитом певце. Фоном играет проигрыватель («Вега-104-стерео»), звучат его оперные арии. Вся эта память — кропотливый труд Татьяны Гуляевой, жены его младшего брата Бориса, исследователя жизни Юрия. Организованная ею по просьбе вдовы Гуляева инициативная группа решила увековечить память о сибирском самородке на его малой родине. Татьяна Георгиевна собрала воспоминания учителей, одноклассников, участников художественной самодеятельности и других людей, кто его знал, читала лекции о творчестве певца, писала статьи для газет. Труд увенчался успехом: на здании школы, где учился Юрий Гуляев, установили памятную доску, его имя присвоили концертному залу и филармонии. Доску, созданную скульптором Львом Кербелем, туда тоже повесили, но она исчезла в процессе ремонта 20022003 годов (предполагают, что ее присвоили коллекционеры). Однако в 2004 году у входа установили бронзовый барельефный портрет. Татьяна Георгиевна, кстати, консультировала скульптора. По ее словам, самую большую сложность составили губы: «Я говорила Распопову, что губы не гуляевские».

Бюст певца Юрия Гуляева, что установлен недавно в Тюменской филармонии, создавали два скульптора — знаменитый Николай Распопов и почти никому не известный Григорий Лукьянов.

О том, что Распопов вылепил гипсовый бюст Гуляева, а воплощал его в мраморе другой человек, мы узнали от председателя Тюменского регионального отделения Всероссийского общества глухих Натальи Калашниковой. Она позвонила в редакцию, когда прочитала тюменские газеты, а в них — «ни слова о Грише».

К сожалению, встретиться с Лукьяновым мне не удалось. Из-за трудоемкой работы, занявшей полгода, у него ухудшилось зрение, и он уехал на лечение в Липецк. И даже не смог присутствовать на открытии бюста. Но там были его жена Анна и Наталья Калашникова.

— Гриша впервые пробовал себя в этом жанре, — рассказывает Анна Лукьянова (а Наталья Владимировна переводит нам с языка жестов). — Было тяжело. Уставали руки, пальцы не мог нормально расслабить. Приходилось делать ему массаж.

…Григорий Лукьянов родился в Липецке. Слух потерял семимесячным, когда перенес серьезное заболевание — менингит. Глухота наложила отпечаток на судьбу мальчика. Но Гриша обнаружил в себе тягу к изобразительному искусству, к природным материалам, из которых можно создавать маленькие шедевры. Eго способности выявили учителя школы для глухонемых, где он учился.

В Тюмень переехал уже взрослым по семейным обстоятельствам. «Это Аня его встретила там и привезла в свой родной город, — рассказывает Наталья Владимировна. -У них двое детей, Рома и Юля».

… Николай Распопов слепил бюст Гуляева из пластилина, а потом перенес его образ на гипс -получилась модель. Николай Васильевич и сам выполнил бы работу до конца, но приболел и пригласил в помощники Григория. Кстати, двух скульпторов свела давняя совместная работа над мемориальной плитой полковнику Сазонову.

Как объясняет Николай Васильевич, в искусстве часто так бывает: идея принадлежит одному человеку, а осуществляет ее другой.

«Тюменский курьер», 9 октября 2010 года.

Было предложение организовать музыкальный конкурс имени Гуляева (проводили несколько раз), установить памятник (горисполком не одобрил), была озвучена инициатива переименовать улицу Немцова в улицу Гуляева, так как он на ней вырос (отклонена: «Нельзя так поступать с памятью о Николае Немцове»). Дом, в котором он жил, снесли в 2003 году и построили многоэтажку. А ведь могли бы открыть дом-музей. В 2005 году Гуляеву присвоили звание почетного гражданина Тюмени.

Улица его имени появилась в 2001 году (забавно, что в том же году имя певца было присвоено малой планете № 6783). Улица расположена в районе Антипино, и она абсолютно очаровательна. «Здорово, что здесь много рябины, правда, мамочка? — Спрашивает Татьяну Георгиевну ее дочь Татьяна, геолог и исполнительница песен и романсов. — Он же пел «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина…». Татьяна Георгиевна говорит, что это была любимая застольная песня их семьи.

Все мы на улице Гуляева первый раз, поэтому восторг, испытываемый моими спутницами, такой искренний, что когда Татьяна произносит: «Мамочка, ну, представляешь, мы на улице нашего Юрия Гуляева! Это целое событие!», -ее настроение передается и мне. Мимо проходит женщина и предлагает сфотографировать нас всех вместе. До этого Татьяна Георгиевна как раз грустно размышляла, почему же улица без имени, а только с фамилией? Но наш фотограф, жительница соседней улицы, сказала, что знает, как Гуляева звали: «Как же не знать!»

Действительно, как же не знать? Татьяна Георгиевна посвятила часть своей жизни увековечиванию памяти деверя, в том числе выпустила самиздатовский альбом воспоминаний земляков, а также его биографию «Желаю вам», отрывки из которых вошли в этот очерк. Гуляев приезжал на гастроли в родной город четыре раза, и пусть дом, где он вырос, снесли, зато у нас есть рябиновая улица с красивыми домами.

Фото КРИСТИНА СEНЦОВА и из семейного архива

***
фото: Гуляев Юрий Александрович;Улица Гуляева, 2025 год;Юрий с сыном;Гуляев Юрий Александрович;Татьяна Гуляева и ее дочь Татьяна.;Улица Гуляева, 2025 год

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта