X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

След на дороге, видимый из космоса

Легенда транспортного строительства Виктор Васильевич Молозин отпраздновал 90-летие. Все было просто, почти по-домашнему.

Были самые близкие люди — члены семьи. Ветераны транспортного строительства, кому возраст позволил прибыть. Гости из землячества Нового Уренгоя в Тюмени (Виктор Васильевич — почетный гражданин города Новый Уренгой). Были и гости со станции Коротчаево, которую когда-то называли просто Уренгой. Группу официальных лиц возглавлял председатель областной думы Фуат Сайфитдинов, тоже в прошлом транспортный строитель, награжденный медалью за строительство знаменитой трассы БАМ.

Все было очень торжественно -и одновременно скромно. И это понятно — Герой Социалистического Труда, бригадир монтеров пути более естественно выглядел на заснеженной трассе, в тайге, в полушубке, охрипшим голосом подающий команду бригаде: «Майнуй!». И железнодорожное полотно вырастало еще на 25 метров.

Молозин стал бригадиром монтеров пути еще на трассе Абакан-Тайшет. Именно оттуда 60 лет назад переехал в Тюмень коллектив строителей легендарной «трассы мужества» и стал трестом «Тюменьстройпуть», чтобы строить железную дорогу сначала до Тобольска, потом до Сургута. Оттуда — на Самотлор, чтобы сразу начать строительство трассы Сургут — Уренгой.

Бригада Молозина скоро стала известной в области. Eе даже называли «любимчиками Коротчаева», начальника строительства. Называли, возможно, не особенно задумываясь, что это означало на самом деле. Хотя это означало получать самые сложные задания, которые требовалось выполнить в самые сжатые сроки и в самых сложных условиях.

Кто-то из столичных журналистов однажды пошутил, что дорогу от Тюмени до Уренгоя (а теперь она уже протянулась и в Заполярье, до Ямбурга) из космоса видно. Космонавты, правда, ничего по этому поводу не написали, но представьте себе 1638 километров с юга на север! Другой журналист сравнил ее с лестницей, построенной по глобусу. Красиво, конечно (хотя кто на самом деле знает, где у земного шара верх, а где низ?). Но все рано -впечатляет.

Для меня было большой честью получить приглашение на этот юбилей. Мы познакомились с Молозиным и его бригадой в ноябре 1976 года, когда бригада делала очередной рывок — завершала укладку трассы и пропускала первый поезд из Сургута в Нижневартовск. А за полгода до этого, в апреле, именно Молозину было поручено уложить первый километр дороги Сургут — Уренгой, так она называется сейчас, хотя первый километр был ответвлением от станции Ульт-Ягун на нижневартовской дороге. Уложила и вернулась завершать самотлорское направление.

Сила и опыт молозинской бригады потребовались, когда новая трасса вышла за Ноябрьск. На какое-то время укладка практически остановилась, чему были причиной природные условия. И тогда бригада погрузилась в свой эшелон — ряд разномастных вагончиков, теплушек и платформ, которые позволяли быстро десантироваться в любую точку трассы. Молозин и молозинцы вновь сработали как резерв.

Но самым, наверное, сложным был финал. Слишком далеко от баз. Слишком жестки сроки. Плановая экономика. А в декабре 1980 года сразу заканчивались и месяц, и квартал, и год, и пятилетка. И непредвиденные ситуации. Молозин опять оправдал славу человека, который умеет решать сложные задачи. В последних числах декабря первый состав (его называли рабочий поезд) вошел на станцию Уренгой.

Потом были еще дороги, и поблизости от проложенных рельсов стали расти города. Ноябрьск, Губкинский, Муравленко, Тарко-Сале. И, конечно, удивительно красивый и удобный для жизни Новый Уренгой. Они живут, работают на страну. Потому что «транспортный вопрос», который волновал еще первых геологов, пришедших в эти места, решен.

Такие слова и мысли звучали в поздравительных речах. А Виктор Васильевич, рядом с которым сидели две его внучки, стоял в парадном костюме, со знаками трудовых отличий на пиджаке.

ФОТО РАФАЭЛЬ ГОЛЬДБEРГ

***
фото: Виктор Молозин в окружении семьи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта