X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Как записаться в памятники архитектуры

В формировании облика города главную скрипку играют архитекторы, их профессиональные навыки, вкус и смелость.

Об этом говорили Айрат Багаутдинов (историк архитектуры, руководитель просветительской компании «Глазами инженера») в финальном выпуске первого сезона подкастов «ДомРФ. Среда для жизни» с сооснователем бюро Wowhaus, почетным членом Российской академии художеств Олегом Шапиро.

Чем развитее общество, тем больше у него необходимости участвовать в преобразовании среды. Самые крупные обсуждения сегодня — это устройство городских пространств, при котором возникает множество контекстов, сложившихся привычек, историй, мнений. И важно сохранить контекст, устроить пространство таким образом, чтобы оно оставалось любимым для тех, кто знает это место, вместе с тем расширить его и привлечь новых людей.

Парадокс в том, что ждать интересных предложений и идей от горожан не стоит. Чаще всего они очень банальные. Обыватели руководствуются своим, не всегда богатым опытом, а значит, архитектору нужно думать самому. И да, не все первоначальные идеи удается реализовать. Редко получается «все быстро и на одном дыхании». Чаще случаются объекты «на многих дыханиях», и им обязательно нужны сторонники, архитектору приходится доказывать и убеждать, «вербовать соучастников», которые, как и ты, будут понимать, что создается уникальный объект.

Но увлечение архитектурой ради архитектуры чаще всего приводит к тому, что людям некомфортно в таких пространствах. Проект может состояться тогда, когда архитектор думает о себе как о создателе ценности для людей, считает Олег Шапиро. Поэтому перед началом проектирования сегодня привлекают специалистов из самых различных отраслей. Например, при создании мастер-плана Тобольска проектировщики не раз выезжали на натурные исследования, привлекали социологов, экономистов, иногда антропологов, безусловно, транспортников, без них невозможно сегодня вписать новый объект в городскую среду.

«Город — это бесконечное количество интересов и факторов. Вы не можете учесть все. Приходится принимать решение, — рассуждает зодчий. — Хорошо бы здесь не ошибиться, но надо подготовиться. Удивительная история, которую я очень люблю: принятие градостроительного решения — это принятие решения в условиях неустранимой неопределенности. Вы никогда не сможете все факторы собрать и их гармонизировать, потому что они разнонаправлены. Все равно нужно сделать волевое усилие. Это творческий акт».

А когда же возникает искусство, художественный жест, интересуется ведущий. Олег Шапиро отмечает любопытное обстоятельство, которое все чаще встречается в его работе. Дело в том, что в последнее время в техническом задании, которое получают проектировщики, нередко можно увидеть предписание «создать выдающийся объект». То есть заказчики предполагают, что проектируемое место должно стать знаковым для города, тем самым художественным высказыванием. Это, конечно, удивительная формулировка, но она имеет место, это факт.

Eсли есть мост, театр, некое значимое место, которое будет ассоциироваться с городом, — это хороший шанс приобрести дополнительную идентичность. У любого города есть знаки, по которым его узнают. Ими становятся исторические здания и места, овеянные легендами. Вместе с тем каждый раз заказчики надеются, что объект станет и новым иконическим символом города. Так случилось, например, с татарским национальным театром Камала, построенном на берегу озера Кабан. Это не просто театр, это еще и общественное пространство. В основе концепции — особые зимние узоры озера, поэтому здесь много стекла, свет и внутреннее убранство создают атмосферу тепла, так получилось зимнее озеро «с теплым нутром» — аллюзия к мифу о затерянных сокровищах. Легенды и истории места активно использовались в работе над этим проектом. Привлекали местных художников, много было мучительных поисков, расчетов. Потому, наверное, и получилось создать действительно иконический объект с опорой на исторический контекст, но в современном исполнении. Это наше высказывание, наше видение, и мы готовы нести за него ответственность -именно так, по мнению Олега Шапиро, выражается сегодня искренность в архитектуре.

Архитектура рождается, когда есть фон и доминанты. Когда широкие массы могут узнавать город по картинке, тогда можно говорить о формировании стиля.

Эксперт уверен, что для развития и становления архитектурной школы еще необходим адекватный заказчик, который в России появился не так давно, примерно с 2010-х годов. Зато уже можно говорить о некоторых достижениях. Рассуждать о том, что войдет в будущий учебник (например, изданный 2105 году) по истории русской архитектуры первой четверти XXI века, может быть, преждевременно, но в нем, вероятнее всего, будут описаны процессы сегодняшнего дня, а именно обустройство общественных пространств. Обществу стали нужны места социализации, а это свидетельство того, что жители городов становятся горожанами. Это о нашем времени, и это исторический процесс. Сегодня в тренде организация общественных пространств, снос ветхого жилья, ревитализация промышленных предприятий. Сохранить идентичность города -достижение. Новые парки — достижение. Они характеризуют город как общность.

Вызывает беспокойство потеря инженерных компетенций; здесь нужно много работать, инженерную школу возрождать, рассуждает Олег Шапиро. Мы уже многое можем запроектировать, а вот создать конструкции, чтобы воплотить проект, могут единицы.

Что же касается личности успешного архитектора, то в нем, по мнению Олега Шапиро, чаще всего сочетается аскетизм (потому что работа занимает огромную часть жизни) с сибаритством, потому что если архитектор не будет сибаритом, то есть знатоком жизни, не будет иметь к ней разностороннего интереса, если он не будет любить жизнь и людей, то вряд ли сможет сделать эту жизнь ярче.

ФОТО ИЗ АРХИВА РEДАКЦИИ

***
фото: Снос долгостроя на улице Герцена, на месте которого проектируется общественное пространство — сквер.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта