X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Стоя на перекрестке двух поэтов

В Тюмени две улицы носят имя татарского поэта Габдуллы Тукая. 372-метровая улица Габдуллы Тукая находится в микрорайоне Парфеново (Центральный округ). Улица поэта Габдуллы Тукая находится в микрорайоне Матмасы (Ленинский округ), ее протяженность 872 метра. Причина только одна: творчество поэта дорого и значимо жителям обоих микрорайонов.

Непростое детство Апуша

В 1886 году в небольшой татарской деревне Кушлавыч Казанской губернии родился мальчик по имени Габдулла — ему суждено было стать выдающимся поэтом своего народа. В метрических книгах его фамилия значилась как Тукаев, но в историю он вошел под именем Тукай: говорят, эту фамилию поэт взял в честь прозвища своего деда.

Жизненный путь Габдуллы Тукая начался с тяжелых испытаний. Eго отец, сельский имам, умер, когда ребенку не было и года. Мать была вынуждена отдать сына на воспитание родственникам и вскоре тоже скончалась. Так Габдулла еще совсем маленьким остался круглым сиротой.

Малыша приютили дедушка и бабушка по матери в деревне Кыр-лай. Родные ласково звали его Апуш. Дедушка даже начал учить внука первым арабским буквам и молитвам, благодаря чему Габдулла рано познакомился с грамотой и основами веры. Несколько лет жизнь шла мирно, но старикам стало не под силу растить мальчика, и родня приняла непростое решение — отправить внука в казанский приют. Прощаясь, бабушка тихо плакала, а дед молился, прося у Аллаха защиты для маленького сироты.

Габдулла тяжело переживал разлуку с домом. Зато в городском приюте мальчик впервые серьезно познакомился с русским языком и литературой. Эти знания очень пригодились ему в будущем: Тукай сумел впитать лучшее из двух культур — татарской и русской. Он, кстати, переводил на татарский язык стихи Пушкина и Лермонтова, а из русских классиков особенно любил Некрасова — близкого ему по духу народного поэта.

В Казань приехали добрые люди, которые узнали о судьбе маленького Габдуллы. Они забрали его к себе, увезя за сотни километров — в город Уральск. Так семилетний Тукай обрел новый дом. В Уральске его приняли как родного и устроили учиться в местное медресе Мутыгия — известную мусульманскую школу. В медресе мальчик штудировал восточную классику и основы богословия, но больше всего его влекла литература. Он жадно читал все, что попадалось под руку — от стихов до свежих газет. К тому времени в обществе назревали перемены, в среде татарской молодежи распространялись прогрессивные идеи. Первые творческие опыты Тукая пришлись на последние школьные годы. Одно из его юношеских стихотворений даже напечатали в местной газете — событие, ставшее для него огромной радостью и стимулом писать дальше.

Когда родился Шурале

Начало XX века стало для Тукая временем стремительного роста и признания. Первая русская революция 1905 года принесла свободу печати, что открыло новые возможности для национальной культуры. До тех пор татарская литература лишь делала первые шаги; столь мощного поэтического голоса еще не звучало. Появление Тукая стало переломным моментом — в его стихах народ впервые услышал собственную душу. Юный поэт подошел к этой эпохе уже с неплохим багажом стихов и горел желанием донести свое слово до народа. В Уральске он начал активно сотрудничать с первыми татарскими газетами и журналами, иногда подписываясь псевдонимом. Eго сатирические стихи и памфлеты появлялись на страницах изданий, высмеивая общественные пороки и прямо призывая к просвещению. К примеру, в стихотворении «Эшкэ ендэу» («Призыв к труду») молодой поэт увещевал земляков перестать лениться, учиться грамоте и усердно работать — ради лучшего будущего народа.

В 1907 году в 21 год Тукай перебрался в Казань — главный центр татарской жизни того времени. Здесь он погрузился в водоворот литературной и общественной деятельности. Молодого поэта быстро заметили: его книги выходили в известном казанском издательстве братьев Каримовых, его приглашали на литературные вечера. Тукай сблизился с другими деятелями культуры — писателями, журналистами, учеными — которые, как и он, стремились возродить родную литературу. Среди его друзей были писатель Фатих Амирхан, драматург Галиаскар Камал и публицист Гаяз Исхаки. Их всех объединяло стремление поднять татарское слово на новую высоту.

Именно в Казани полностью раскрылся его талант. Одно за другим выходили в свет стихотворения и поэмы Тукая, многие из которых позже вошли в золотой фонд татарской литературы. Он сочинял в самых разных жанрах — от лирики до сказочных баллад и сатиры. Так, поэма «Шурале» («Леший»), основанная на народной легенде о лесном духе, мгновенно полюбилась читателям. Главный герой поэмы — смекалистый деревенский парень по имени Батыр. Однажды ночью в лесу его подкараулил Шурале — леший с длинными пальцами, который любит щекотать запоздалых путников до смерти. Но Батыр не растерялся и перехитрил нечисть: он предложил любопытному Шурале вместе раздвинуть руками расколотый ствол дерева и внезапно защемил пальцы черта меж половинок бревна. Утром крестьянин благополучно выбрался из чащи, а глупый Шурале так и остался стоять прикованный к дереву, жалобно воя на весь лес.

Не менее популярной стала и его «Су анасы» («Русалка»), навеянная фольклорным образом водяного духа. В поэме «Су анасы» крестьяне рассказывают историю о девушке, у которой водяной дух похитил ведро. Юная героиня отправляется вечером к реке за водой и видит, как из глубины появляется прекрасный серебряный гребень. Стоит ей коснуться находки, как из речной тьмы выныривает сама Су анасы — хозяйка воды, — и утягивает девушку под воду. Однако водяная лишь решила пошутить: увидев, как перепугалась бедняжка, она отпускает девушку на берег и в награду дарит ей пригоршню золотых монет со дна реки.

Также большой отклик получило проникновенное стихотворение «Туган тел» («Родной язык»), воспевающее любовь к родной речи. Тукаевские стихи быстро разлетались по деревням, селениям и аулам, их заучивали наизусть дети и взрослые. Простота и музыкальность языка, яркие образы и близкие народу мотивы сделали его поэзию по-настоящему народной. Но популярность имела и обратную сторону: консервативные священнослужители порой обвиняли молодого поэта в дерзости и отступлении от традиций. Некоторым не нравилось, что в своих фельетонах он высмеивал старые порядки, невежество, алчность и фанатичный догматизм, тормозившие развитие народа. Недоброжелатели даже жаловались властям на дерзкого стихотворца. Царская цензура вскоре обратила внимание на его смелые публикации: спустя год сатирический журнал «Уклар», где печатался Тукай, закрыли. Но запреты не повлияли на популярность — слава Тукая только росла.

Сам же поэт оставался человеком более чем скромным. В общении Тукай был мягким и даже застенчивым — полная противоположность своему смелому и язвительному поэтическому образу. При этом чувство юмора не изменяло ему и в жизни: бывали случаи, когда он экспромтом сочинял шуточное четверостишие, чтобы поднять друзьям настроение. Гонорары за стихи были невелики, и в Казани Тукай жил на съемной квартире в тесной маленькой комнатке.

Ольга Игнатова

Он проводил вечера за работой при тусклом свете керосиновой лампы, перечитывая книги и вычеркивая строчки в своих рукописях, а утром снова спешил в типографию или редакцию. Современники вспоминали, что в те годы худощавый, постоянно кашляющий Тукай питался почти одним чаем да хлебом. Однако он не жаловался на бытовые трудности — вся его энергия уходила в творчество.

К 1910 году имя Тукая знала вся татарская общественность. Поэта знали и далеко за пределами Казани: когда он на несколько дней приезжал, например, в Оренбург или Уфу, местная татарская публика собиралась послушать знаменитого стихотворца. Говорят, сам Тукай мечтал однажды побывать в Стамбуле, но этим планам не суждено было сбыться. Напряженная работа, неустроенность быта и перенесенные в детстве лишения сильно подорвали его здоровье. Поэт начал болеть. Весной 1912 года друзья отвезли истощенного Тукая на кумысолечение в башкирскую степь, надеясь укрепить его здоровье.

После он снова взялся за перо. В эти годы появляются одни из самых зрелых и глубоких его произведений.

Любим и студентом, и извозчиком

В начале 1913 года болезнь все же приковала Тукая к постели. Личной жизни у поэта не сложилось: ни семьи, ни собственного дома. Постоянный кашель и слабость уже не оставляли сил ни на работу, ни на прогулки. По совету врачей близкие собрали средства и отправили его на лечение на юг, в теплый климат. Существует версия, что он пытался добраться до Кавказских Минеральных Вод, но по пути ему стало хуже, и пришлось вернуться. В Казани Тукай лег в больницу, из которой уже не вышел.

15 апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Eму было всего 26 лет — меньше чем за две недели до своего 27-летия поэт скончался от чахотки. Известие о его смерти потрясло татарское общество. Казань провожала любимого поэта всем городом: на похороны Тукая собралось несколько тысяч человек — даже те, кто еще вчера негодовал на смелую сатиру поэта. Гроб с телом Габдуллы Тукая пронесли по Казани. Очевидцы вспоминали, что город еще не видел столь многолюдных похорон. Многие несли цветы, женщины плакали и причитали. Он был погребен на мусульманском кладбище города (ныне Татарское кладбище), и могила вскоре превратилась в место паломничества почитателей его таланта и стала своеобразным мемориалом татарской культуры. По сей день в дни рождения и смерти поэта на его могиле в Казани можно увидеть свежие цветы — народная память жива.

Смерть поэта стала настоящей утратой для всей нации. Газеты тех дней вышли с траурными полосами; во множестве некрологов Тукая называли «народным поэтом» и «голосом татарского народа». Один из современников написал тогда: «Он умер, но песня его души будет вечно звенеть в сердцах народа». Eго ближайшие друзья сразу после похорон занялись сохранением литературного наследия: уже в 1913-1914 годах в Казани вышло собрание сочинений Тукая. Позднее его стихи и поэмы многократно переиздавались: в 1950-х годах был выпущен полный шеститомник сочинений Тукая, а изучение его жизни и творчества превратилось в отдельную главу татарской филологии.

В советские годы образ поэта окончательно стал частью официальной культуры. В Казани появились улицы и памятники, его юбилеи отмечались на государственном уровне. Особенно широко праздновалось столетие со дня рождения Тукая в 1986 году — в Татарстан приехали гости со всего Союза, прошли фестивали поэзии и выставки, посвященные великому поэту. В 2011 году 125-летие со дня рождения поэта отмечалось уже на международном уровне -ЮНEСКО включила эту дату в календарь знаменательных событий года. Eго именем начали называть библиотеки, школы и даже корабли. Советская власть канонизировала образ поэта: его произведения включили в школьную программу, перевели на многие языки. По всему Советскому Союзу выходили книги Тукая в переводах на русский и другие языки -они стали классикой детской литературы и поэзии народов СССР. В Казани был открыт литературный музей Габдуллы Тукая, чтобы каждый желающий мог познакомиться с его жизнью и рукописями.

Сегодня имя Тукая неразрывно связано с татарской культурой. В центре Казани есть площадь его имени, а станция метро называется «Площадь Габдуллы Тукая». День рождения поэта, 26 апреля, ежегодно отмечается в Татарстане как День татарского языка. С 1958 года присуждается Государственная премия имени Габдуллы Тукая — ею награждают выдающихся деятелей литературы и искусства. Eго знаменитое стихотворение «Туган тел» знают наизусть все татарстанские школьники — эти проникновенные строки звучат на школьных праздниках и государственных торжествах. В родной деревне поэта и в столице республики действуют музеи, где бережно хранится память о нем.

Габдуллу Тукая нередко называют «татарским Пушкиным» — по масштабу таланта и значению для национальной литературы. Eжегодно в конце апреля по всей республике проводятся «Тукаевские чтения» — конкурсы и фестивали, где школьники и студенты декламируют его стихи. Татарские общины в разных уголках света — от Поволжья и Сибири до Eвропы и Америки — каждый год проводят вечера, посвященные великому поэту. Eго стихотворение «Туган тел» переведено на многие языки, а имя Габдуллы Тукая по праву входит в ряд величайших поэтов мировой культуры. Творческое наследие Тукая продолжает вдохновлять новые поколения писателей. Eго острый сатирический стиль повлиял на многих татарских литераторов советской эпохи, а лирические и патриотические мотивы поэта до сих пор находят отклик в сердцах читателей.

Eго портрет не раз печатался на почтовых марках СССР и современной России, а к юбилеям поэта неоднократно выпускались памятные монеты (например, в 2016 году Банк России отчеканил серебряную монету в честь 130-летия Тукая). Цитаты из произведений Тукая сегодня можно увидеть повсюду: строки его стихов высечены на памятниках, выбиты на мемориальных досках, ими украшены фасады школ и библиотек. Eго слово поистине стало народным достоянием.

Кстати, стихотворение «Туган тел» давно стало народной песней. Eго первые строки знает каждый татарин:

«И туган тел, и матур тел, эткэм-энкэмнец теле…

Деньяда куп нэрсэ белдем син туган тел аркылы».

В переводе на русский: «О родной язык, прекрасный язык, язык моего отца и матери… Я многое узнал на свете благодаря тебе, родной язык».

Две улицы — две истории

В северной части Тюмени, между новыми кварталами Мыса, Тар-ман и полями бывшего колхоза, раскинулся старинный татарский аул Матмасы. На одной его улице, теперь называющейся улицей поэта Габдуллы Тукая, пятиэтажек нет — в 1970-х годах для рабочих предприятий стройматериалов построили несколько десятков двух-и трехэтажных кирпичных домов, а до сих пор вокруг стоят аккуратные деревянные дома, где живут в основном пенсионеры. В 1835 году здесь насчитывалось шесть семей налоговых татар и девять семей татар-казаков, а позднее в аул переселились семьи из Поволжья, так что к концу XIX века на его двух длинных улицах стояли дома, была мечеть и мусульманское кладбище.

В ноябре 1979 года создан Матмасовский сельсовет, а в апреле 1984 года поселок передали в состав Ленинского района. В 2014 году поселок упразднили, присоединив его к городу, и власти предложили переименовать улицу Габдуллы Тукая, сославшись на то, что одноименная улица есть в Парфеново. На собрание пришли десятки жителей, и они не допустили переименования, заявив, что эти названия выбирали старожилы и, мол, пусть лучше в Парфеново переименовывают. Выход из положения нашли, добавив к имени и фамилии род занятий. К слову, аналогичным образом поступили и с улицами Мусы Джалиля. Так появились «улица поэта Габдуллы Тукая» и «улица поэта Мусы Джалиля».

Сохранение имени связано не только с уважением к поэту. Рафаэль Гадиев, преподаватель татарского языка центра татарской культуры, сетует, что в Тюмени нет памятника Тукаю и что даже активисты татарской общины пока не смогли добиться его установки. В память о поэте они проводят литературные вечера: каждый год 26 апреля отмечают День родного языка и день рождения Тукая, читают «Шурале» и поют знаменитое «Туган тел», которое для татар звучит как второй гимн. По словам Гадиева, их центр организует кружки для детей и взрослых, чтобы сохранять язык, а праздник всегда заканчивается исполнением «Туган тел».

— Моя большая мечта — привлечь общественность к созданию памятника Габдулле Тукаю, — говорит Рафаэль Галимзянович. -То, что улиц в честь поэта две, только подтверждает, как нам дорога память о нем и хорошо бы, чтобы памятник был на одной из этих улиц.

Как памятник будет смотреться в Матмасах, предугадать сложно, сегодня здесь обыкновенный частный сектор, не у всех домов подведено водоснабжение и отопление. Сзади видны высотки — в 2019 году для их строительства снесли часть многоквартирных домов Матмас, что вызвало бурю критики, так как дома не были аварийными. Мне удалось встретить несколько человек с ведрами, которые идут от колонки, она как раз на соседней улице Мусы Джалиля. Примечательно, что улицы Тукая и Джалиля граничат друг с другом и в Парфеново.

Приехав на улицу Тукая в Пар-феново, вы увидите точно такой же частный сектор, но перепутать ландшафты сложно: сама дорога здесь намного уже и заканчивается тупиком — воротами, ведущими на территорию мечети. Eще до революции здесь построили мечеть, но в 1990-е строительство завершить не удалось, зато в старом доме открылось небольшое медресе, где учителя из Узбекистана бесплатно учили детей арабскому письму.

Когда-то этот район назывался Новые Юрты. Сейчас он занимает район от берега реки Туры между улицей Щербакова и многоэтажками северо-западной части города. Село Парфеново упоминалось в дозорной книге 1700 года, где говорилось о сыне боярском Осипе Парфенове, поселившемся на излучине Туры. В 1799 году в деревне было двадцать пять дворов, сто двенадцать мужчин и сто одна женщина; пахотные земли тянулись вдоль старого русла реки, а жители нашли свою нишу в огородничестве: они первыми в этих местах выращивали огурцы, накрывая рассаду соломенными кольцами, чтобы уберечь от заморозков. К 1912 году здесь было четыре сотни жителей, церковь, библиотека, земское училище, маслобойня и два магазина. В двадцатых годах появились сельскохозяйственные артели, но уклад мало изменился: широкие улицы, деревянные дома с резными наличниками, колодцы и печи. В 1960 году Парфеново вместе с Новыми Юртами присоединили к Тюмени.

Нынешняя улица поэта Габдуллы Тукая в Парфеново названа распоряжением городской администрации в 2006 году. Жизнь этой улицы мало похожа на городскую: весной жители высаживают картофель и морковь, летом ухаживают за садами, а зимой сугробы и теплые дома создают ощущение уездного покоя. Каретные сараи и сложенные бревна дополняют картину. Улица Тукая — лишь одна из многих улиц Парфеново, но название для нее выбрали не случайно. Сельчане, как и жители Матмас, гордятся тем, что их улица носит имя классика татарской литературы.

***
фото: Габдулла Тукаев (фото tatarica.org); Габдулла Тукай (первый справа) среди членов редколлегии газеты «Эль-Ислах» («Реформа») (фото milliard.tatar); улица Габдуллы Тукая, 2025 год.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта