X

  • 04 Декабрь
  • 2025 года
  • № 138
  • 5781

Последнее слово всегда за врачом

Eлена Захарова работает врачом УЗИ в многопрофильном медицинском центре «Альтернатива плюс». Пришла туда в 2003 году, да так и осталась.

Отучившись, как и положено, шесть лет в мединституте, а потом еще один год в интернатуре, Eлена Владимировна, или, вернее, тогда еще просто Eлена, всегда мечтавшая стать врачом, отправилась работать терапевтом в поликлинику. Проработав на участке полтора года, она ушла в декрет. В этот период времени к ней и пришло понимание, что возвращаться на участок она не хочет, а хочет пойти дальше, в какое-то новое направление, но не лечебное, и… выбрала ультразвуковую диагностику. Пользуясь тем, что в отпуске по уходу за ребенком у нее появилось свободное время, Eлена прошла первичную специализацию по УЗИ.

— Эта специальность показалась мне очень интересной, к тому же в Тюмени она тогда была не так популярна, как сейчас, — рассказывает Eлена. — Пока была в декрете — отучилась и вышла на работу врачом УЗИ в «Альтернативу». И вот 22 года так в ней и работаю, сама удивляюсь, столько лет уже, а по-прежнему люблю и свою работу, и нашу «Альтернативу».

Первые аппараты УЗИ были совсем другими, по нынешним меркам, можно сказать, смешными. Начинала Eлена с аппарата SIM 5000, у которого был совсем небольшой дисплей (десятидюймовый монитор) и механический датчик, внутри которого был барабан, вращающийся в масле. С нынешними цифровыми аппаратами с огромными мониторами и электронными датчиками те, первые, даже и не сравнить. Это, наверное, как сравнивать первые компьютеры с современными.

Чтобы понять, как врач УЗИ на мониторе компьютера видит орган и понимает, в порядке он или нет, нужно для начала понять принцип действия самого аппарата. Основан он на пьезоэффекте, который возникает внутри датчика. Пьезоэлементы преобразуют электрический сигнал в механический, что создает ультразвуковую волну, которая при тесном контакте датчика с кожей, смазанной специальным гелем, проходит через кожу, мышцы и жидкости организма к внутренним органам и возвращается обратно, отражаясь от них. Волна может просто отражаться, а может преломляться или поглощаться тканями в зависимости от их плотности и структуры. Отраженные волны регистрируются и передаются компьютеру, который анализирует время задержки и интенсивность волн, создавая детальную картину внутренних структур организма. Ну и затем поступившие данные преобразуются в изображение, которое отображается на экране УЗИ-аппарата. Но если все это еще можно понять, то когда речь идет о современном цифровом оборудовании, снабженном в том числе искусственным интеллектом, производящим все необходимые расчеты, как врачи все видели в том первом маленьком окошечке десятидюймового монитора и, главное, как понимали, что там и как, совершенно не понятно. Об этом я, конечно, не могла не спросить.

— Да, визуализация раньше не очень хорошая была, — рассмеялась Eлена, — в серошкальном режиме (при котором отраженные эхо-сигналы отображались на мониторе в виде областей с разной яркостью), даже на самых первых электронных аппаратах. Все размыто было сильно, но все равно, зная, понять можно. Существовали нормы, на которые мы опирались. Во-первых, орган должен быть определенного размера, во-вторых, у каждого органа есть свои ультразвуковые признаки. Анатомию, конечно же, надо знать обязательно, структуру органа, чтобы, смотря на орган, понимать, в норме он или нет. То есть УЗИ — это метод диагностики, который определяет структуру строения органа, насколько она изменена или не изменена, есть ли в ней какие-то дополнительные образования патологические или нет, насколько отличается от нормы эта структура по размерам, по эхогенности, то есть по плотности, — это если совсем грубо сказать.

— Конечно, те аппараты, что сейчас, — продолжила Eлена, — это вообще небо и земля по сравнению с теми, что были двадцать лет назад. Сейчас на всех аппаратах очень сильная детализация, искусственный интеллект, который распознает даже мельчайшие детали, а на аппаратах премиум-класса можно увидеть всю анатомическую структуру органа, все их ткани и даже клетки. Берешь почку, например, а там пирамидка в корковом веществе, и ты ее можешь не просто отличить, а прямо увидеть. Такие машины появились на рынке несколько лет назад, но прогресс не стоит на месте и на обучающих платформах всегда можно узнать что-то новое.

Оказывается, все врачи сейчас учатся, для них введен так называемый НМО — процесс непрерывного медицинского образования. Врач должен самообучаться, набирая баллы, за пять лет их общее число должно быть не менее двухсот пятидесяти (в год по 50 баллов). Проходить можно вебинары, обучающие курсы, курсы повышения квалификации. Делать это можно как очно, так и заочно — по желанию.

— Раньше мы приходили на кафедру, занимались 144 часа, сдавали экзамены и получали сертификат, — такую аттестацию необходимо было проходить каждые пять лет. Сейчас то же самое можно делать дома на компьютере тогда, когда тебе удобно. Удаленно в онлайне проходишь учебу и также получаешь сертификат. Ну и обучение сейчас очень хорошее. Eсли ты врач с опытом, и у тебя рука поставлена, и хорошая визуализация, — то посмотришь вебинар и все понятно. И столько всего нового узнаешь. Я за первые пять лет, как ввели это новшество, аж 400 баллов набрала, так интересно было.

— А случаются ли у врача УЗИ ошибки?

— Конечно. УЗИ — метод достаточно субъективный. То есть можно смотреть, а можно видеть, это разные вещи. И еще видение у каждого свое, может быть, потому, что школы у всех разные. После того, как обучающие курсы стали доступны онлайн, появились доступы и к международным платформам, которые в этом вопросе очень далеко продвинулись, а там свои стандарты и нормы. И если оборудование закупается иностранное, то оно тоже на эти же нормы опирается.

— Помогает ли ИИ в вашей работе?

— Да, искусственный интеллект очень сильно облегчает задачу. То есть, например, врач нашел какое-либо образование подозрительное, узел, допустим, в щитовидной железе, навел, а искусственный интеллект смотрит и сразу же проводит стратификацию по риску (определяет группу в зависимости от уровня риска развития заболевания). Например, первая — это нет, а пятая — сто процентов рак. И вот таким образом он определяет, что там есть. И далее врач уже соотносит свое видение и то, что видит ИИ. Последнее слово остается, конечно, за человеком. В новых аппаратах высокого класса есть еще функция эластометрии и эластографии — это как ультразвуковая пальпация органа. Их очень хорошо применять, когда идут какие-то диффузные изменения органа, например, печени. Врач видит только, что печень плотная и увеличенная, а этим методом он уже может определить либо это гепатоз (жировое перерождение), либо фиброз (соединительной ткани становится больше), либо это уже цирроз. В данном случае врач может видеть только субъективную картину (увеличенную печень), а эти программы позволяют количественным методом уже определить плотность ткани.

— Может ли врач УЗИ поставить диагноз?

— Нет, он выдаст свое заключение, в котором будут указаны лишь косвенные признаки заболевания. С этим заключением пациент идет к врачу, который его на УЗИ направил. Там уже, исходя из клиники жалоб, клинических анализов, результатов биопсии (если нужно посмотреть клеточный состав), гистологии, морфологии, может быть, каких-то других инструментальных методов диагностики (МРТ, например), врач и поставит диагноз. То есть, всегда при постановке диагноза врач должен видеть всю клиническую картину, а не судить только по каким-то косвенным признакам, есть заболевание или нет.

На УЗИ диагнозы не ставит никто, хотя многие пациенты и просят назначить лечение. Но патология у разных людей проявляется по-разному. У кого-то при определенных структурных изменениях будут одни анализы, а у другого -совсем другие, поэтому и лечение у каждого из них будет свое. Все это может назначить только лечащий врач.

— Вы 22 года ходите на одну и ту же работу, неужели ни разу не возникало мысли, что не хочется туда идти?

— Ни разу, сама удивляюсь. Даже когда у нас сменилось руководство, никаких конфликтов не возникло. У нас очень хороший коллектив, сплоченный, все вопросы, как правило, быстро решаются. Был, правда, период, когда началось СВО, я порывалась туда уйти, но вместо меня отправили другого врача. Сейчас уже не порываюсь, семейные обстоятельства требуют моего присутствия в городе.

В 2024 году на портале «Про-Докторов» Eлена Владимировна Захарова, врач высшей квалификационной категории, заняла третье место среди врачей УЗИ по Тюменской области. За время работы награждалась почетной грамотой областного департамента здравоохранения и дважды благодарственными письмами городской думы за добросовестный труд и за большой вклад в развитие здравоохранения в городе.

ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта