X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Югорск — это город для души

Рядовые Великого Похода

«В этом маленьком городке очень уютно и спокойно, безопасно для детей, чисто, здесь очень отзывчивые, добрые и воспитанные люди. Югорск — это город для души». Так написала Eкатерина Журавлева, уроженка Харькова, переехавшая в Югорск пару лет назад. Но сначала немного скучной истории. Когда-то местное население-ханты и манси — сторонилось этих суровых мест, называя их мертвым лесом. Промысловый зверь в вековой тайге, раскинувшейся на сотни километров, не водился, половину всей территории занимали непроходимые болота, а температура зимой опускалась ниже пятидесяти градусов. Но в послевоенные десятилетия Советский Союз остро нуждался в лесных ресурсах — нужно было восстанавливать из руин разрушенное народное хозяйство, поэтому партия и советское правительство поставило перед Министерством лесной промышленности СССР масштабную задачу — «вывоз леса из вовлекаемых в эксплуатацию новых лесных массивов Свердловской и Тюменской областей, а также леса, поступающего сплавом по реке Обь». В марте 1959 года солдаты железнодорожных войск начали активное строительство дороги «Ивдель-Обь». Почти одновременно с ними осваивать тайгу шли суровые лесозаготовители, создавались леспромхозы, строилось жилье. Так в марте 1962 года и был основан рабочий поселок с актуальным для тех лет названием Комсомольский. Eго первыми жителями стали 17 комсомольцев, возглавляемые бригадиром Геннадием Демидовым. В середине шестидесятых годов пришли геологи и газовики, без которых Комсомольский так бы, наверное, и остался рабочим поселком лесозаготовителей. Всего каких-то три десятилетия понадобилось на то, чтобы из первого колышка и таблички на сосне вырос уютный, очень благоустроенный и самобытный город, названный Югорском. Название, кстати, происходит от официального наименования региона — Югра.

Сегодня население Югорска, небольшого индустриального города, примерно 40 тысяч человек, из которых шесть тысяч трудится в крупнейшем газотранспортном предприятии «Газпром трансгаз Югорск». В городе самый низкий по стране уровень безработицы, а средняя зарплата одна из самых высоких в округе.

Сам город расположен в 380 километрах к западу от столицы Югры — Ханты-Мансийска. Из Тюмени сюда можно добраться на машине по федеральной трассе «Югра» через Eкатеринбург и Нижний Тагил (чуть больше тысячи километров), через Ханты-Мансийск, а также по зимнику (700 километров) или поездом. Последний вариант, кстати, до сих пор является довольно популярным у местного населения. Поезд Eкатеринбург-Приобье идет до Югорска примерно 20 часов через живописные поселки и города Северного Урала. Поздно ночью, когда большинство пассажиров уже спят, делает остановку в Серове, чтобы поменять электровоз на тепловоз, и возобновляет движение в обратную сторону по параллельной ветке. Проводники рассказывают, что иногда по утрам это вызывает панику у неискушенных пилигримов.

Первая достопримечательность, которая встречает гостей Югорска, путешествующих на поезде, — вокзал на станции «Геологическая». Глядя на это архитектурное великолепие, исполненное в духе постмодернизма и увенчанное оригинальной башенкой с часами, трудно поверить, что некогда серое, унылое здание вокзала было построено аж в середине восьмидесятых годов прошлого века. Свой современный облик вокзал приобрел в 2002 году. Помещение расширили, утеплили фасад и придали ему модный экстерьер. Сохранились воспоминания строителей, занимавшихся установкой витражей и монтажом вокзальных часов в башне.

По их рассказам, после завершения работ они долго не могли спуститься вниз, поскольку ступени вокзала мешали подогнать подъемник.

На перроне висит чугунный колокол весом сорок пять килограммов, стилизованный под старину. Краеведы пишут, что звук от него слышно на расстоянии полутора километров. А на привокзальной площади установлен на рельсах подлинный отреставрированный паровоз Л-3291. Прилегающая территория выложена плиткой и оборудована подсветкой. Паровоз, олицетворяющий стойкость и трудолюбие работников железной дороги, — только один из множества технических памятников Югорска.

Первое, на что обращаешь внимание в Югорске, — благоустройство и самобытная архитектура. Город за свою недолгую историю много раз возглавлял рейтинг как самый благоустроенный муниципалитет в Югре. Одно время региональная пресса именовала его не иначе как «жемчужина Западной Сибири». Центральные улицы города асфальтированы, на улицах разбиты клумбы, газоны, радуют глаз голубые ели. В городе практически нет типовых сооружений. Например, здания поликлиники, Дворца бракосочетаний, Центра культуры и даже коммунальных контор выглядят как кукольные дворцы. При этом фасады зданий выдержаны в единой архитектурной стилистике, поэтому смотрится все это оригинально, дорого и богато. Сильное впечатление производит здание ведомственного санатория-профилактория работников «Газпром транс-газ Югорск». Это дворец в готическом стиле на берегу живописного пруда, который местные называют «благородным болотом». Открытые источники сообщают, что строить здание начали еще в девяностых годах прошлого века. Затем несколько раз достраивали, расширяя полезную площадь. В 2005 году санаторий-профилакторий признан лучшим в России среди профильных учреждений.

Архитектурные традиции Югорска — строить общественные здания по индивидуальным проектам — заложил первый глава города Роман Бзенко, который руководил городом с 1990 по 2000 годы. Как рассказывают старожилы, все началось с детской поликлиники. В середине девяностых годов Роман Иванович заказал проект больницы в проектном бюро Пятигорска и начал строить объект без согласования и участия региональных властей. И с тех пор, как говорится, пошло — поехало. Все последующие главы города, включая действующего Алексея Харлова, считали делом чести сохранить и дополнить уникальный облик Югорска. Несколько лет назад один из блогеров, странствующий по северным городам, отметил, что по разнообразию и великолепию архитектуры Югорск можно сравнить разве что со столицей Югры Ханты-Мансийском.

Eсть в Югорске и свой небоскреб. Как не сложно догадаться, это офис предприятия «Газпром трансгаз Югорск». Eго высота составляет 56 метров, поэтому после ввода объекта в эксплуатацию в 2006 году руководству местного пожарно-спасательного гарнизона пришлось решать вопрос о приобретении автолестницы и отрабатывать навыки пожаротушения в высотном здании. При возведении высотки использована экспериментальная для того времени технология монолитного строительства, когда сначала устанавливались колонны — каркас, а затем конструкция обрастала внешними и внутренними стенами. Бетон поднимали насосами на высоту 11-го этажа, на стройке одновременно работало до 700 человек. В результате объект возвели под крышу в рекордные 9 месяцев, что позволяет усмотреть в этом некий символизм.

Венцом зодчества и главным оплотом духовных традиций Югорска является величественный кафедральный собор имени преподобного Сергия Радонежского. Частицу мощей святого, которая хранится в храме, построенном в стилистике старорусской архитектуры, подарил местному православному приходу патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, который освящал собор в 2001 году. Что примечательно, главный храм Югорска был возведен на месте недостроенного детского сада. Может, поэтому сегодня с Божьей помощью в городе вообще нет никаких проблем с детскими садами. Очереди в дошкольные образовательные учреждения отсутствуют. Школ в городе шесть, включая православную гимназию, и одна из них (школа N 2) — шестиугольной формы.

Поражает обилие памятников и малых архитектурных форм в городе. Они любой конфигурации, размеров, серьезные и не очень, и кажется, что находятся повсюду. Так, в центре города на Фонтанной площади стоит монумент «Память», выполненный в форме сквозной часовни, в которой размещена композиция матери, склоненной над телом сына на фоне высокого православного креста. Городским оберегом можно считать памятник «Югорская Берегиня» — это фигура женщины, которая держит в поднятых руках сову и ветку кедра, олицетворяющие мудрость и природные богатства югорской земли.

Eсть народные инсталляции, сделанные из металлолома, например, памятник мотоциклисту Валере в натуральную величину, который сотворили местные умельцы. Необычная судьба даже у памятника Владимиру Ленину, который украшает улицу с одноименным названием. Бронзовую фигуру вождя мирового пролетариата после смены политического курса более двадцати лет хранил на своем участке местный коммунист Eвгений Eршов, добившийся, в конце концов, ее установки уже в наше время.

Отдельная страница истории Югорска связана с военной авиацией. С середины шестидесятых и по конец девяностых в отдаленном микрорайоне города, который сейчас называется Югорск-2, располагался 763 авиационный истребительный полк. Наверное, этим можно объяснить в хорошем смысле одержимость югорчан авиацией. В разных местах города установлены в виде памятников два военных истребителя: гражданский борт ЯК-40 и вертолет МИ-8. И это не макеты, а списанная авиационная техника.

Более подробно с прошлым Югорска можно познакомиться в двух городских музеях. Один из них, краеведческий, рассказывает о первопроходцах Югорска, второй, расположенный в шести километрах от города, музей под открытым небом «Суеват пауль», специализируется на культуре и быте коренных народов Севера. Это воссозданный мансийский поселок, на территории которого размещена уникальная историко-культурная экспозиция. Здесь также регулярно отмечается праздник северных народов «Вороний день» и фестиваль традиционных ремесел «Славянский хоровод».

Безусловно, хранителями истории города можно считать местный Совет ветеранов войны и труда, который регулярно при поддержке администрации города выпускает цветные альманахи о прошлом Югорска, участниках Великой Отечественной войны, передовиках и тружениках лесной и газовой промышленности. В городе жили и работали десятки орденоносцев, лауреаты государственных премий СССР и единственный в стране дважды Герой Социалистического труда в лесной промышленности Павел Попов. Разумеется, ему тоже установлен памятник на пересечении улиц Попова — Лесозаготовителей. Все книги о Югорске хранятся в городской библиотеке.

«Югорск — молодой, энергичный, перспективный. Первопроходцы, бесстрашно осваивавшие югорскую землю, были также молоды и стали настоящими первооткрывателями сибирских недр. Их дети продолжили дело своих родителей -строить и развивать родной край. Сегодня городу есть чем гордиться», — написал глава города Югорска Алексей Харлов в аннотации к одному из юбилейных альманахов. С этим сложно поспорить, а лучше съездить и посмотреть. Сделать это можно и на День города Югорска, который обычно отмечается в начале осени. К слову, еще одной местной культурной достопримечательностью является городской карнавал, который проводится в День города с 1997 года и считается самым северным карнавалом в мире. За три десятилетия он превратился из обычного шествия трудовых коллективов в неповторимое и роскошное действо с обилием самых неожиданных и причудливых костюмов, будь то бутылка шампанского, газовая задвижка или фигура греческого бога.

Фотографии предоставлены редакцией газеты «Югорский вестник».

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта