X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Спим, едим, учимся

Ключевые аспекты здоровья школьников — от адаптации и питания до ментального благополучия — стали центральной темой конференции «Физическое и ментальное здоровье ребенка: как начать учебный год правильно и без стресса». Конференция организована департаментом здравоохранения Тюменской области.

Ведущие специалисты дали родителям рекомендации, как подготовить ребенка к учебному году и поддержать его в этот важный период.

Ключевым залогом успешной учебы и хорошего самочувствия ребенка врач-диетолог многопрофильного консультативно-диагностического центра Eкатерина Плешакова называет соблюдение режима питания. «Представьте, организм ребенка — это машина, которая должна работать целый день в интенсивном режиме. Длительные перерывы между едой — это как движение на пустом баке: страдают и концентрация внимания на уроках, и общий тонус, и даже настроение», — поясняет специалист. Оптимальным режимом считается пятиразовое питание, когда перерывы между едой не превышают 3-4 часов. Такой ритм позволяет поддерживать стабильный уровень сахара в крови, обеспечивая мозг постоянным питанием и помогая избежать энергетических «провалов», которые часто проявляются вялостью, раздражительностью и снижением успеваемости.

Особенно важно завтракать, настаивает Eкатерина Плешакова, его нельзя пропускать ни при каких обстоятельствах: «Это «стартовый ключ» для всего организма, он запускает обмен веществ и обеспечивает мозг необходимой энергией после ночного перерыва. Врач рекомендует будить ребенка, чтобы у него оставалось достаточно времени на спокойный, осознанный завтрак без суеты и нервотрепки. Завтрак должен нравиться ребенку, вызывать приятные эмоции и быть таким, какой он ждет с утра. Только в этом случае у него сформируется правильная и устойчивая привычка на всю жизнь».

При этом важно соблюдать сбалансированность. «Рацион школьника должен быть полноценным и разнообразным, содержать все необходимые компоненты: строительный материал в виде белков — мясо, птица, рыба, яйца, творог; источник энергии — сложные углеводы, содержащиеся в цельнозерновых крупах и хлебе; а также витамины и клетчатку — свежие овощи и фрукты», — подчеркивает специалист.

Отдельно Eкатерина Плешакова обращает внимание на сознательное ограничение сахара и соли в детском рационе. Конфеты, пирожные, сладкая газировка и соленые закуски — эти продукты создают лишь иллюзию насыщения, но на самом деле не обеспечивают организм ни витаминами, ни минералами, ни другими полезными веществами. Но регулярное потребление «пустых калорий» ведет к проблемам с избыточным весом и к нарушению обмена веществ, снижению иммунитета и ухудшению когнитивных функций. В итоге — быстрая утомляемость и снижение концентрации внимания на уроках.

Eще один совет родителям: учитывать уровень физической активности школьника. Детям, серьезно занимающимся спортом, требуется больше энергии, значит, и объем порций может быть больше. Для менее активных детей избыточное питание вредно!

Но без правильного питьевого режима все усилия будут напрасны. «Вода — это жизненная необходимость, а не просто дополнение к питанию, — отмечает Eкатерина Плешакова. — Предпочтение следует отдавать чистой негазированной воде, а морсы и компоты готовить с минимальным количеством сахара или вообще без него». Недостаток жидкости сказывается на концентрации внимания и общем самочувствии ребенка, поэтому бутылочка с водой должна стать обязательным спутником школьника в течение всего дня.

Врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук Алена Величко подчеркивает, что основой психологического благополучия ребенка являются два фундаментальных столпа — режим и питание. «Качество сна напрямую влияет на устойчивость нервной системы, -поясняет специалист. — Для полноценной выработки мелатонина, важного для восстановления психики, ребенку необходимо ложиться спать не позднее 22 часов. Хорошо отдохнувший мозг гораздо эффективнее справляется с учебными задачами и успешно противостоит стрессовым нагрузкам».

По словам психотерапевта, забота о физическом здоровье через соблюдение режима дня и качественное питание становится лучшей инвестицией в психологическую устойчивость школьника.

Особое внимание в своем выступлении Алена Величко уделила теме доверия и поддержки — ключевым элементам успешной адаптации ребенка к школьной жизни. «Родитель выступает проводником в построении отношений между ребенком и учителем, — поясняет психотерапевт. — Доверие к учебному заведению и педагогам формируется через призму родительского отношения: если мама и папа негативно отзываются о школе, ребенок неизбежно перенимает эту модель поведения».

Эксперт подчеркивает важность создания эмоционально поддерживающей атмосферы в семье. «Крайне значимы позитивный настрой, вера в силы ребенка и искренняя радость за его успехи, — отмечает Алена Величко. — Фразы «У тебя все получится!» или «Я горжусь твоими стараниями» создают психологическую опору, которая помогает преодолевать трудности».

Родителям стоит освоить искусство конструктивной критики. «Критиковать нужно не личность ребенка, называя его «неряхой» или «неумехой», а конкретный поступок или результат работы, — объясняет психотерапевт. — Фраза «Давай попробуем сделать этот рисунок аккуратнее» воспринимается как руководство к действию. Такой подход сохраняет адекватную самооценку и мотивацию к совершенствованию».

Но как узнать, что у ребенка возникли проблемы с адаптацией? Этот процесс в норме занимает около трех месяцев. Тревожные сигналы: ситуация, когда по истечению этого срока ребенок продолжает демонстрировать негативное отношение к школе, не складываются отношения со сверстниками, он не справляется с учебной нагрузкой и раздражается при обсуждении школьных тем. Серьезное волнение должны вызвать резкие изменения в поведении — когда общительный ребенок становится замкнутым, или, наоборот, спокойный проявляет несвойственную гиперактивность. Головные боли, тошнота, проблемы со сном и аппетитом тоже свидетельствуют о том, что организм не справляется со стрессовой нагрузкой. А обкусывание ногтей, накручивание волос указывают на повышенную тревожность.

Критически важным аспектом являются отношения с учителем -для первоклассника педагог становится центральной фигурой. Eсли он его боится или не принимает, адаптация серьезно затрудняется.

Для профилактики проблем специалист предлагает конкретные шаги. «Заблаговременное установление контакта с учителем. Родителям стоит делиться информацией об особенностях ребенка: склонности к быстрой утомляемости, наличии аллергии, застенчивости или сложных семейных обстоятельствах. Это позволяет педагогу найти индивидуальный подход», — советует Величко.

Наталья Горохова обратила особое внимание на профилактику так называемых «школьных» болезней. «После первого класса мы традиционно отмечаем рост проблем со зрением и желудочно-кишечным трактом, — констатирует Горохова. — Правильная организация рабочего места, соблюдение режима дня и сбалансированное питание становятся лучшей профилактикой этих нарушений».

«Родителям не стоит паниковать, если в первые месяцы обучения ребенок начинает чаще болеть -это естественный процесс адаптации иммунной системы к новому коллективу. Главное правило — ни в коем случае не отправлять заболевшего ребенка в школу, чтобы не подвергать риску его здоровье и здоровье окружающих».

В завершение конференции Наталья Горохова ответила на вопрос о выстраивании отношений с детьми разного возраста. «Основы взаимопонимания закладываются еще в первый год жизни ребенка. Кризис семи лет — это абсолютно нормальный этап развития, когда ребенок стремится к самостоятельности и может отвергать помощь. Задача родителя — мягко поддерживать, сохраняя эмоциональную связь. Самый главный совет — любите ребенка и проводите с ним время, особенно на выходных, наполняя общение радостью и эмоциональной теплотой. Это укрепляет семейные узы. С подростком принцип остается тем же, но задача усложняется: в этом возрасте ребенок стремится отделиться от семьи и уйти в группу сверстников. Здесь важно осознавать собственную тревожность -часто проблема заключается не в подростке, а в том, что мама не может «отпустить» повзрослевшего ребенка. Eсли чувствуете, что тревога становится чрезмерной -это повод обратиться к психологу для себя».

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта