X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Иван Васильевич не меняет профессии

1 сентября 1984 года было поворотным в судьбе тюменца Ивана Бартоша. Он выбрал профессию электромеханика на железной дороге.

Рос он в глухой деревеньке в Брестской области, до ближайшей железнодорожной станции было около тридцати километров. Тогда по железной дороге, вспоминает Иван Васильевич, ходили так называемые паровозы-«кукушки» (прозвище пассажирских паровозов серии «К» — Коломенская). У них был высоко поднятый над землей большой котел и объемная топка. На поезде Иван впервые проехал, когда учился в восьмом классе и записался на курсы механизаторов. Туда от райцентра надо было ездить на пригородном дизель-поезде.

Потом была служба на флоте. На корабле служил электромехаником, параллельно освоил еще несколько специальностей: электрик, крановщик, дизелист. Демобилизовался и поехал в Минск поступать в сельскохозяйственный университет. Но на станции ему попалось на глаза объявление, что идет набор на курсы электромехаников контактной сети.

— Железнодорожная романтика вас поманила?

— Конечно, хотелось чего-то нового, но выбор я сделал из практических соображений — стипендия на железнодорожных специальностях была выше, зарплату в будущем обещали хорошую. К тому же после трех лет в армии мне хотелось быстрее профессию получить, чтобы зарабатывать, а не сидеть на шее у родителей.

— Куда вас после курсов забросила судьба?

— Я должен был остаться проходить практику в Белоруссии, но мест не оказалось, и нас отправили в Сибирь, распределили на участок Тюмень-Называевская для работы на электромонтажном строительном поезде. Мы тянули контактную сеть от Вагая до станции Ламенки, это примерно 50 километров. До этого на этом участке ходили только тепловозы, а когда его электрифицировали — пошли и электрички. Потом наш монтажный поезд перебросили в Чимкент. Там я женился, время было трудное, в поисках заработка пришлось несколько лет поработать в лесхозе, но в 1993 году я снова вернулся на железную дорогу. Потом учился заочно в Свердловском колледже транспортного строительства, повышал квалификацию в УрГУПС. С 2002 года стал старшим электромехаником Тюменского регионального центра связи. Так и работаю.

Иван Васильевич скромничает -он не просто работает, а лучше других. За что в этом году ему вручили почетную грамоту областной думы.

— Когда вы приехали, какой увидели Тюмень?

— Шел 1984 год. В Тюмени уже начали заниматься благоустройством, это уже не была, как говорили раньше, столица деревень, хотя и не было еще столько новостроек. Правда, чувствовался контраст с цветущим Минском, в котором я учился, но все равно город нам понравился, и наша семья здесь живет уже 41 год. Здесь у нас родилось двое детей, младшая дочка в этом году пошла в первый класс, старшая — выучилась на ветработника, сейчас в декретном отпуске.

— Технологии связи на железной дороге сильно изменились?

— Даже если сравнивать с девяностыми — это небо и земля. Раньше просто была проводная связь, а сейчас все в цифровом формате. Раньше у нас стояла болгарская телефонная станция EСК-400, похожая на ту, которую я обслуживал на корабле. Это было огромное помещение с релейными шкафами. Сейчас все это заменяет одна стойка размером с холодильник. Техника меняется быстро, поэтому мы каждые два-три года проходим повышение квалификации, сами учимся и молодежь учим. У нас система наставничества хорошо развита. Сейчас я -наставник для двух молодых парней, которые пришли к нам в прошлом году. Хорошие ребята, неравнодушные, интересуются своим делом, классные специалисты из них получатся.

— Одни люди плывут по волнам, другие прокладывают фарватер. Вы выбрали какой путь?

— Мой товарищ часто говорит: «Мы не ищем легких путей». Так оно и есть. В нашей работе всякое бывает. Случались и ночные выезды, и ночные дежурства. Раньше, когда не было сотовых телефонов, у меня в спальне на стенке висел телефонный аппарат. Чтобы сразу снять трубку и оперативно куда-то бежать, выезжать или проблему решить на месте. Сейчас многое за нас делает автоматика, но все-равно служба на железной дороге — дело высокоответственное. Ни минуты не жалею, что выбрал эту профессию и место работы. Здесь я чувствую себя ценным и нужным специалистом.

Инна Горбунова

***
фото: Иван Бартош в цехе связи.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта