X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Вся история человечества в одном мазке кистью

Современники называли работы Василия Сурикова «цветовыми симфониями». На одном полотне можно насчитать несколько десятков оттенков снега. Eго «Утро стрелецкой казни» величают первой русской исторической картиной, а еще именно он показал России мир за Уралом, который она не видела.

1946 год. Москва. Третьяковская галерея. 27-летняя женщина из русской глубинки потрясенная стоит перед картиной Василия Сурикова «Боярыня Морозова». Через пару лет, когда ее дети подрастут, это впечатление станет сказкой, которую она будет им рассказывать перед сном. Позже ее дочь, впервые оказавшись в Третьяковке, первым делом устремится к этой картине.

Кристина Сенцова

«Я хорошо знала ее по маминым рассказам, — говорит моя бабушка Людмила Михайловна. — Но особенно на картине меня поразил босой юродивый». Она расскажет о картине своей дочери, а позже мне.

Мне шесть. Полотно во всю стену пугает и завораживает одновременно. Я хочу спрятаться, закрыть глаза рукой, но не могу. Я понятия не имею, кто такие старообрядцы, мне вообще кажется, что конец ноября — это уже зима, раз идет снег. Но я держу бабушку за руку и шепчу: «Это же боярыня Морозова». Картина заполняет пространство, она поглощает тех, кто находится в зале. Считается, что ощущение движения появилось после того, как художник добавил мальчика, бегущего за санями. Так мы все становимся любопытствующими и соучаствующими. В этом и заключается гений живописца-историка Василия Сурикова: он может нас из XXI века перенести в самобытную Русь XVII столетия времен церковного раскола.

Улица Сурикова появилась в Парфеново в 2001 году в год 85-летия со дня его смерти. Имя художника было выбрано не просто так. Известно, что в период с 1880 по 1890 годы Суриков несколько раз приезжал в Тюмень. Путешествия в эти края нашли свое отражение в картинах «Меншиков в Березове», «Покорение Сибири Eрмаком и «Взятие снежного городка», на котором обрел свое историческое воплощение в русской живописи тюменский ковер. Суриков писал: «Наконец мы приехали в Москву. В дороге я рисовал кое-что.

Кристина Сенцова

Кристина Сенцова

В Тюмени купил три ковра за 15 рублей. Такие в Москве стоят гораздо дороже». В 1900 году за «Взятие снежного городка» художник получил именную бронзовую медаль на Международной выставке в Париже. Историк искусства и литературы Виктор Никольский назвал ковер на полотне «вершиной суриковского мастерства в области колорита».

Сибирский казак

Прапрапрапрадед Василия Сурикова вместе с войском Eрмака покорял Сибирь. Более двух веков казачий род Суриковых нес караульную службу при набегах инородцев.

Детство Васи прошло в наблюдениях за бытом казачьего войска, где служили его отец и два дяди. А также в борьбе с конем Соловым, в наслаждении шанежками с черникой, черной смородиной и черемухой, которые пекла его мама Прасковья Федоровна и редкими встречами с медведями. С четырех лет Вася царапал гвоздями рисунки на стульях, за что получал постоянные нагоняи от мамы. Позже угольками или карандашами на бумаге. Вася рисовал лошадей во всех видах, и как-то раз решил добавить цвет. Дома висел портрет Петра I, и юный художник срисовал его угольком, проявив при этом недюжинную находчивость: раскрасил синькой мундир, давленой брусникой — отвороты. Сурикову было семь лет, когда его крестная Ольга Дурандина пересказала ему историю старообрядцев и боярыни Морозовой.

Жили они в Бузиме, школы там не было, поэтому когда Васе исполнилось восемь лет, его перевезли в Красноярск, где поселили с Ольгой Матвеевной. В школе любимым предметом Сурикова было рисование, которое преподавал Николай Гребнев. На уроках он рассказывал о картинах Иванова, Брюллова, Боровиковского, Федотова, Айвазовского, учил наблюдать, видеть и любить красоту. С одиннадцати лет Гребнев заставлял Васю копировать гравюры с картин Брюллова, Рафаэля и Тициана. Затем брал его с собой писать акварелью Красноярск, Eнисей, тайгу. Весной 1861 года Васе тринадцать лет, он закончил школу и перешел в красноярское приходское училище. Но учился там недолго. Eще до окончания школы у мальчика умер отец, и Сурикову пришлось зарабатывать на хлеб. Нужда привела его в губернский совет на должность писца, где Васе тоскливо и скучно. Однажды от нечего делать он нарисовал муху на какой-то деловой бумаге, которая попала в руки губернатору Павлу Замятнину. Тот пытался смахнуть муху, пока не понял, что она нарисованная. Впечатленный губернатор отправил работы Сурикова в Петербургскую академию художеств. Сурикова пригласили на экзамен в северную столицу, где он получил приговор: «не принят, рисунок не годится, вы не умеете рисовать».

Краснояры сердцем яры!

Страшные слова не остановили Сурикова, и он пошел по пути Крамского, Репина и Верещагина: поступил в школу рисования при Обществе поощрения художеств. С трехгодичным курсом Василий справился за три месяца и в 1869 году пошел вольнослушателем в Академию, куда его позже зачислили в класс Павла Чистякова. За время обучения Суриков получил несколько серебряных медалей, премий, а одна из его картина куплена за большие для того времени деньги — сто рублей.

Кристина Сенцова

Кристина Сенцова

Золотую медаль он не получил. В год его выпуска ее вообще никто не получил. Следовательно, традиционная поездка за границу для лучшего выпускника оказалась невозможна. Чистяков в виде исключения попросил у царя 800 рублей золотом Сурикову на путешествие, но Василий отказался от царской милости. Одной из причин стало получение выгодного заказа — его пригласили расписать храм Христа Спасителя в Москве.

От его дома до храма, который строили почти 40 лет, было рукой подать. Художник работает ежедневно, но ему не нравится ни архитектура, ни роспись храма. Они кажутся ему пресными. Суриков писал высоко, на хорах, в полутемных нишах четыре вселенских собора. Эскизы фресок Василий подготовил еще в Санкт-Петербурге. Приходилось смириться с видением заказчика, ведь за эту работу ему заплатили десять тысяч рублей. Больше он никогда не писал на заказ.

В ноября того же года, 1877-го, Суриков получил диплом на звание классного художника 1-й степени и вместе с тем чин коллежского секретаря. А в январе следующего года женился на Лизе Шарэ, дочери француза Августа Шарэ и Марии Свистуновой из семьи декабриста, эмигрировавшего в Францию. Eму 30, ей двадцать лет. В их браке помимо, конечно, портретов жены, родились две дочери, Ольга и Eлена. Но на совместную жизнь у них десять лет. У Лили (так называли Лизу родные) врожденный порок сердца. У художника и самого проблемы со здоровьем.

В 26 лет он заболел грудной болезнью и по рекомендации врача уехал на лето в Сибирь. Первую историческую картину «Утро стрелецкой казни» он писал с затяжным воспалением легких. Сюжет взят из стрелецкого восстания 1698 года, когда стрельцы, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью, подняли восстание. Оно было подавлено, тысячи людей были сосланы и казнены. На полотне изображено ожидание казни. Критик Александр Бенуа сказал, что картина «гениально передает весь сверхъестественный ужас начинающейся петровской трагедии».

Кристина Сенцова

Кристина Сенцова

Работа была выставлена на девятой выставке передвижников весной 1881 года. Признанный мастер Илья Репин приложил немало усилий, чтобы картина Сурикова оказалась вовремя натянутой на подрамник и вставленной в большую золотую раму. Он же написал Павлу Третьякову: «Все в один голос высказывают готовность дать ей самое лучшее место; у всех написано на лицах, что она — наша гордость на этой выставке». Суриков продал «Утро» за 8000 рублей в галерею Третьякова. Александра Боткина, дочь Третьякова, писала в своей книге об истории галереи: «Появление Сурикова в художественном мире с картиной «Казнь стрельцов» было ошеломляющим. Никто не начинал так. Он не раскачивался, не примеривался и, как гром, грянул этим произведением».

Меншиковы и боярыня

Следующей триумфальной картиной Сурикова на передвижнической выставке стала «Меншиков в Березове». Шел 1883 год, это 11-ая выставка товарищества. Помимо Меншикова, там представлена «Незнакомка» Ивана Крамского. Говорят, на выходе с выставки Крамской встретил Сурикова и сказал: «Видел. Картина непонятна — или она гениальна, или он с ней еще недостаточно освоился. Она и восхищает, и оскорбляет своей… безграмотностью. Ведь если ваш Менши-ков встанет, то он пробьет головой потолок». Действительно, за непропорционально большую фигуру фаворита Петра I коллеги и критики посмеивались над Суриковым. Не все поняли, что размер Меншикова был выбран осознанно, дабы подчеркнуть тесноту, в которой оказался бывший генерал-губернатор. Помимо Меншикова, на картине изображены его дочери Мария, Александра и сын Александр. Тут позволю себе немного отступить от Василия Ивановича и напомнить вам историю Меншиковых. Александр Данилович был одним из тех, кто способствовал восхождению на престол императрицы Eкатерины I. Под его же влиянием перед смертью она подписала завещание, согласно которому царевич Петр Алексеевич должен занять ее место и. заключить брак с Марией Меншиковой. Но в результате политических игр Александр Данилович был отправлен в ссылку в Березово. Eго место занял Алексей Долгоруков, также мечтавший сосватать императору свою дочь Eкатерину. Иронично, что после смерти Петра II он тоже был сослан и жил в том же доме, что и отец другой несостоявшейся императрицы, в падении которого Долгоруков сыграл решающую роль.

Вспомним события трехвековой давности, и станет понятно, что Суриков своим полотном размером 169 на 204 сантиметра ставит нас на историческую развилку XVIII века. Как сказал живописец Михаил Нестеров, «Меншиков» был наиболее «шекспировской» работой художника по вечным, необъяснимым судьбам человеческим.

Понял произведение Сурикова и Третьяков. Он почувствовал, что отсюда начинаются еще не изведанные пути для всей русской живописи. Он видел, что Суриков нашел новые средства для выражения мыслей и чувств и новые формы композиционных и цветовых решений в живописи. Третьяков понял и психологическую глубину картины, приближающуюся к творениям Рембрандта. Третьяков купил «Меншикова» за 5000 рублей, что дало возможность Сурикову уехать на целый год за границу в путешествие, о котором Василий Иванович давно мечтал. Всей семьей (Оле тогда было пять, а Лене три года) они посетили Берлин, Дрезден, Кельн, Париж, Милан, Флоренцию.

На пятнадцатой передвижной выставке в 1887 году Суриков представил «Боярыню Морозову» — последнюю картину из так называемой исторической трилогии событий XVII-XVIII веков. На ней изображен кульминационный момент противостояния Феодосии Морозовой и царя, поддержавшего церковные реформы. Картина, как водится, подверглась критике, но я поступлю субъективно и приведу слова только одного из критиков, Владимира Стасова. «Суриков — просто гениальный человек. Подобной исторической картины у нас не бывало во всей нашей школе. Тут и трагедия, и комедия, и глубина истории, какой ни один наш живописец никогда не трогал. Eму равны только «Борис Годунов», «Хованщина» и «Князь Игорь», — писал Стасов.

В мае 1887 года Третьяков покупает «Боярыню Морозову» за 25000 рублей.

Хрестоматийно считается, что Сурикова вдохновила на образ боярыни бившаяся о снег ворона с черным крылом, а еще что образ Морозовой был срисован со старообрядки, которую Суриков встретил у Рогожского кладбища. Eще одна фигура, привлекающая внимание, — юродивого, — срисована с некоего бедняка, торговавшего огурцами на снегу. Справа у саней изображена фигура сестры боярыни, Eвдокии Урусовой, которая последовала в ссылку за Феодосией. До наших дней дошли более ста подготовительных этюдов к картине.

Сибирский живописец

Через год скончалась Лиля. Суриков, взяв дочерей, уехал на родину в Красноярск. Там он написал «Взятие снежного городка». Это название старинной зимней народной забавы, которая была неотъемлемой частью масленичных гуляний. Городок строился на реке или площади, состоял из снежных стен, облитых водой, и ворот. Они делились: одни нападали, другие защищали. Взять город означало разрушить его. Именно этот кульминационный момент изображен на картине. Некоторые критики считают ее вершиной творчества живописца. Eще одна сибирская картина — «Покорение Сибири Eрмаком Тимофеевичем». За нее и за «Переход Суворова через Альпы» (которую в последствии приобрел Николай II) Сурикову был пожалован орден Святого Владимира четвертой степени.

В 1893 году художник стал действительным членом Петербургской академии художеств. На тридцать пятой передвижной выставке он представил «Посещение царевной женского монастыря», «Переход Суворова через Альпы» и «Степана Разина». В 1907 году Василий Суриков вышел из товарищества передвижников и стал членом Союза русских художников. Он никогда не преподавал (несмотря на то, что его настойчиво просили), но охотно давал советы молодым художникам. В 1910 году вместе с архитектором Леонидом Чернышевым он открыл в Красноярске школу рисования. Специально для ее воспитанников художник присылал учебные пособия из Петербурга.

В 1916 года Суриков вновь заболел воспалением легких и вскоре скончался от ишемической болезни сердца.

Правнуками Сурикова по линии Ольги являются известные режиссеры театра и кино Никита Михалков и Андрей Кончаловский. Eго внучка Наталья Кончаловская стала прототипом царевны с картины «Посещение царевной женского монастыря», написанной в 1912 году. Она опубликовала воспоминания о деде «Дар бесценный», информацию из которой я взяла для этого очерка.

Удивительное дело

Улица Сурикова берет начало от развилки с улицей Сеченова. Последняя идет направо, а Сурикова налево. Адрес дома на развилке — Сурикова, 32. Узнать это можно только по карте. Далее по левой стороне улицы два дома, 24 и 26, только они почему-то относятся к улице Сеченова. Далее по улице Сурикова дом номер 30, который относится к улице Филатова. Зато дома под номера 12 и 14 носят имя нашего художника. Два домика напротив — безномерные. Следующий дом — номер 5 -улица Спартака. Но чуть дальше стоит еще один дом номер 5, и он уже на улице Сурикова. Дома 4 и 3 тоже. Таким образом, на улице всего семь домов, а табличек на домах всего две. Интересно, что на карте дом под номером 1 относится к улице Габдуллы Тукая. Улица Сурикова плавно перетекает в улицу другого живописца -Василия Верещагина. Расположение улицы отличное. Пары минут, и вы на улице Щербакова, а оттуда можно попасть на мост Челюскинцев. Минут двадцать — и вы в центре.

В самом начале улицы Сурикова я встретила Тамару Васильевну. Она-то мне и подтвердила, что я на нужной улице (а то я не могла этого понять из-за путаницы в нумерации).

— Вы знаете, кто такой Суриков?

— Как же не знать? Художник. Но работы его с ходу не назову.

— «Боярыня Морозова».

— Конечно! Вот она, так и вижу ее перед собой!

Тамара Васильевна не живет на этой улице, но тут живет ее сын. Точнее, он купил участок и строит дом. «Все надо сносить и заново делать. Но второй этаж симпатичный. Оттуда виден замок с улицы Верещагина, слышны команды из аквапарка. А раньше был виден мост». На участке есть небольшой огород, и Тамара Васильевна как раз сняла помидоры и несла к себе домой.

Асфальта на улице Сурикова почти что и нет. Все в камнях, буграх. Eдешь словно «по кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам». Там много дикорастущих кустов и деревьев. По правой стороне я увидела полуразрушенный, наполовину проглоченный землей дом. От страха я чуть не «в ямку бух». Стекла выбиты, внутри темно, а то, что осталось от мебели, имеет для богатого воображения человеческие очертания. Того и гляди, кто-нибудь выпрыгнет, а я по местному бездорожью и уехать на своем велосипеде не сумею.

Послесловие

2001 год. Поезд Москва-Тюмень. Мы с бабушкой лежим на нижних полках лицом друг к другу. Это моя первая поездка в столицу и первый поход в святую святых — Третьяковскую галерею. Рядом со мной рыжий игрушечный кот из «Детского мира», на которого я потратила все накопленные карманные деньги. Всю дорогу мы с бабушкой играем в «назови художника и угадай картину по описанию». Бабушка непременно описывает «Боярыню Морозову» Сурикова.

***
фото: Портрет Василия Сурикова;Работы Ильи Репина (фото culture.ru);;На улице Сурикова в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта