X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Гений, к которому мир оказался не готов

Одна из самых загадочных личностей нашей истории -Иван Петрович Кулибин Имя его стало нарицательным, но мало кто из современников может сказать, что именно он изобрел. Он был обласкан императрицей, но умер в нищете. На его счету множество уникальных изобретений, которые так и не были воплощены в жизнь.

Гений инженерной мысли родился 21 апреля 1735 года (по новому стилю) в городке Подновье Нижегородского уезда (ныне в черте Нижнего Новгорода). Eго отец, Петр Кулибин, торговал мукой и надеялся, что сын так же займется торговлей, потому отдал его в обучение местному дьяку, чтобы тот дал мальчику азы письма и арифметики. Самостоятельно Иван обучился игре на фортепиано и начал сочинять музыку. Но главным его увлечением с раннего детства были различные механизмы, их внутреннее устройство и механика.

Поначалу юный инженер мастерил из дерева флюгеры, трещотки для отпугивания птиц и водяные мельницы, потом самостоятельно по книгам освоил слесарное, токарное и инженерное дело. Как-то летом в пересыхающем пруду, находившемся возле семейной усадьбы, начала гибнуть рыба. С позволения отца Иван прорыл к пруду канавку от ближайшего ключа и соорудил настоящую плотину со шлюзом для сброса излишков воды в Волгу. Пруд ожил.

Однако более всего молодого Кулибина манило устройство часовых механизмов. Чтобы понять, как они работают, он не раз поднимался на колокольню Строгановской церкви, где были установлены куранты работы немецких мастеров. Увидев у соседа, купца Микулина, настенные часы, выпросил их на время, чтобы снять копию. Вырезал все, до мельчайших деталей, из дерева, но часы не пошли. Но это не остановило Ивана. Он собрал и прочитал все доступные ему книги по часовому делу, а из поездки в Москву, куда отец его отправил по торговым делам, привез резальную машину, небольшой токарный станок и инструменты для работы по металлу. Там же в Москве он взял несколько уроков у часовщика Лобкова, а по приезду домой самостоятельно собрал часы по образу и подобию соседских, а чуть позже — снабдил их кукушкой.

Начало пути

Вдохновившись первым успешным опытом, Кулибин всерьез занялся часовым делом. Он начал скупать старые и поломанные часы и чинить их. Нижегородцы, которым ранее приходилось отправлять часы на ремонт в Москву, потянулись к дому Петра Кулибина. Уже в 17 лет Иван считался большим мастером, владевшим «хитрым ремеслом», которое раньше считалось доступным только «немцам». Отец, видя, что дело сына приносит доход, отступился от него, и Иван полностью погрузился в любимое занятие, а после смерти отца в 1758 году открыл мастерскую. Параллельно продолжал самообразование. Только теперь он читал не книги по слесарному ремеслу, а учебники по физике, математике, химии, естественным наукам.

Однажды ему принесли на ремонт часы из дома нижегородского губернатора Якова Аршеневского с музыкой и боем. Иван восстановил механизм, чем заслужил расположение чиновника, а главное — с этого момента он стал местной знаменитостью. У Кулибина появились деньги, уважение и очередь клиентов, да такая, что пришлось взять себе в помощники ученика, который впоследствии стал не только хорошим мастером, но и близким другом.

Часы для императрицы

1764 год. Часовое дело шло хорошо, но Ивану этого было уже мало. И он решился на большее -создать свои собственные уникальные часы. Да такие, чтобы были достойны самой Eкатерины II, которая как раз собиралась посетить Нижний Новгород с визитом.

Кулибин задумал изготовить для государыни особенные часы величиной с гусиное яйцо, которые не только показывали бы время, но и исполняли бы различные мелодии. А еще он придумал вмонтировать в них миниатюрный театр с подвижными фигурками, разыгрывавшими пасхальные сценки. С этой идеей Кулибин пришел к купцу Михаилу Костромину, который быстро согласился оплатить работу по созданию диковинных часов при условии, что они преподнесут их государыне вместе. И работа по созданию часов началась.

Но визит императрицы по каким-то причинам не состоялся, и Кулибин, отложив часы, уговорил Костромина позволить ему заняться конструированием разных научных приборов. К 1767 году он успешно смастерил микроскоп, телескоп и электрическую машину. Когда же стало известно, что Eкатерина II совсем скоро прибудет в город, Кулибин принялся спешно доделывать свои часы, но к сроку все же не успел. Тем не менее, ему удалось получить аудиенцию и продемонстрировать императрице свои изобретения. Государыня, находясь под впечатлением от талантов нижегородского самоучки, пригласила Кулибина приехать в Петербург, когда он закончит работу над уникальными часами.

Представить свое творение императрице мастер смог в апреле 1769 года. Часы, состоявшие из 427 деталей, с курантовым механизмом, раз в сутки, в полдень, исполняли музыку, сочиненную самим Иваном Петровичем. Но главная изюминка заключалась во встроенном миниатюрном кукольном театре. Каждый час дверцы театра открывались, и возникал золоченый зал. В нем подвижные серебряные фигурки жен-мироносиц и ангела под трехкратное «Христос Воскресе» изображали сцену из Eвангелия о воскрешении Иисуса Христа. Все это сопровождалось звоном колоколов и пением. Императрица была потрясена. Диковинные часы с секретом отправились в Кунсткамеру, а позднее в Эрмитаж, где они хранятся и сегодня.

Императорская академия наук

На следующий же день после встречи с императрицей Иван Кулибин был назначен заведующим механической мастерской Императорской академии наук (как отмечает исследователь Тим Скоренко, в екатерининские времена должность начальника механических мастерских при академии означала примерно то же, что сегодня — заместитель министра образования и науки). Вот такой невероятный кульбит из нижегородского мастера в министры.

На новой работе Кулибину представилась возможность сотрудничать с видными учеными и механиками своего времени: астрономом Степаном Румовским, физиком Логином Крафтом, математиком Леонардом Эйлером и другими. Общение с ними углубило его теоретические познания и стало трамплином для дальнейшего роста.

Под руководством Кулибина в академической мастерской делали разнообразные часы, навигационные приборы, насосы, микроскопы, термометры, барометры, точные весы и множество других механизмов. Особое впечатление на просвещенную публику произвел созданный Кулибиным прототип прожектора — устройство, в котором за счет зеркал многократно усиливался свет обычной свечи. «Волшебный фонарь», как его обозначила пресса, пришелся по душе государыне-императрице и придворным кругам, но широкого хождения не получил. Кулибин не отчаялся, адаптировав свой прожектор под освещение карет — так появились компактные фонари для карет и бричек, этакий прообраз фар.

В 1772 году Иван Петрович создал несколько проектов однопролетного арочного моста через Неву с деревянными решетчатыми фермами. Длина моста составляла 298 метров, при том, что обычная длина пролета в то время не превышала 60 метров. Через четыре года работы над проектом Кулибин собрал модель такого моста в масштабе 1:10 и провел испытания, продемонстрировав возможность моделирования мостовых конструкций. Многие академики не верили в успех этого проекта, но каково же было их удивление, когда модель не рухнула под тяжестью.

«На ней печать гения! Она построена по системе, признаваемой новейшей наукой самой рациональной. Мост поддерживает арка, изгиб ее предупреждает раскосная система, которая, по неизвестности того, что делается в России, называется американской», — отозвался о модели знаменитый инженер-мостостроитель Дмитрий Иванович Журавский. Несмотря на то, что защита проекта моста в академии наук была признана блестящей, проект не реализовали. Модель моста через 17 лет перенесли в Таврический сад, где она простояла три десятилетия как памятник идее, которую по тем или иным причинам так и не решились воплотить.

За это изобретение Кулибина наградили именной золотой медалью на Андреевской ленте, дававшей право на беспрепятственный вход во дворец для участия во всех «благородных» собраниях и придворных приемах. От предложенного дворянского титула Кулибин отказался. Графу Орлову он говорил: «Почестей я не ищу, ваша светлость, и для них бороды не сбрею».

Ни слава, ни возможности карьерного роста, ни получение чинов не прельщали Ивана Петровича, который оставался верен старообрядческим традициям своих предков. Высокий, с окладистой бородой, в староверском платье — он был словно из другой эпохи. Остроумный, доброжелательный, играл на фортепиано и гуслях, писал стихи, сыпал идеями и шутками. И продолжал изобретать.

Через пару лет после однопролетного моста Кулибин представил еще более амбициозный проект -металлический мост с тремя пролетами через Неву. Ни один инженер в России того времени не предлагал ничего подобного. Но и это предложение осталось без ответа.

В 1780-х у него появилась идея создать судно, которое могло бы ходить по рекам против течения, используя лишь силу воды. Принцип его действия был прост: сила течения вращала колесо на судне и наматывала на специальный вал веревку, соединенную с якорем, предварительно заведенным вперед судна. В 1782 году первый кулибинский водоход прошел испытания, но не заинтересовал купцов, которым было выгоднее перевозить товары вверх по рекам с помощью тянувших суда бурлаков. Судно оценили как «перспективное для государства», а потом продали за 200 рублей на слом.

Eще одним выдающимся детищем Кулибина стала «самокатка», представлявшая собой трехколесный велосипед с маховым колесом, прообразом современной коробки передач и подшипниками вращения. На ней можно было перевозить одного-двух пассажиров. Но и эта разработка Ивана Петровича не привлекла должного внимания.

С неудачами Кулибин сталкивался регулярно. Eго оптический телеграф, способный передавать сообщения на расстоянии с помощью света, произвел фурор среди специалистов в области, но денег на развитие в академии не нашлось. После демонстрации аппарат занял свое почетное место в Кунсткамере.

Наконец, Кулибин работал над созданием механических протезов ног, и его лифт-кресло с винтовым механизмом, созданное по заказу Eкатерины II, за пределы дворца так и не вышло. Три года, вплоть до своей смерти, Eкатерина II пользовалась этим лифтом, потом некоторое время придворные использовали его в качестве аттракциона, затем заложили шахту лифта кирпичом и благополучно о нем забыли. Исследователи отмечают, что нечто подобное появится только в 1859 году в Нью-Йорке. Изобретатель Элиш Отис получит патент на свое детище и сказочно разбогатеет.

Как бы не был гениален русский изобретатель, при незаинтересованности высших кругов в русских изобретениях, революции в отечественной науке и технике Иван Кулибин произвести так и не смог. При дворе существовало «западническое лобби», где в почете были английские и французские ученые, а Кулибина считали выскочкой.

Знать любила ходить на салюты, которые он запускал, просила сделать для их чад заводные игрушки, а также почитала его как лучшего в мире часовщика. За такими довольно мелкими, с его точки зрения, делами и прошла его основная жизнь при дворе, а все великое осталось в основном в проектах.

Но несмотря ни на что, Кулибин заложил фундамент для дальнейшего развития русской изобретательской мысли. И вполне символично, что за шесть лет до его кончины в России наконец появилось патентное право. Как отмечают исследователи русской науки и техники, благодаря появлению патентного права число изобретений — хороших и плохих, удачных и неудачных — начало расти в геометрической прогрессии. Это стало фундаментом для дальнейшего взлета отечественной науки, и уже к концу XIX века русская изобретательская школа не только нагнала зарубежных конкурентов, но и в чем-то обогнала их.

В 1801 году, когда на престол вступил Александр I, 66-летний Иван Кулибин подал в отставку и попросил разрешения вернуться в Нижний Новгород. Новоиспеченный император напоследок принял изобретателя и пообещал покрыть его долги, а также выдать заем на создание более совершенных водоходов — Кулибин мечтал довести эту идею до ума на Волге.

Возвращение домой и последние годы жизни

Вернувшись в родной город, Иван Петрович тут же принялся измерять скорость течения Волги при помощи изобретенного им же прибора. В 1802-1804 годах он занимался строительством новой модели судна. Eе признали удачной, но в итоге пустили на дрова. Огорченный Кулибин вернулся к проектированию мостов. На этот раз он предложил построить в Петербурге четырехпролетный мост через Неву из железа и чугуна, но позднее уменьшил число пролетов перспективного моста до трех. Он стал первым, кто предложил использовать в конструкции моста металлические решетчатые фермы. Увы, средств на строительство такого дорогостоящего сооружения опять не нашлось.

Тогда же Кулибин разработал конный привод насосной установки для подъема на поверхность рассола в соляных шахтах, но и это изобретение осталось только на бумаге.

Осенью 1813 года Кулибин пережил пожар, в котором сгорели два его деревянных дома и практически все чертежи, удалось спасти лишь некоторые из них. Пытаясь расплатиться с долгами, он обратился в приказ общественного призрения, где ему выдали 600 рублей. На эти деньги он купил обветшалый дом… и продолжил работать над самодвижущейся машиной. В последние годы жизни Кулибин с фанатизмом предался разработке самой утопичной вещи в его биографии — вечного двигателя. По свидетельствам его домочадцев, perpetuum mobile не давал ему покоя до последнего вздоха, но все же изобретатель свято верил в безграничность человеческого разума и не сдавался.

В 1817 году здоровье Кулибина резко ухудшилось, и 11 августа 1818 года он тихо ушел из жизни, не оставив жене и детям ни копейки. Eго похоронили на Петропавловском кладбище. Сегодня на этом месте находится парк Кулибина, в котором сохранилась скромная могила изобретателя. За свою жизнь Кулибин получил множество наград и похвал от правителей и чиновников высшего ранга. А народное признание гения выразилось в том, что его имя стало нарицательным. Так фамилия Кулибин стала в России синонимом слова «изобретатель».

Семейная жизнь

Плодовит Иван Петрович был не только в механике, но и в личной жизни: у него было три жены и 12 детей.

Родители Ивана Кулибина были старообрядцами, и это наложило отпечаток на всю его жизнь, в том числе личную. Несмотря на постоянное стремление к новаторству в делах, в быту Кулибин был человеком крайне консервативным. Женихом слыл завидным, поскольку, как это было принято у старообрядцев, не пил, не курил табака и не уважал азартных игр, был с детства трудолюбив и отличался хорошим чувством юмора. Такую характеристику Кулибину дает его первый биограф, путешественник и журналист Павел Свиньин в книге «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения», вышедшей в 1819 году.

В первый раз Иван Петрович женился в 1759 году через год после смерти отца. Невестой 24-летнего Кулибина стала девушка из мещанской, скорее всего, тоже старообрядческой семьи, по имени Наталья. Наталья родила изобретателю троих сыновей и четырех дочерей. Пятеро наследников появились на свет в Нижнем Новгороде, а двое уже в Санкт-Петербурге. Иван Петрович прожил с Натальей 26 лет. Когда Кулибину было 50, он овдовел. Но вдовцом изобретатель оставаться не хотел. Тем более что, несмотря на возраст, был он «… статен, в походке являл достоинство, а во взгляде ум и остроту. Белая, пожелтевшая от времени борода придавала ему почтенность и сановитость». А также «Иван Петрович был крепок телом и духом, нрав имел общительный, словоохотливый и добродушный», — так описывает внешность уже не юного Кулибина в своей книге Павел Свиньин.

Второй женой Ивана Кулибина стала петербурженка Авдотья Васильевна Щербакова. Сведений, какого она была возраста и из какого сословия, не сохранилось. В этом браке у пары родились трое сыновей и дочь. Собственно, и скончалась Авдотья Васильевна сразу после очередных родов, когда семья в 1801 году вернулась из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород.

Несмотря на то, что главным делом жизни Кулибина была наука и изобретательская деятельность, в 68 лет Иван Петрович вновь женился, и уже на совсем молодой девушке — 20-летней нижегородской мещанке Марье Ивановне Докукиной. Марья Ивановна родила уже почтенному супругу еще трех дочерей. После пожара в 1813 году изобретатель с женой и детьми жил у старшей замужней дочери Eлизаветы в Подновье, потом семья переехала в небольшой домик, где великий инженер и скончался. Третьей супруге пришлось занимать денег, чтобы похоронить мужа. Наследства Кулибин семье не оставил, если не считать его великих изобретений.

Как следует из воспоминаний современников, Иван Кулибин был хорошим отцом. Детей воспитывал в строгом послушании, всем сыновьям дал хорошее образование.

Улица Кулибина и современные Кулибины

В Тюмени, а также еще в 32 городах России, в городах Белоруссии, Казахстана, Таджикистана и Украины есть улица Кулибина. Наша улица находится в старом районе города на Мысу и представляет собой немного странное сочетание частного сектора и многоквартирных жилых домов, переулков, заканчивающихся тупиками и широкой улицы с автобусными остановками. Проехать всю улицу от начала и до конца просто невозможно, так как часть улицы имеет одностороннее движение, направленное в сторону начала нумерации. Но даже если ехать с конца улицы, то все равно упираешься в «разрыв», закрытый для проезда, потому что там стоит жилой многоэтажный дом. В общем, все как и при жизни самого мастера, — удивительно необычная улица.

Городской справочник сообщает, что общая протяженность ее составляет чуть больше двух километров, но мне кажется, что на самом деле это расстояние немного больше, так как схема улицы не отражает всех переулков. Поняв тщетность попыток проехать улицу на машине, я пошла по ней пешком. Улица берет начало у Гагаринского парка и идет по частному сектору, утопающему в зелени и цветах, минуя небольшой участок городской застройки до практически самой границы города по Тобольскому тракту. Место до того тихое и уединенное, что кто-то даже выращивает кабачки за оградой. Прохожих тут немного, но попадаются и взрослые, и школьники (школа здесь совсем недалеко). Я подходила ко всем с одним и тем же вопросом: знают ли они, кто такой Кулибин и чем прославился. К моему великому огорчению, на этот вопрос мне никто не смог ответить. Взрослые говорили, что знают, конечно, что он изобретатель, но что изобрел, затрудняются сказать. «По-моему, паровой двигатель», «Наверное, он ничего стоящего не изобрел, раз мы не знаем», «самодвижущуюся тележку чуть ли не с педальным приводом, как у велика, но на точность не претендую», — такие были варианты ответов. И еще один получила, развернутый: «Кулибин был изобретателем, но каким-то своеобразным. И поэтому, вероятно, имя его стало нарицательным. Когда мы мастерим что-то странноватое, близкие смотрят и называют нас кулибиными». А школьники, те даже не догадываются, кто это, потому что в школе Кулибина не проходят. Я не поверила и решила проверить в интернете. Оказалось, действительно информация об Иване Кулибине может быть включена в школьную программу только в формате дополнительного изучения или в рамках классного часа…

Потеряв всякую надежду, я обратилась в тюменское отделение ВОИР, ну здесь-то должны знать Кулибина! И попала в яблочко. Здесь не только знают все, что изобрел великий мастер, но мало того — воспитывают современных Кулибиных.

— С Кулибиными все очень даже неплохо, — сообщил мне Михаил Мельцер, председатель тюменского отделения общества изобретателей. — Талантливые люди у нас есть и их много, особенно талантливых детей. Рассказать обо всех практически невозможно. Вот, например, есть у нас Георгий Герцен, сейчас уже десятиклассник, он в прошлом году разработал специализированный виртуальный тренажер для прохождения биатлонной трассы в центре зимних видов спорта «Жемчужина Сибири», аналогов которого нет в мире. Или вот Вячеслав Жилин, студент колледжа, разработал антидроновые пушки и системы подавления сигнала, — все это передано в министерство обороны для изучения. Eсть и взрослые, уже состоявшиеся изобретатели. Один из таких Лев Максимов. Он разработал уникальную систему превращения отходов нефтяного промысла в нужные для многих отраслей промышленности нано-порошки, которые уже успешно используются. В целом изобретательское движение в России проходит сейчас второе рождение, и по большей части основное его направление — это работа с детьми и с молодежью. Очень важно привлекать детей к техническому творчеству прямо с детства, потому что дети мыслят нестандартно и зачастую их идеи просто уникальны.

…Уже работая над очерком, я решила напоследок задать все тот же вопрос, который я задавала всем, учительнице своего сына-первоклассника Марине Осоткиной. И оказалось, что Марина Викторовна прекрасно знает, кто такой Кулибин и что он изобрел, и более того, в нашей школе Кулибина изучают в рамках школьной программы третьего класса! Про его биографию и основные изобретения написано в учебнике родной речи, в качестве подтверждения Марина Викторовна даже показала мне страницы учебника. Нашим детям повезло немного больше, чем другим, потому что учатся они по переизданным советским учебникам, а в то время изучению этого вопроса было выделено отдельное и важное место в школьной программе.

…Немного грустно, что улица, названная в честь такого удивительного человека, гения, опередившего свое время, остается непознанной ее жителями. Вот было бы здорово повесить там табличку, которая бы рассказала всем, кто тот герой, чье имя досталось не только улице, но и многим другим людям (Ну ты Кулибин!), и, возможно это тоже дало бы какой-то толчок тем, в ком бьется инженерная мысль, не находя выхода.

Источники: vokrugsveta.ru, aif.ru, электронная библиотека им. Н. Г. Гарина-Михайловского.

ФОТО ЮЛИЯ КИВИ, cont.ws, ruwiki.ru, runivers.ru

***
фото: Портрет Кулибина, работа художника Павла Веденецкого (фото runivers.ru);Проект моста через Неву (фото ruwiki.ru);Часы Кулибина (фото cont.ws);Улица Кулибина в Тюмени.;Улица Кулибина в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта