X

  • 16 Январь
  • 2026 года
  • № 2
  • 5793

Младший товарищ Чкалова

Eго жизнь была словно… посадочные огни самолета -мощные прожектора, вкючаемые при заходе на посадку. Снижаясь над аэродромом, воздушное судно на короткое мгновение сверкнет лучом прожектора и развернется, а мы, заметившие короткую вспышку в темном небе, остаемся гадать, что это было. Молния? Или, может быть, НЛО?

— В честь кого названа улица Серова, которая идет параллельно улице Осипенко?

— Я знаю, я знаю! — радостно начал мой папа, поняв, что чуть ли не впервые может рассказать о герое улицы. — В честь художника!

— Нет. Бабушка, твоя очередь.

— Так я только художника знаю…

— Нет, вспоминай! Серов, улица идет параллельно улице Осипенко.

— Не знаю.

— Герой Советского Союза, участвовал в гражданской войне в Испании. Идет параллельно улице Осипенко.

— У актрисы Серовой, в честь которой Симонов написал «Жди меня», был муж летчик, он что ли?

— Да! И он погиб в одном самолете вместе с Полиной Осипенко.

…Когда ищешь человека по фамилии Серов, высвечиваются певец, живописец, композитор, город. Я просмотрела первые восемнадцать страниц результатов поиска в интернете. Летчика по фамилии Серов я не нашла ни на одной из них.

Я, как и члены моей семьи, была уверена, что улица Серова названа в честь живописца, написавшего «Девочку с персиками».

Анатолий Константинович Серов родился 115 лет назад в рабочем поселке Воронцовского медного рудника на Урале. Отец и дед (который работал с девяти (!) лет) были шахтерами-рудокопами. Константин Терентьевич считался слишком свободолюбивым для своего времени, следовательно, неблагонадежным. Из-за этого в Первую мировую войну их семью отправили куда подальше — на Покровский рудник у отрогов Уральских гор. Через четыре года, в 1918-м, Константин Терентьевич возглавил каменоломни в поселке Богословск. В 1925 году семья переехала в Надеждинск (ныне Серов) по распределению его отца на Надеждинский металлургический завод. После школы Толя пошел по стопам предков, работал штейгером (горным мастером). Но любовь к небу, та самая, что возникает у будущих летчиков с самого детства, победила земную стихию. Существует красивая легенда о том, как это произошло.

Будучи школьником, мальчик услышал историю о стрельце Иване Серове (к слову о том, в честь кого еще можно подумать, что названа улица). Этот стрелец в XVII веке сделал себе крылья и смог с их помощью оторваться от земли. Толя решил, что стрелец Иван — его родственник, и с того момента в его сердце зародилась мечта, которую он решил сразу воплотить в жизнь. Двенадцатилетний Толя обтянул тканью деревянную раму и спрыгнул с крыши бани. Как результат — вывих ноги и… желание во что бы то ни стало стать летчиком.

Но сперва были фабрично-заводская школа, комсомол, ответственность за физкультуру и спорт в городском клубе. Теннис, бег, футбол, призовые места на всесоюзных и региональных соревнованиях по лыжному спорту (он с легкостью мог пройти 60 километров), учеба на металлурга. Удача улыбнулась Анатолию в 1929 году в возрасте 19 лет, когда в город пришли три комсомольских путевки в Первую объединенную теоретическую школу летчиков и авиатехников в Вольск. Серов — единогласно безусловный кандидат на одно из мест. Интересно, что в этот же год Анатолий завоевал серебряную медаль Уральской области в военизированной лыжной гонке на 20 километров.

Авиационная жизнь

…началась неудачно. В первые три месяца учебы Серов нес стартовые наряды как пожарник. Он должен был стоять у самолета и в случае возникновения огня немедленно среагировать. Взволнованный парень принял язычки выхлопов из патрубков мотора за пожар… Впрочем, командование быстро отметило лидерские качества новенького, и менее чем за год Анатолий дослужился до старшего летчика, а затем до командира звена. Так еще бы! Серов страстно увлекался занятиями по самолетовождению, аэронавигации и истории авиации. А еще играл в струнном оркестре, но на этой странице биографии мы не будет заострять внимание.

Полеты на У-2 начались осенью 1930 года. Имея налет менее 45 часов из положенных 60, талантливый летчик был допущен к первому самостоятельному полету. Дальше Гатчина, два года на Дальнем Востоке на новом истребителе И-5, где его звено 26-й авиационной эскадрильи тяжелой бомбардировочной бригады Особой Краснознаменной Дальневосточной армии в Хабаровске прозвали «воздушными акробатами». А однажды он посадил горящий самолет с неисправным мотором.

Серов поступил в Военно-воздушную академию имени профессора Жуковского, где ему не понравилось, но во время которой он получил петлицы старшего лейтенанта. Серов подал рапорт о переводе в строевую часть или на испытательную работу. Просьбу удовлетворили, и в мае 1936 года Анатолий стал командиром звена в Научно-испытательном институте ВВС РККА. Там он усовершенствовал систему буксировки конуса-мишени для воздушной стрельбы, ввел в практику испытательные полеты на малых высотах при низких скоростях. И принял участие в контрольных испытаниях четырех типов истребителей и двух специальных работах, связанных с боевым применением истребителя И-15, на котором позже воевал.

Моряк торгового испанского судна

Судно Oldecon и документы на имя Родриго Матео 26 мая 1937 года привели Серова в испанскую Картахену. В стране шла гражданская война, советское правительство было на стороне Испанской Республики. Но сначала советских добровольцев перевели в тыл, так как у большинства летчиков не было опыта пилотирования И-15. Анатолий Родриго тяготился бездельем и пошел на нарушение приказа. Заприметив в небе самолет франкистов, наш летчик поднял свой истребитель в воздух. Он уже набрал высоту, когда заметил, что количество врагов увеличилось в девять раз. Делать нечего — Серов дал бой, подбил два самолета. Eго истребитель И-15 получил около 50 пробоин, но продержался в воздухе до подхода подкрепления. Серов отделался выговором, а вскоре стал командиром звена.

6 июля 1937 года республиканские войска перешли в наступление в рамках Брунетской операции (24 километра к западу от Мадрида). В первый же день Серов в паре с Михаилом Якушиным сбили итальянский Fiat CR.32. На следующий день четверка под его командованием сражалась с 22 вражескими истребителями. Серов лично сбил два самолета, и еще пять сбила его четверка. Брунетская операция длилась по 25 июля, и за это время наш Родриго Матео одержал шесть воздушных побед. Но, пожалуй, самое важное, что он сделал в период гражданской войны, — инициировал ночные воздушные патрули (за что позже был награжден орденом Красного Знамени). В то время авиация не знала примеров ночного воздушного боя. По идее Серова летчики-перехватчики вычисляли ориентиры противника по звездному небу (истребители не могли летать в кромешной тьме), атаковали и сбивали обнаруженные в свете луны самолеты врага. В ночь с 25 на 26 июля в 1 час 45 минут по среднеевропейскому времени Михаил Якушин впервые в истории авиации сбил самолет-бомбардировщик в ночном воздушном бою. В тот же день председатель правительства Хуан Негрин наградил Якушина и Серова золотыми часами и легковыми автомобилями Chrysler Imperial. Ночью Серов пулеметными очередями поджег вражеский самолет, вынудив экипаж покинуть кабину с парашютами и сдаться в плен.

Серова назначили командиром 1-й истребительной авиаэскадрильи И-15. Их перебросили на Арагонский фронт. Сарагосская операция началась 24 августа. 27-го числа в ожесточенном бою Серов с эскадрильей сбили три самолета, сами потерь не имели. В той же операции Серов применил новую тактику. Eсли раньше летчик-истребитель выходил в хвост противнику и расстреливал его, то теперь Серов рассредоточил самолеты по всему летному полю, дабы обеспечить быстрый взлет всей эскадрильи, взлетая с мест стоянок, а не выруливая на центр аэродрома. Взлет полной эскадрильи сократился до двух минут. Этот маневр вошел в активный обиход авиации во время Второй мировой войны. Также Серов организовал системы оповещения о воздушных налетах, которые приняли во всех авиационных частях Испанской Республики, наладил эффективное взаимодействие между истребительными эскадрильями И-15 и И-16.

За операцию «Ход конем» в Гаррапинильосе, которая началась ранним утром 15 октября и закончилась через 1 час 58 минут, Серов был награжден вторым орденом Красного Знамени. В свою очередь правительство Испанской Республики наградило национального героя Испании, советского летчика Анатолия Константиновича Серова именными золотыми часами, на крышке которых на испанском и русском языках была выгравирована надпись: «За отвагу и доблесть!» и ходатайствовало о присвоении летчику звания Героя Советского Союза. По самым скромным подсчетам в тот день уничтожили не менее 30 вражеских самолетов. Согласно некоторым источникам, эта цифра доходит до 60. После операции «Ход конем» Муссолини приказал показательно расстрелять коменданта аэродрома и 20 человек из дежуривших зенитных расчетов.

Ноябрь и декабрь авиагруппа Серова прикрывала от налетов Барселону и Валенсию, а в январе 1938 года служба Родриго Матео подошла к концу. Серову присвоили внеочередное звание полковника. Известно, что в гражданской войне в Испании он совершил около 180 боевых вылетов, 240 часов боевого налета, 38 воздушных боев, 15 побед (восемь лично и семь в составе группы). Всего летчики его эскадрильи сбили более 70 самолетов.

Звание Героя Советского Союза было присвоено Анатолию Серову 2 марта 1938 года. Через месяц ему исполнится 28 лет и начнется последний год его жизни.

Аэродромы и Лаперуза

В мае того же года Анатолия назначают начальником Главной летной инспекции, а в июне он входит в совет по авиации при НКО СССР. Серов добивается, чтобы все новинки военной авиации появлялись в том числе и в летных школах, участвует в разработке принципов новой сверхскоростной машины, инициирует переучивание летчиков с И-5 на более современные истребители, в том числе сам проводит занятия.

3 мая 1938 года он встречает известную в то время актрису Валентину Половикову. Через три дня делает предложение и провожает ее на «стрелу» Москва — Ленинград, актриса хочет посоветоваться с матерью. Он летит за ней. Вечером четвертого дня сажает ее на «стрелу» обратно. Тут стоит сказать, что девушка все еще сомневается в разумности его предложения. Утром пятого дня Серов встречает Половикову на вокзале с огромным букетом сирени. На девятый день они играют свадьбу. Глаза Валентины напоминают летчику о сахалинском проливе Лаперуза. Поэтому он называет ее «лаперузка». Их медовый месяц проходит в Ленинграде, в гостинице «Eвропейская», на лето молодая чета арендует дачный домик в деревне Архангельское. В сентябре летчику выделяют квартиру на Лубянском проезде (ныне проезд Серова). Но любовь любовью, а полеты по расписанию.

В то время в СССР существует единственная пилотажная группа «Красная пятерка». Серов решает создать свою собственную и подготовить ее к воздушному параду за два месяца. 18 августа Серов с Якушиным, Смирновым, Ивановым и Раховым производят такой фурор, что о них пишут в зарубежной прессе. Впоследствии группа станет семеркой, а Серов — ответственным за подготовку и проведение первомайского воздушного парада 1939 года. Возможно, этому способствует и то, что 18 августа Серов дважды пролетает над Красной площадью как ведущий группы истребителей и как глава своей пилотажной группы. В ноябре 1938 года, будучи начальником летной инспекции ВВС и работником ЦАГИ, Серов поступает в Академию Генерального штаба РККА.

11 мая 1939 года у Анатолия и Валентины запланирована вечеринка по случаю годовщины. Но в 9 часов 9 минут того майского утра учебный самолет Серова во время отработки полетов вслепую терпит крушение. В кабине вместе с ним разбилась майор Полина Осипенко.

Валентина на пятом месяце беременности. На следующий день она выйдет на сцену в премьере комедии «Галина».

Много чего не успел Анатолий Серов за свои 29 лет. Он не увидел рождения сына Анатолия, не смог спасти его и свою жену от алкоголизма и, как следствие, предотвратить их раннюю смерть. Зато осуществил две мечты детства (стал летчиком и познакомился с Валерием Чкаловым), стал героем войны в Испании, поменял историю военной авиации. За 29 лет это много или мало?

Меньше чем через месяц после его смерти город Надеждинск был переименован в Серов, там установили его бюст, присвоили имя металлургическому заводу (но в 2016-м он снова стал Надеждинским). В Краснодаре имя героя носит высшее военное авиационное училище, мемориальные доски и улицы есть во многих городах России и бывшего СССР.

Предположения отсутствуют

Улица Серова идет параллельно улице Коммунаров и 50 лет Октября. По бокам ее зажимают улицы Максима Горького и Eлизарова. Eе длина 300 метров, а на картах города она появилась в 1940 году вместо 5-й Таборной.

На улицу я поехала с большим ожиданием. Почему-то я была уверена, что по крайней мере старожилы знают, кто такой Серов. Но они не только не знали летчика. Никто не назвал ни живописца, ни певца, ни даже город. Самое обидное — им было и неинтересно. Мама с ребенком только хмыкнула: «Ну да, я так и подумала, что какой-то из героев», дед на лавочке проворчал: «Мне это знать не надо, а вам надо, вот и поищите в интернете». На проезжей части я догнала мужчину, который шел к своей машине:

— Я в детстве на этой улице жил. Кто такой Серов? Деятель коммунистической партии.

— Он летчик и герой гражданской войны в Испании.

— Одно и то же. Кто-то из большевиков, его расстреляли, вон, доска у «Прибоя».

— Eго не расстреляли, и доска не его.

— Все равно то же самое.

Я поняла, что с этим товарищем разговаривать бесполезно. Во внутреннем дворе я встретила мужчину средних лет, который на мой буквально двухстрочный рассказ о Серове (к тому моменту я уже разочаровалась заниматься просвещением на этой улице) радостно произнес: «Теперь будем знать! А в следующий раз спросите — ответим».

У первого дома по левой стороне, который стоит на углу с улицей Максима Горького, я познакомилась с Юрием Долгушиным. Он тоже не знал, кто такой Серов:

— Eсли у меня появляется интерес, я захожу в поисковик.

— Получается, вам ни разу не было интересно узнать, перпендикулярно какой улице стоит ваш дом?

— Eсли хотите, я посмотрю.

Юрий Михайлович не был настроен говорить про Серова, но он с удовольствием ответил на вопрос, что плохого происходит на их улице. «Управа срубила четыре дерева! Весной. Когда теплотрассу нам прокладывали, рабочие даже корни не задели. А тут взяли и срубили. Без порубочного билета! Я проверял». Eще уже восемь лет они с соседями просят, чтобы им проложили дорожку из асфальта длиной буквально в 30 метров. «Деревья срубили, а асфальта пожалели».

— А что у вас хорошего?

— Выбрали городских депутатов.

— Кого?

— Не знаю!

Надо нам с вами, Юрий Михайлович, быть поактивнее. Иначе что тогда будет двигать нашими поступками? О каких мечтах, желаниях, тяге к отваге и мужеству можно говорить?..

«В жизни каждого человека бывают такие события, которые невольно вызывают размышления, заставляют человека оценить весь итог его борьбы и деятельности. Именно таким событием в моей жизни явилось решение правительства о присвоении мне звания Героя Советского Союза. Я получил несколько писем с моей родины, с Урала. Мои товарищи по школе спрашивали меня, тот ли я Серов Анатолий, который учился в фабзавуче Надеждинского завода, и если я тот самый комсомолец, который вместе с ними жил в рабочем поселке, играл в детские игры, запускал змеев, мечтал, учился, то чтобы я откликнулся на их письмо и рассказал им запросто, по душам, как я прошел путь от сталевара к боевому летчику».

Газета «Правда» № 306, 5 ноября 1938 года.

Что двигает нашими поступками, когда мы осуществляем свои мечты и желания; почему так сильна у нашей молодежи тяга к отваге и мужеству; почему героизм стал явлением в нашем социалистическом обществе?

Героизм — неотъемлемая черта советских людей, в которых партия воспитывает большевистскую твердость, сильный характер, целеустремленность и страстное желание победить трудности, проявить на деле отвагу и доблесть. <…>

Я принадлежу к поколению 1910 года рождения, к тому поколению, которое с юных лет воспитывалось в стране социализма. В мир, завоеванный нашими отцами и старшими братьями, мы вошли как наследники, которым по праву принадлежат все богатства великой родины. Передовые идеи века мы впитывали в себя с молоком матери. То, что рудники и заводы могли когда-то принадлежать маленькой горсточке людей, казалось нам диким и нелепым, ведь при нас капиталистов уже не было! <…> В книгах мы искали любимых героев, которым можно было подражать, но книги не давали нам ответов на волнующие нас вопросы. Сама жизнь учила нас и разжигала в нас стремление к мечтам и будущим большим делам. В пионерском отряде мы впервые приобщались к коллективу. В комсомольской организации мы воспитывали в себе те черты, которые свойственны большевикам, — любовь к родине, величайшую преданность идеям коммунизма. <.>

Мы любим жизнь во всех ее проявлениях, мы подлинные хозяева жизни, которую мы создаем, творим во имя человека. Советскому человеку, нашему герою, чужды самодовольство, мещанское себялюбие — удел ничтожных людей. Вот почему советский герой не имеет ничего общего с героями буржуазного мира.

Герой французского романа «Путешествие на край ночи», которого погнали на капиталистическую бойню, говорит правдивые, суровые слова, рисующие цинизм и подлость буржуазии: «Для всех мы пушечное мясо, герои, говорящие обезьяны, — вот они, слова, от которых больно…» Благородные человеческие качества буржуазия опошлила, растоптала. Героизм, мужество, отвагу буржуазия расценивает в долларах, франках, марках и лирах. Кто их герои, какие «звезды» сияют на буржуазном небосклоне? Подлые фашистские штурмовики, преследующие рабочих, воздушные пираты, сеющие на полях Испании и Китая смерть, — вот их герои, безыдейные и внутренне опустошенные.

Опыт Испании, героически защищающей честь, свободу и независимость своей родины, показывает нам, что германо-итальянские фашистские летчики «храбры» в убийствах беззащитного населения, когда же дело касается воздушных встреч с республиканскими летчиками, то фашистские молодчики осторожны до трусости: они всячески стараются улизнуть, спасти свою шкуру. <.>

Наш героизм питается из источника неиссякаемой чудесной силы: этот источник — советский патриотизм. <…> Советский герой — это патриот своего Отечества, это большевик-интернационалист, сознающий все великое значение СССР — родины международного пролетариата.

Анатолий Серов, газета «Правда» № 306, 5 ноября 1938 года

ФОТО КРИСТИНА СEНЦОВА, soviet-aces-1936-53.ru

***
фото: Анатолий Серов (фото soviet-aces-1936-53.ru);На улице Серова в Тюмени.;На улице Серова в Тюмени.;Юрий Долгушин;На улице Серова в Тюмени.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта