Город, рожденный нефтью

На берегу Юганской Оби, там, где возвышается ротонда — одна из главных достопримечательностей города, — в конце августа собираются горожане на празднике первой улицы. У нас, в Югре, это событие не имеет аналогов — только в Нефтеюганске есть такой день, в который принято вспоминать, как в суровых условиях Севера рождался наш город.
Место проведения праздника неслучайно: легендарный пятачок, где сейчас находится культурно-выставочный комплекс «Усть-Балык», ротонда, на которой так и написано: «Город, рожденный нефтью», и прекрасный вид на реку — единственную связующую нить между вахтовым поселком и внешним миром, именуемым Большая земля. Сейчас здесь красивая парковая зона, четыре деревянных музейных домика, чуть дальше — аллея Новобрачных и храмовый комплекс. А в далеком 1961 году на этом высоком берегу, единственном пригодном для этого месте, были построены пять первых домов и магазин. Жители поселка прозвали эту территорию пятачком. А первой улице дали имя Юрия Гагарина. И это тоже неслучайно: первопроходцы осваивали тайгу так же, как и Юрий Алексеевич космос, поэтому назвать первую улицу поселка именно его именем было особенно символично.
С самого начала
«В июне 1961 года на барже мы прибыли в Нефтеюганск, нас выгрузили на берег, а кругом была тайга и невозможная мошка. С нами был один вагончик, там мы и ютились… Начали рыть землянки, рубить лес, строить жилье, готовили еду на костре. В общем, обживались. Трудно было, но жили как одна семья, помогая друг другу», -вспоминала старожил нашего города Мария Николаевна Дежицкая.
К осени на пятачке размещались уже 45 семей. Местные жители назвали поселок Усть-Балык по аналогии с названием близлежащей рыбацкой деревни и Усть-Балыкской площади. Затем поселок назвали Нефтеюганском, что совмещало в себе и нефть, и географическую привязку к реке. Несколько семей прибыли сюда, чтобы начать бурение на поисковой скважине Р-62.
В первые годы после открытия Усть-Балыкского нефтяного месторождения в наши топи и болота приезжало все больше и больше людей. У кого ни спроси, все говорят в один голос: непроходимая грязь и мошка — летом, лютый холод -зимой. Но трудности не пугали, и люди отдавали все силы на благо своей страны. Женщинам нелегко было наладить быт в поистине спартанских условиях. Старожилы вспоминают, что стены промерзали, а иногда даже волосы примерзали к железным прутьям кровати. Работали сверхурочно, охотились и рыбачили, чтобы прокормить семью, дружили с соседями и делились друг с другом всем, чем только можно было.
Но, рассказывая об этом, первопроходцы всегда улыбаются, словно скучают по временам, когда вместо благоустроенных тротуаров и широких дорог ходили по настилам из досок. Как будто скучают по той весне и первым баржам, когда на столах, помимо рыбы и мерзлой картошки, появлялись овощи, фрукты, зеленый лучок и прочие деликатесы, по которым так скучали нефтеюганцы.
А девушек носили на руках!
Через год в поселке уже построили школу, открыли медпункт. А в 1963 году открылась участковая больница, занимающая половину деревянного барака: 20 коек общего профиля, две родильных и скорая помощь. На пятачке появился клуб «Геолог», работающий круглосуточно. С восьми утра — контора экспедиции, вечером — кинозал, ночью — гостиница для ежедневно прибывающих новопоселенцев или командированных. Тем не менее «Геолог» был единственным развлечением нефтеюганцев, а потому в городе расцвела художественная самодеятельность и даже появился собственный духовой оркестр. Концерты, танцы и массовые праздники собирали полный зал. Правда, парням порой приходилось переносить девушек на руках через лужи, чтобы они могли попасть на танцевальный вечер.

Когда появились крылья…
В августе 1965 года рабочие принялись вырубать участок тайги под взлетно-посадочную полосу и площадку для вертолетов. Начали строить и сам аэропорт. А спустя год рейсовые самолеты АН-2 и Ли-2 перевозили пассажиров по маршруту Нефтеюганск — Тюмень. Правда, дорога от «вертолетки» до поселка была непроходима. Добраться в Нефтеюганск можно было только на гусеничных вездеходах.
У нас работали вертолетчики из Москвы, Тюмени и Сургута и доставляли рабочих на отдаленные участки. А 7 марта 1969 года произошло настоящее событие: впервые в истории гражданской авиации на грунтовую взлетно-посадочную полосу приземлился военно-транспортный АН-22, получивший название «Антей». Он был задействован для перевозки крупногабаритных грузов для обслуживания нефтяной отрасли.
Кстати, за историю нашего города было построено два аэропорта, и долгое время из них можно было улететь в разные города нашей страны. В начале девяностых, когда я была совсем маленькой, мы из Нефтеюганска летали с бабушкой на Большую землю.
Да будет тепло, газ и вода!
Молодежь ехала на Север из разных уголков страны: бурильщики, нефтяники и геологи. Одни -за романтикой и новыми ощущениями, другие — за деньгами, а третьи — затем, чтобы испытать на себе, что такое Север. Были и те, кто через пару лет, заработав нужное количество денег, возвращался домой. Но многие оставались, обзаводились семьями. 16 октября 1967 года Указом Президиума Верховного Совета РФСР поселок Нефтеюганск был преобразован в город окружного подчинения, в котором проживало уже 19 тысяч человек. А ровно через год была заселена первая пятиэтажка в первом микрорайоне, где были центральное отопление, газ, вода и канализация.
Конечно, при проектировании этого дома у строителей возникали вопросы. Никто не был уверен, что на таком грунте пятиэтажное здание вообще будет стоять. Тогда и представить было сложно, что через несколько десятков лет на этом грунте устоят и семиподъездные 16-этажные дома. Балки постепенно уходили в прошлое, город разрастался, наращивалась добыча нефти, и жизнь нефтеюганцев с каждым днем становилась уютнее.

Необходим как воздух!
Следует сказать, что Нефтеюганск — единственный город в Среднем Приобье, расположенный на островной территории. Летом добраться сюда можно было только по воде и воздуху, зимой организовывали зимники, и по толстому льду можно было проехать на специализированной технике. А вот в период межсезонья приходилось особенно тяжело. Много техники тонуло весной, а суда еще не могли ходить по Юганке.
В летний период на противоположных берегах выстраивались вереницы из сотен машин, ожидающих по нескольку часов своей очереди на паром. И в 1984 году, наконец, был построен мост через Юганскую Обь. Eго строили долгих шесть лет.
Из воспоминаний Романа Ивановича Кузоваткина, генерального директора производственного объединения «Юганскнефтегаз»: «Вопрос с мостом был еще тот! Все руководство на острове отрезано от производства. Но это еще куда ни шло! Хуже другое: транспортные предприятия базировались все здесь, поэтому на 50% машины простаивали. Столько раз ездил в правительство, в ЦК, доказывал, что мост необходим как воздух! Прислали «считальщиков», они считали-считали и сделали вывод: вложения не оправдывают себя. А когда стали, наконец, строить, он за два с половиной года окупился!»
Мостостроителям порой приходилось рисковать жизнью. Как будто природа специально проверяла их на прочность! Ветер, бури, ледяной холод — но в экстремальных условиях мост был построен. А спустя два десятилетия интенсивность движения по нему увеличилась настолько, что его пришлось реконструировать. Сейчас мост через Юганскую Обь считается визитной карточкой города. С него открывается прекрасный вид на Нефтеюганск, который застроен вплоть до берега реки.
Я родилась и выросла в Нефтеюганском районе, и в город мы ездили на рынок за свежим мясом, иногда — за одеждой. В моих воспоминаниях этот мост — ворота в город, в котором есть все (ну, по крайней мере, все то, чего не было у нас в поселке городского типа в пятидесяти километрах от Нефтеюганска). И эти поездки в город были настоящим приключением, полным приятных сюрпризов. Помню, как папа всегда покупал нам на рынке чурчхелу, шаурму и конфеты. Поэтому в моем детстве прокатиться по этому мосту в предвкушении необычного дня значило очень многое.

А для жителей города мост, который строили в 80-х, не только стал надеждой, но и обернулся строительством поселка Мостоотряд № 15, где были смонтированы дома для строителей, котельная и детский сад, который принял детей работников Мостоотряда. Eще десять лет назад в тех балках жили люди. Но сегодня здесь благоустроенный микрорайон из 16-этажных домов, и только название конечной остановки нескольких городских автобусов «Мостоотряд» напоминает о существовании этого поселка.
И вот они стали старожилами…
К девяностым годам Нефтеюганск расцвел. Здесь был и парк аттракционов, и прогулки на речном катере, культурные центры, кинотеатр, рестораны и магазины. В 1997 году численность населения приближалась к сотне тысяч человек. В квартирах появились телефоны, развивалась медицина, появилось местное телевидение. В это же время начали строить храмы, те самые, которые сейчас находятся вблизи легендарного пятачка. А в 2001 году появилась общественная организация «Общество старожилов Нефтеюганска». Те люди, которые когда-то строили наш город, стали важной частью общественной жизни. Они щедро делятся воспоминаниями, чтобы молодежь всегда помнила, с чего все начиналось. По их инициативе появилась аллея Первопроходцев. Они единодушно поддержали идею создания мемориального комплекса на месте первых скважин Р-62 и Р-63.
Сейчас старожилы организовывают мероприятия, ведут активный образ жизни. Их энергия, как и много лет назад, неиссякаема. Кто-то из них пытался уехать из Нефтеюганска — и возвращался снова. А кто-то и не уезжал никогда. Нефтеюганск — не просто город, который они построили. Это город, где прошла их жизнь, сложная, но очень интересная, полная событий, сбывшихся желаний и оправданных надежд.
Сегодня.
Нефтеюганск — это один из самых крупных городов Ханты-Мансийского автономного округа. Для комфортной жизни здесь есть абсолютно все: сады, школы, поликлиники, музеи, памятники, торгово-развлекательные и спортивные центры. Деревянные двухэтажки, которые долгое время были огромной частью нашего города, снесены, а взамен построены благоустроенные микрорайоны.
И сложно поверить в то, что еще полвека назад здесь не было ничего, кроме болот, тайги и маленького пятачка, в прошлом — центра вахтового поселка.
Чтобы каждый из нас помнил, как все начиналось, каким непростым и тернистым был этот путь, ежегодно сотрудники музейного комплекса и организуют праздник первой улицы. В первую очередь это праздник для тех, кто строил Нефтеюганск. Старожилы с удовольствием принимают участие в этом событии. Они не просто приходят посмотреть концерт под открытым небом, но и сами становятся частью этого события, главными героями ярмарки «Дары земли нефтеюганской», где представляют все то, что растят на своих дачах и огородах. И эти тыквы размером с чемодан, и итальянская черная картошка, выращенная на нашей земле, и местные арбузы, и яблоки — это еще одно подтверждение тому, что на Севере невозможное возможно.

А еще на празднике первой улицы всегда организуют парад семей. В этот день пары Нефтеюганска надевают национальные костюмы, свадебные платья и вне зависимости от количества прожитых лет приходят к ротонде, чтобы пройти через набережную до аллеи Новобрачных и на дереве завязать на счастье разноцветные ленты. Ленты, которые становятся символом нежности, преданности, преодоления трудностей и самое главное -любви друг к другу и городу, в котором мы живем.
Фото предоставлены редакцией газеты «Здравствуйте, нефтеюганцы».
***
фото:
