Одной зарплаты недостаточно
Высокая зарплата и корпоративная культура больше никого не могут удержать на производстве. К такому выводу пришли участники дискуссии о популяризации рабочих профессий, организованной компанией «Русские сезоны» (эта компания владеет сетью химчисток).
Как заметила генеральный директор компании Анна Бахарева, традиционные методы борьбы с кадровым голодом исчерпали себя: «Мы активно работали над условиями, но постепенно стало ясно: даже хорошая оплата не удерживает людей. Поэтому мы инициировали разработку концепции популяризации рабочих специальностей в Тюменской области».
Для начала опросили 800 жителей области, ХМАО и ЯНАО. Выводы неутешительны: статус рабочих профессий занижен из-за стереотипов, а для соискателей важны не только деньги, но и стабильность, карьерный рост и уважение в обществе. Среди факторов, влияющих на престиж, выделили достойную зарплату, возможность трудоустройства выпускников учебных заведений, карьерные перспективы, стабильность, уважение к труду, а также меры поддержки вроде жилья или социальных льгот.
Eкатерина Соболева, ведущий консультант отдела по взаимодействию с работодателями областного центра занятости населения, привела такие цифры: в центре занятости зарегистрировано 1525 человек, из которых 687 — представители рабочих профессий. С начала года по сентябрь трудоустроен 201 человек именно на рабочие специальности. Всего в базе центра занятости 3333 вакансии, из них рабочие места составляют 9000, а рабочих профессий — 5492. Для инвалидов предусмотрено 865 вакансий, а для несовершеннолетних инвалидов — 1125.
Повысить привлекательность рабочих профессий предлагают с помощью примеров личного успеха и позитивного опыта, которые могут мотивировать студентов и школьников. Например, показывая, что работа в современной химчистке не только безопасна и чиста, но и позволяет развиваться. Леонид Андреев, руководитель образовательно-производственного центра транспортно-дорожного строительства Тюменского колледжа производственных и социальных технологий, видит решение проблемы в том, чтобы вовлекать студентов в производство, а предприятия — в образовательный процесс.
