Кино, которое не врет

Дмитрий Колобов — режиссер документального кино, продюсер и директор кинокомпании «Станция документальная».
«В документальном кино команда всегда подбирается под конкретный проект — это общая практика всех киностудий», — рассказывает Колобов. — Те же стриминговые платформы: у них есть набор продакшенов, с которыми они сотрудничают. У нас появляется идея, связанная с тем, что происходит в мире. Eсть тема, которая тебе интересна, и ты хочешь в ней разобраться».
— В 2021 году мы снимали фильм о бездомных животных, потому что мой кот и собака — бывшие поте-ряшки. Мне хотелось рассказать об этом. Поиск идей — это, по сути, твои вопросы к миру. Как таковой генерации идей чаще всего не происходит: многое в документалистике рождается ситуативно. При этом всегда есть запрос на долгосрочный контент. Простой пример: выходил фильм про Пелевина. Это фигура, вызывающая интерес у широкой аудитории из-за всего мистицизма, который его окружает. Предположительно, начались съемки игровых сериалов по его книгам, и пока зритель будет ждать новые серии, он может посмотреть документальный фильм о писателе. Все работает в связке.
Сценарий пишется в последнюю очередь, ведь заранее невозможно предсказать, что произойдет во время съемок. Документальное кино по-настоящему рождается на монтаже.
— Вы работаете именно с авторским документальным кино?
— Мы работаем с разными форматами. Eсли говорить о проектах, которые мы делали на moi-portal.ru с 2019 по 2024 год, — мы сняли полтора десятка документальных фильмов разной продолжительности и два документальных сериала. Это в основном социальное и журналистское кино.
Важно понимать жанровые границы. Например, фильм «Пылающий горизонт» — о лесных пожарах в Тюменской области в 2023 году. Там около 10 минут игровых эпизодов, которые связаны с основной, 50-минутной документальной частью. Художественные сцены помогают вовлечь зрителя.
Зритель сегодня избалован блок-бастерами и не готов платить за российские документальные фильмы в прокате. Для документального кино еще сложнее — у нас в стране в целом нет устойчивой культуры его просмотра.
Мы позиционируем «Пылающий горизонт» как документальный блок-бастер, а фильм «Хоккеистки» я бы назвал массовым и зрительским. В этом году мы открыли для себя новую форму — документальное кино о любви, где снимаем свадьбы. Это свежий продукт для рынка. Картинка у нас не глянцевая, мы скорее наблюдатели, показывающие реальную жизнь.
— Где сейчас можно получить финансирование? Куда команды ходят с идеями?
— Объективно самый крупный источник финансирования — это конкурс Министерства культуры, который проходит дважды в год. Мы участвовали в прошлом году, подавались и в этом, но не прошли на этап питчинга. Оба наших фильма — и «Хоккеистки», и «Пылающий горизонт» — получили одинаковые оценки (по 44 балла из 50) и никуда дальше не прошли. Eсть ощущение, что нас слили. Интересно, что крупные студии, которые на средства Минкульта обычно и живут, как раз таки прошли.
Это проблема: многие достойные фильмы не доходят даже до питчинга. Минкульт при этом не объясняет причины — просто выставляют баллы.
В 2022 году появился Фонд поддержки регионального кино. Мы туда пока не подавались — так как в последнем конкурсе не могли участвовать полные метры, а наши два фильма как раз полнометражные. Но уже известно, что они профинансировали около 200 фильмов, которые сейчас ездят по фестивалям. Бюджеты небольшие: на Минкульте можно получить до 5 миллионов на короткий метр, у ФПРК — около 1,7 миллиона. Этого мало, но снять фильм можно.
Eсть также конкурс ИРИ (Институт развития интернета), у них свои требования, в основном интересуют документальные сериалы. Хорошо работает Президентский фонд культурных инициатив, мы с ними сотрудничали, и весьма успешно.
— Как идет работа над «Хоккеистками»?
— Хоккеистки сами нас нашли. В прошлом году мы снимали сериал о неженских профессиях. В какой-то момент у нас закончились героини, и мы сделали пост о наборе. Тюменка Вика Буторина, игрок хоккейной команды из Верхней Пышмы, откликнулась. Мы не рассматривали женский спорт как неженскую профессию, но поняли, что это отличная история.
Я понял, что об этом еще никто не снимал, и решили найти других героинь. Сейчас у нас четыре потрясающие героини: две хоккеистки из Москвы и две из Тюмени, все играли в Пышме. У каждой своя история. Контракты у всех завершались, и было интересно наблюдать, как будут развиваться события в процессе съемок.
Сейчас я пересматриваю интервью, снятые год назад, и вижу, как изменились девушки. Спорт — это простой и эффективный способ входа в документалистику, потому что конфликт всегда есть. Некоторые режиссеры придумывают конфликт специально, но на самом деле его нужно искать — и он находится сам.
У всех героинь разный итог сезона, и теперь главное — собрать историю и не испортить ее. У каждой — свои цели, амбиции, и это делает фильм интересным. Мы хотим закончить проект к ноябрю и провести премьерные показы в Тюмени и Eкатеринбурге. Многое зависит от финансирования. «Станция документальная» продолжает искать возможности, чтобы улучшить качество продукта и довести проект до зрителя в лучшем виде.
ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА
***
фото:
