X

  • 05 Декабрь
  • 2025 года
  • № 139
  • 5782

Любимое дело продлевает жизнь

Валентина Прокопьевна Медведева 45 лет проработала в школе учителем русского языка. В этом году ей исполняется 90 лет.

Наша встреча с ней началась необычно. Eдва переступив порог ее дома, я услышала, что для начала должна выполнить задание: написать два предложения с использованием словосочетания «атлас дорог». Задание с подвохом, ведь оба слова — омографы, одинаковые по написанию, но имеющие разное значение в зависимости от ударения. Валентина Прокопьевна тестировала меня. А ее всю жизнь тестировала судьба.

От Белого моря до Бреста

Eе довоенное детство прошло в Архангельске, крупном портовом городе на Белом море. Мама работала учителем начальных классов, папа — военнослужащий. Для отца война началась еще в 1939 году, с советско-финской войны, в которой СССР старался отодвинуть свою северо-западную границу и обезопасить Ленинград, находившийся менее чем в тридцати километрах от Финляндии. В первые дни Великой Отечественной войны отец ушел на фронт, был командиром танка. Семья осталась в Архангельске. Под оккупацию город не попал, но с сентября 1941 года подвергался авианалетам. Только в августе-сентябре 1942 года фашистские самолеты сбросили на городские кварталы Архангельска более 20 тысяч зажигательных и фугасных бомб. В тушении «зажигалок» принимали участие и взрослые, и дети, в том числе и старшие братья Валентины. Мама в это время работала в госпитале, а шестилетняя Валя ухаживала за годовалым братом. В 1943 году семья перебралась в далекий Вельский район на границе с Вологодской областью. В 1944 году отца после тяжелого ранения перевели в военный городок в восьми километрах от Брестской крепости. Валентина пошла во второй класс. Eздить в школу приходилось далеко, детей из городка возили на уроки на стареньком «студебеккере». Кругом стояли густые леса, но собирать грибы и ягоды ни взрослым, ни детям не разрешали из-за неразорвавшихся мин и снарядов.

В декабре 1945 года, когда отец демобилизовался, семья переехала на Северный Кавказ, в Ставрополь. В 1947 году у родителей родился еще один, шестой ребенок, а Валя поступила учиться в женскую среднюю школу. Она до сих пор помнит, что историю вел Иван Афанасьевич, биологию — Петр Георгиевич, физику — Раиса Николаевна.

— Физика в нашем классе была любимым предметом, — рассказывает Валентина Прокопьевна. — Кабинет физики располагался в подвальном помещении. На уроки мы приходили пораньше, затемно, чтобы смотреть на звездное небо. Раиса Николаевна нам увлекательно рассказывала о созвездиях. Она же учила нас, девочек, домоводству, например, печь блины.

Особые способности Валя всегда проявляла к русскому языку. Как-то однажды забежала в гости к соседке, учительнице начальных классов, у которой недавно родился ребенок.

— Захожу, а она проверяет тетради, — вспоминает Валентина Прокопьевна. — Села с ней рядышком и сразу увидела ошибку в тексте. Тетя Галя внимательно на меня посмотрела и говорит: «А ну-ка, вот это еще проверь». С тех пор она доверяла мне почти всю проверку тетрадей. Наверное, тогда и зародилось мое желание тоже быть учителем русского языка. К тому же я очень любила читать. Родители приносили домой такие книги, от которых было не оторваться! И после десятого класса не раздумывая поступила на литфак Ставропольского пединститута.

Зов целины

Вуз Валентина Прокопьевна окончила в 1958 году. Это было время грандиозных преобразований и начала реализации первых крупных общенациональных проектов. Одним из них стало освоение целинных и залежных земель. Целину объявили всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Позже историки подсчитали, что в общей сложности на освоение целины из центральных регионов России было направлено около миллиона человек.

Одним из крупных регионов освоения целины стала Омская область. Шесть тысяч комсомольцев приехали поднимать омскую целину. Не смогли остаться в стороне и выпускницы Ставропольского пединститута. Валентина и шесть ее подруг попросили в деканате направить их по распределению в Сибирь: «Хотим туда, где жизнь кипит!»

Она попала в Краснодарку Павлоградского района, в школу-интернат, в которой жили и учились дети из семи деревень. В первый год вела не только русский язык и литературу, но и ту самую физику, которую когда-то так любила.

— Классы у нас были сборные, в одном пять человек, в другом -семнадцать. Ребята все деревенские, хорошие, трудолюбивые. Многих из них война оставила без отца, некоторых и без матери, — рассказывает Валентина Прокопьевна. -Мы вместе проводили время и в школе, и после уроков.

В Краснодарке она познакомилась и с будущим мужем Владимиром. От гуманитарной сферы он был далек, работал механиком на тракторной станции, специализировался на ремонте автомобилей. К нему, как бы сейчас сказали, выстраивались очереди, коллеги называли его мастером золотые руки. Поженились, родился сын. После декретного отпуска хотела выйти на работу, но мест в городских школах не осталось, даже на полставки. Вакансии предлагали только в сельской местности. Однако условия в некоторых селах не подходили для жизни с грудным ребенком: в одном не было воды, до другого добираться приходилось на трех автобусах. Валентина выбрала Арзгир — районный центр почти в 200 километрах от Ставрополя. В местной восьмилетней школе № 3 требовался учитель словесности. Молодому специалисту подготовили квартиру. Нашлась работа и для Владимира, а для сына — ясли. В Арзгире они остались и прожили там 53 года.

После завершения работы в школе в 1997 году Валентину Прокопьевну пригласили в отдел образования курировать русский язык, литературу, историю, иностранные языки, помогать молодым учителям. За многолетний добросовестный труд Валентина Медведева удостоена почетных званий «Старший учитель», «Отличник народного образования», имеет огромное количество почетных грамот и благодарностей.

Уроки после уроков

С 2001 года в стране начали вводить EГЭ, вначале как экспериментальный экзамен, а с 2009 года как обязательный. Для того чтобы получить хорошие баллы, ученикам часто требовалась дополнительная подготовка. Так Валентина Прокопьевна занялась репетиторством.

В 2015 году сын перевез маму в Тюмень. И здесь она не могла сидеть без дела, скучала по педагогической работе. Учеников не искала, они сами ее находили. Завела особую тетрадь в клеточку, чтобы записывать каждого и потом отслеживать их достижения. Напротив многих фамилий стоят значки — «ЗМ», «СМ», что означает золотая или серебряная медаль.

Сейчас у нее занимается девятиклассник Матвей. В прошлом учебном году у мальчика отметки по русскому языку, как он сам говорит, были не очень. Тем не менее опытный учитель считает его способным и верит в успех.

— С Валентиной Прокопьевной мне интересно заниматься, — рассказывает Матвей. — Она объясняет все очень понятно. Строгая, но может и улыбнуться. Всегда радуется, когда получаю хорошую оценку. На первом уроке мы писали диктант и разговаривали о жизни. О том, что важно не только знать правила русского языка, но и жить правильно, помогать людям. Мне кажется, настоящий учитель должен верить в тебя, поддерживать, объяснять, как себя вести.

— Когда у мамы появляются ученики, она преображается, — говорит Олег Медведев. — С ними становится бодрее, возвращаются прежние учительские интонации в голосе. Для нее ученики — смысл жизни. Они спасают ее, поддерживают, воодушевляют. Я точно знаю: ученики продлевают учителю жизнь.

ФОТО ИННА ГОРБУНОВА

***
фото: Валентина Медведева за рабочим столом;Правнуки Валентины.

Поделиться ссылкой:

  • Василий Васильевич Комаров

    Валентина Прокопьевна — человек-легенда! Она воспитала такое количество грамотных людей, что если их собрать вместе, получится мегаполис! Тот багаж знаний, который она дала лично мне, не исчерпан даже за 50 лет. Здоровья Вам, наша любимая Валентина Прокопьевна, долгих лет жизни и благодарных учеников!!!

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта